Блокировка счетов

Сколько в «черных списках» банков добросовестных клиентов. И что изменится

За этот год банками были остановлены 460 тыс. транзакций на сумму 180 млрд. рублей, закрыты тысячи предпринимательских счетов, владельцы которых подозреваются банкирами в отмывании доходов и финансировании терроризма.
Сколько в «черных списках» банков добросовестных клиентов. И что изменится

За этот год банками были остановлены 460 тыс. транзакций на сумму 180 млрд. рублей, закрыты тысячи предпринимательских счетов, владельцы которых подозреваются банкирами в отмывании доходов и финансировании терроризма.

Что думает бизнес

Предпринимательское сообщество взбудоражено. Бизнесмены считают, что банки действуют исключительно на свое усмотрение, выступая в роли финансовых регуляторов, налоговых органов.

Отказы в обслуживание, изгнание из банка (иногда с удержанием «прощальной» комиссии) стали носить массовый характер.

«Черный список» банков официально называется 550-П.

Что думают банкиры

Ассоциация «Россия» провела опрос кредитных организаций, попросив их оценить долю добросовестных клиентов, попавших в список отказников по формальным причинам, не связанным с их вовлеченностью в незаконные операции.

По оценке 70% участников опроса, в списках отказников количество добросовестных клиентов, по которым за последний год наблюдалось два и более отказа в проведении операций, превышает статистическую погрешность в 5%.

Среди лиц, обслуживание которых было прекращено по основаниям, предусмотренным законом 115-ФЗ, доля добросовестных клиентов, по оценке большинства опрошенных, не превышает 5% и чуть менее чем у четверти опрошенных находится в пределах 5-10%.

Наибольшее количество добросовестных клиентов оказываются в списках отказников по причине отказа в заключении договора банковского счета (вклада). Четверть банков оценивают их долю более чем в 30%, а почти по 20% опрошенных считают, что их 10-30%.

Соответственно, прекращение обслуживания по основаниям закона 115-ФЗ является наиболее объективным критерием, позволяющим определить вовлеченность клиента в незаконные операции, в то время как другие критерии, особенно отказ в открытии счета зачастую носят субъективный характер, в них велика доля отказов по принципу «лучше отказать, чем тратить ресурсы на углубленный анализ и мониторинг клиента».

Высокая доля добросовестных клиентов при отказе в заключении договора обусловлена также массовыми отказами в заключении договоров, имевшими место после начала передачи информации согласно Положению 550-П.

Несмотря на вышеприведенные данные, 96% участников опроса считают списки отказников полезным инструментом, а почти 30% полагают, что с их помощью решается задача прекращения миграции недобросовестных клиентов из одной кредитной организации в другую.

Что уже сделано

ЦБ выпустил Методические рекомендации № 29-МР от 10.11.2017 «О подходах к учету кредитными организациями информации о случаях отказа от проведения операций, от заключения договора банковского счета (вклада), о случаях расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом, доведенной Банком России до их сведения, при определении степени (уровня) риска клиента».

Банк России акцентирует внимание на необходимости исключения случаев принятия решений об отказе или решений о расторжении договора банковского счета на основании обстоятельств, напрямую не связанными с риском отмывания доходов или финансирования терроризма (ОД/ФТ).

Но этого мало. Нужны более действенные меры.

Что планируется

Центробанк совместно с Росфинмониторингом готовит поправки в «антиотмывочный» закон 115-ФЗ, которыми, в частности, предлагается установить возможность использования информации об отказах только для определения степени риска клиента.

Поправками будет закреплен механизм «реабилитации» лиц, в отношении которых были применены меры по отказам.

Речь идет о законопроекте № 313457-7, который на минувшей неделе был принят во втором чтении.

По новой версии 115-ФЗ в случае отказа банка в проведении операции или открытии счета клиент вправе направит в банк документы, свидетельствующие об отсутствии у банка оснований для таких решений.

Банк, в свою очередь, обязан рассмотреть эти документы в течение 10 рабочих дней, после чего объявить клиенту о своем решении — устранены ли основания для решения об отказе в проведении операции (или открытии счета) или нет.

Если клиент не согласен с решением банка, он вправе обратиться в межведомственную комиссию при ЦБ РФ.

Законопроектом предусмотрено, что будет создана «вторая» инстанция — межведомственная комиссия, рассматривающая жалобы клиентов на независимой площадке с участие Банка России и Росфинмониторинга.

Начать дискуссию

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Мошенничество

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Инвестиции

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Товарный знак

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

ЭДО

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels
Кадровый учет

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Интересные материалы

Кредитование

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру