Трудовые проверки

Что изменилось в трудовых проверках в 2018 году

Проверка трудовой инспекции – одно из самых неприятных и хлопотных мероприятий в работе кадровика. Знание некоторых нововведений и тонкостей поможет легче ее пройти.
2,2 тыс. 8
Что изменилось в трудовых проверках в 2018 году

Проверка трудовой инспекции одно из самых неприятных и хлопотных мероприятий в работе кадровика, поскольку именно от того, насколько соблюдаются работодателем требования трудового законодательства, насколько качественно оформлены документы и ведётся кадровый учет, зависят итоги проведения проверок.

Знание некоторых нововведений и тонкостей поможет легче пройти проверку. Итак, приступим к обсуждению.

1. Риск-ориентированный подход. Как применять?

С 2016 г. в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля, снижения издержек компаний и предпринимателей, а также повышения результативности своей деятельности контролирующие органы начали применять риск-ориентированный подход.

Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 установлены так называемые категории риска и классы (категории) опасности. Принадлежность организации к определенному классу опасности определяет периодичность и особенности проведения мероприятий по контролю. Рассмотрим их более детально.

Принадлежность к 1, 2 и 3 классу опасности организации определить достаточно просто: такая информация размещена на сайтах госорганов. Если свою организацию в опубликованных перечнях вы не нашли, но класс опасности по-прежнему не известен, вы можете направить соответствующий запрос в ГИТ или рассчитать класс опасности самостоятельно, с учетом критериев отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска.

Критерии отнесения работодателей к определенной категории риска закреплены в Постановлении Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» (Приложение 1). В нем подробно описаны формулы, коэффициенты и показатели для определения класса опасности.

Если вкратце, то во внимание принимаются следующие показатели:

  • сфера деятельности организации;
  • среднесписочная численность работников;
  • несчастные случае за предыдущий год;
  • наличие задолженности по заработной плате;
  • административные наказания за предыдущие 3 года.

Можно ли изменить класс опасности?

Безусловно да, можно. Достаточно обратиться с заявлением об изменении класса опасности и приложить необходимые документы, подтверждающие принадлежность к более низкому классу. Заявление об изменении класса опасности подлежит рассмотрению в течение 15 рабочих дней с момента его получения органом, который вправе принять решение об удовлетворении такого заявления либо об отказе в его удовлетворении.

2. Изменения порядка проверок работодателя с 01.01.2018 г.

Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2017 г. № 1080 утверждены изменения в порядок проведения проверок ГИТ, вступившие в силу с 01.01.2018 г.

Теперь при проведении плановых проверок всех работодателей государственные инспекторы труда используют проверочные листы (списки контрольных вопросов, чек-листы), и плановая проверка должна ограничиваться вопросами, содержащимися в чек-листе.

Для каждого предмета проверки предусмотрен свой чек-лист. Ознакомиться с ними можно на сайте ГИТ. Всего ГИТ разработано 109 проверочных листов.

Чем это полезно?

Работодатель заранее сможет подготовиться к проверке, узнать, какие документы будут проверяться, что в них должно быть в обязательном порядке, и исправить все выявленные недоработки.
Проверяющий ограничен вопросами, содержащимися в чек-листе. Требовать от работодателя предоставления дополнительных сведений и документов он не вправе.

3. Сертификат доверия работодателю

Для того чтобы определить работодателей, гарантированно соблюдающих права работников, повысить их статус на современном рынке труда, в России на региональном уровне реализуется проект по декларированию деятельности предприятий по реализации трудовых прав работников. Участникам проекта выдается сертификат доверия работодателю.

Такая возможность регламентирована положением об участии организаций и индивидуальных предпринимателей Челябинской области в проекте «Декларирование деятельности организаций и предпринимателей по соблюдению трудового законодательства» от 03.06.2018 г. Подробнее с ним можно ознакомиться по ссылке.

Участие в проекте вправе принять организации, соответствующие условиям, содержащимся в Приложении № 1 к Положению. Самым существенным условием является соблюдение трудового законодательства в полном объёме.

Получение такого сертификата имеет как плюсы, так и минусы:

Плюсы:

  • На период действия Сертификата доверия работодатель освобождается от проведения плановых проверок ГИТ на 4 года.
  • Получению сертификата фактически предшествует аудит кадровой документации высококвалифицированными специалистами трудовой инспекции, т.е. работодатель получает консультацию и возможность скорректировать выявленные нарушения без привлечения к ответственности.
  • Наличие сертификата повышает привлекательность работодателя для высококвалифицированных кадров. Информация об организации как о добросовестном работодателе, гарантированно соблюдающим права работников, размещается на официальном сайте ГИТ.

Минусы:

  • Можно привлечь нежелательное внимание ГИТ по истечению срока действия сертификата и в случае вынесения решения об отказе от участия в проекте.

Приведенные нововведения безусловно заслуживают внимания. Но только практика покажет, насколько они облегчат жизнь работодателям.

Начать дискуссию

Прокуратора может изъять акции «Макфы» в пользу государства

Прокуроры доказывают в суде, что производство макаронных изделий под брендом «Макфа» имеет коррупционное происхождение. Их бенефициары вели бизнес, работая в органах госвласти.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
ЭДО

Минтранс хочет провести эксперимент с переходом на ЭДО грузоперевозок на всех видах транспорта

Проведение эксперимента по переходу на электронный документооборот затронет грузоперевозки автомобильным, морским, речным, железнодорожным и воздушным видами транспорта.

Банки

Приложение Райффайзенбанка снова работает

Специалисты устранили внутреннюю техническую ошибку, которая не позволяла клиентам отправить деньги.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Как нанять толкового бухгалтера в компанию: рекомендации экспертов

Ошибки бухгалтера приводят организацию к лишним затратам и огромным штрафам, а в особенно тяжелых случаях могут довести до ликвидации компании. Как же не допустить этого и нанять хорошего специалиста? Составили инструкцию для руководителей с комментариями наших экспертов.

Как нанять толкового бухгалтера в компанию: рекомендации экспертов

Меняются правила работы с госзакупками: что такое цифровой контракт, кто и в какой форме должен его составлять

С 1 апреля у заказчиков на госзакупках появляются новые обязательства. Теперь после проведения тендера они должны заключать цифровой контракт в единой информационной системе.

Иллюстрация: Вера Ревина, Клерк.ру

Верховный Суд защитил недвижимость предпринимателя от притязаний церкви

Коммерсант много лет добросовестного использовал для сельского хозяйства арендованный земельный участок, на который вдруг стала претендовать РПЦ.

1
56
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Управление персоналом. Принципы управления человеческим ресурсом

Даже при условии стремительного развития автоматизации в бизнесе еще невозможно отказаться от человека. От персонала требуется обслуживание оборудования, предоставление консультационных услуг, ведь машины пока не обладают теми способностями для разъяснения сложных вопросов, как это способен сделать человек.

Управление персоналом. Принципы управления человеческим ресурсом

🔥 Четыре новые онлайн-курса этой весны уже в подписке Клерк.Премиум!

Оформите годовую подписку Клерк.Премиум со скидкой 50% за 9900 рублей и получите доступ к самым свежим материалам и курсам!

Российский экологический оператор: нужно отказаться от пластиковых бонусных карт и бумажных чеков

В РЭО создали концепцию по сокращению отходов. Экологи, Минприроды и ФНС поддерживают идею перейти на электронные чеки и не печатать бумажные.

3
70

С какими страхами сталкиваются предприниматели. Чего боятся успешные люди

По данным ВЦИОМ, те или иные фобии есть у каждого восьмого жителя России. Предприниматели, в том числе достигшие определенных высот – не исключение. Почему страх нельзя отрицать, и какие чаще всего преследуют людей в бизнесе.

С какими страхами сталкиваются предприниматели. Чего боятся успешные люди

Какие проблемы может решить управленческий баланс в финансовом анализе

Собственник бизнеса, который хочет уйти из операционной деятельности компании, должен научиться читать управленческий баланс. Из него можно понять, что происходит с предприятием, развивается оно или угасает.

1
45

О том, как налоговая со своим уставом в чужой монастырь залезла. Судебная практика

Все более увеличивающееся желание налоговых органов пополнить бюджет (а иногда, просто показать принципиальность налогоплательщику) заставляет инспекторов открывать для себя новые грани неизведанного и пытаться разбираться в тех отраслях права и знаний, которые для них всегда были чуждыми.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Для замены лет при оплате больничных будет специальная форма бланка

В общем случае при расчете больничных берут зарплату за 2 предыдущих года. Но если там был отпуск по беременности и родам или уходу за ребенком, эти годы можно заменить. Для такой замены сотрудница должна написать заявление.

Кассовая дисциплина 2024: основные нарушения, последствия и риск–ориентированный подход ФНС

Как работает риск-ориентированный подход регулятора (об этом говорил Президент в своем Послании к Федеральному собранию) при контроле пользователей касс и ОФД ? Каковы правила и как устроена система кассовой дисциплины. Что ждет нарушителей, рассказываем в обзоре.

Кассовая дисциплина 2024: основные нарушения, последствия и риск–ориентированный подход ФНС

Оставленная в рабочем компьютере флешка с электронной подписью «стоила» коммерсанту 2+ млн рублей

Благодаря оперативно принятым мерам полицейскими Красноярского края свыше 2 млн рублей не попали в руки мошенников.

Если вы ошиблись в сумме уведомления по ЕНП, обнулять ее не надо

Ошибка в сумме налога в уведомлении по ЕНП исправляется подачей нового уведомления с правильной суммой.

Банки

Клиенты Райффайзенбанка не могут отправить деньги в приложении

Пользователи жалуются, что в приложении Райффайзенбанка не работают денежные переводы по номеру телефона и между счетами.

❓Что выбрать: переподготовку, повышение квалификации или онлайн-курсы? Разберемся, что подойдет именно вам

Мы сделали разбор по нашим основным обучающим продуктам. Объясним, чем курсы повышения квалификации или переподготовки отличаются от онлайн-курсов. Из поста вы поймете, какое обучение подходит именно вам. Забирайте в закладки, чтобы не потерять.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
18
111

Обновления Telega.in, и как они вам помогут сделать рекламу еще эффективнее

Это вы удачно зашли — тут про обновления в Telega.in рассказывают.

Обновления Telega.in, и как они вам помогут сделать рекламу еще эффективнее

Интересные материалы

4 признака, которые говорят, что пора автоматизировать бизнес

Чаще всего собственники и руководители замечают, когда в бизнесе что-то идет не так. Но так как они погружены в решение оперативных задач, то не сразу могут увидеть, что многие вопросы можно решить с помощью автоматизации. В итоге менеджмент борется с симптомами, а проблема остается. Разбираемся, какие признаки говорят о том, что вам пора автоматизировать бизнес.

4 признака, которые говорят, что пора автоматизировать бизнес