Два адреса — две позиции

Споры между налоговиками и налогоплательщиками о необходимости совпадения юридического и фактического адресов идут уже давно и не могут разрешиться по сей день.
3,5 тыс. 3

Споры между налоговиками и налогоплательщиками о необходимости совпадения юридического и фактического адресов идут уже давно и не могут разрешиться по сей день.

Анна Алексенцева

Налоговики — за единство...

По закону зарегистрированная фирма, а также все ее обособленные подразделения, недвижимое имущество и транспортные средства обязаны состоять на налоговом учете, причем удаленно по месту своего нахождения (пп.2 п.1 ст.23, п.1 ст.83 НК). При постановке на учет налоговики пользуются сведениями, содержащимися в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), откуда и получают, помимо другой необходимой информации, адрес исполнительного органа юридического лица или же любого иного органа (лица), имеющего возможность действовать от имени компании без доверенности (п.3 ст.83 НК).

На практике процесс перерегистрации в новой налоговой занимает обычно от двух до восьми месяцев.

С фирмами, которые зарегистрированы по одному адресу и по нему же фактически осуществляют свою деятельность, вопросов не возникает, а те, у кого юридическое место нахождения отличается от фактического, становятся отличным поводом для продолжительных дискуссий. Получается, что документально у инспекторов предприятие фигурирует по одному адресу, а свою деятельность налогоплательщик осуществляет по другому. Такое «положение вещей» налоговиков не устраивает. Они настаивают на единстве адресов, называя противоположную ситуацию неудобной для поиска и сбора платежей. Действительно, такой разнобой в информации создает многочисленные трудности в правоприменительной области, при исполнении судебных и иных взысканий, а также при осуществлении контроля за соблюдением соответствующего законодательства в процессе деятельности организаций.

...а фирмы — за разнообразие

Прежде всего следует заметить, что таким нехитрым способом ведения деятельности пользуется в основном малый и средний бизнес. В нашей стране небольшому предприятию довольно трудно не только открыться, но и вести дальнейшую деятельность. Существует целый ряд организационных и материально-финансовых барьеров, которые фирмам приходится преодолевать на пути к выживанию. К первым из них бизнесмены относят в основном трудности при регистрации фирмы, ее юридическом оформлении, недостаток свободных помещений, а также кадровые проблемы и многое другое. Ко вторым можно причислить сложность формирования стартового капитала, трудности в получении кредитов, налоговый прессе На самом же деле можно бесконечно долго перечислять все «кочки», на которых спотыкаются наши коммерсанты, и чтобы выжить в таких условиях, необходима феноменальная сообразительность, которая позволит обойти максимально возможное количество этих препятствий и не споткнуться. В истории с адресами, например, можно воспользоваться отсутствием в законе четко сформулированного запрета на наличие двух адресов у одной фирмы, поэтому, если такая мера действительно облегчает жизнедеятельность компании, то грех этим не воспользоваться.

Обещанного три года ждут

Если подходить с точки зрения законодательства, то процедура перерегистрации кажется довольно простой и безболезненной. Сбор, внесение изменений и подача необходимых документов в инспекцию по месту налогового учета много времени не занимает. Далее идет обязательная в этом случае процедура по сверке в ИФНС расчетов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами для выявления или опровержения задолженностей предприятия перед ними (п.3 приказ ФНС от 9 сентября 2005 г. № САЭ-3-01/444@). На это уйдет 10 — 15 рабочих дней в зависимости от выявления расхождений данных ИФНС и организации. Эта операция совершается одновременно с перерегистрацией предприятия и не должна влиять на отведенные для этого сроки. В течение пяти дней после получения нужных бумаг налоговики должны внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ, уведомив о результате фирму, и в трехдневный срок после этого передать сформированный пакет бумаг в налоговый орган по новому адресу фирмы. В свою очередь, новая инспекция обязана поставить компанию на учет в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения указанного выше пакета бумаг (выписки из ЕГРЮЛ и файла выгрузки из ЕГРН) (п. 2, п. 3 приказ ФНС от 20 декабря 2004 г. № САЭ-3-09/165@).

В настоящее время предприниматели пользуются тем, что запрет на наличие у одной фирмы двух адресов не прописан в законодательстве.

Но вот здесь-то и «зарыта собака». На деле, как правило, получается, что ввиду ряда необъективных причин фирма оказывается в подвешенном состоянии на неопределенный срок. С учета-то ее сняли, а вот на новом месте на учет не поставили. Как говорится «обещанного три года ждут»: документы, прежде чем пройти через все чиновничьи манипуляции, должны отлежаться в чьем-нибудь столе. А в это время бухгалтерия фирмы будет ломать себе голову, куда же сдавать отчетность, ведь обязательство по уплате денежных средств в бюджет никто не отменял. В дополнение ко всему вину за несвоевременную регистрацию по новому месту прописки могут попытаться переложить на фирму. Однако в пункте 2 статьи 109 Налогового кодекса совершенно ясно написано, что при «отсутствии вины лица в совершении налогового правонарушения» оно «не может быть привлечено к ответственности» за его совершение. Если же фирма уже окончательно увязла с перерегистрацией, то опытные в этом деле люди советуют не оставлять этот болезненный процесс на самотек. Его необходимо постоянно контролировать. Если по непонятным причинам фирма оказалась непричастной ни к одной из двух налоговых инспекций, то лучше сдавать отчетность до прояснения ситуации сразу в обе ИФНС или получать официальный письменный отказ в принятии документов. Одновременно с этим очень действенно будет отписаться о сложившейся ситуации руководителю инспекции, который, скорее всего, и не ведает о происходящем.

Вот и получается, что, с одной стороны, налоговики придираются к несоответствию адресов, а с другой, — умудряются своей плохо организованной работой отбить все желание исправить ситуацию. Впрочем, при всем вышесказанном желание победы в этой схватке со стороны ФНС достаточно сильное, и работа над урегулированием пресловутого несоответствия не стихает.

Заполняем правильно

Ответ на вопрос о том, какой адрес указывать при заполнении счетов-фактур, указан в приложении 1 к правилам ведения журналов учета счетов-фактур (утв. постановлением правительства от 2 декабря 2000 г. № 914): строки 2а и 6а счета-фактуры заполняются данными о месте нахождения продавца (покупателя) соответствующим его учредительным документам, а строки 3 и 4 — почтовым адресом грузоотправителя (грузополучателя). Если по учредительным документам у предприятия два адреса (юридический и фактический), то Минфин разрешает при заполнении строк 2а и 6а счетов-фактур указывать любой из них или оба сразу (письмо Минфина от 7 августа 2006 г. № 03-04-09/15) . Иные комбинации адресов могут повлечь недоразумения.

Начать дискуссию

Банк ВТБ начал тестировать свою метавселенную

Разработка напоминает игру Roblox, в которой у пользователей есть свои цифровые личности.

105

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Бухгалтеры

Зарабатывай с «Клерком». Реферальная программа Клерк.Партнер

Да-да, теперь и у нас появилась собственная реферальная программа. Вы можете рекомендовать наши курсы и вебинары и получать доход. 

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
1
361
Маркетплейсы

Банкам не нравится, что маркетплейсы проводят оплату через свои структуры

Ozon и Wildberries дают клиентам скидки, если они проводят оплату заказов через свои финансовые инструменты. Банки расценивают это как нарушение конкуренции и просят ЦБ внимательно следить за действия маркетплейсов.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Акцизы

Акцизы на игристые вина повысят, но налог будет меньше запланированного

Совет Федерации решил снизить новые ставки акциза на игристые вина отечественного производства.

101
Экономика России

Прогноз Центробанка: доля безналичных платежей вырастет до 90%

По итогам 2023 года безналичные платежи составили 83% от всех расчетов. За несколько лет этот показатель будет 90%.

Банки

Экс-менеджеры банка «Открытие» заплатят 107 млрд рублей

Ответчики оплатят убытки при первой санации банка «Траст», которую проводило «Открытие».

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Экономика России

Инвестиции в экономику РФ выросли: на сколько и что повлияло

Правительство считает, что на рост инвестиций повлияли инвестиционные контракты, инфраструктурные кредиты и соглашение о защите капиталовложений.

Инспектор ФНС попала под суд за незаконный возврат налогов

Сотрудник налоговой незаконно вносила в базу ложные сведения о возврате невостребованных фиксированных платежей для иностранных граждан. Ущерб составил более 37 млн рублей.

Бесплатно с Счета-фактуры

Новые форматы счет-фактур и УПД: изменения

ФНС приказом от 19.12.2023 № ЕД-7-26/970@ закрепила новые форматы счета-фактуры и УПД. При этом до 1 апреля 2025 действует переходный период: организации могут применять старые формы документов. После этой даты будет обязательно использовать УПД и счет-фактуры из приложения к приказу № 970.

Новые форматы счет-фактур и УПД: изменения
Экономика России

ЦБ: мониторинг деловой активности остается вблизи максимумов

Несмотря на то, что предприятия зафиксировали снижение спроса, оценки бизнес-климата в стране достигают максимальных значений за 12 лет.

Земельный налог

Земельный налог за сельхозземли не всегда 0,3%

Ставка земельного налога 0,3% – это своего рода льгота. И чтобы она была, надо соблюдать условия.

Налоговая утвердила формат электронных банковских гарантий

Банкам разрешат давать бизнесу электронные гарантии и отправлять их в ФНС в электронной форме.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Бесплатно с Больничные

Новые правила обмена сведениями с СФР в 2024 году для больничных листов. Мини-курс

Как осуществляется обмен сведениями с СФР для больничных листов в 2024 году, разбираем в сегодняшнем мини-курсе.

Новые правила обмена сведениями с СФР в 2024 году для больничных листов. Мини-курс
Кадры

Стали известны первые контуры обновленного нацпроекта «Кадры»

Национальный проект «Кадры» стартует в России с 1 января 2025 года.

Экспорт

Экспортерам упростят процедуру подтверждения нулевой ставки НДС

Начиная со второго квартала 2025 года предпринимателям будет не нужно ставить отметки таможенных органов при дополнении реестра сведений по перевозочным документам.

Отчетность по МСФО

Вышел новый стандарт МСФО 18 «Представление и раскрытия в финансовых отчетах»

Новый стандарт МСФО (IFRS) 18 заменил собой принятый в 1997 году IAS 1 «Представление финансовой отчетности».

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: Red Wings меняют название, Wildberries теперь продает машины, а за неправильное обращение с навозом будут наказывать

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

107
Саморазвитие

Когда хобби становится работой: разговор об эмоциональном выгорании. Возможно ли получать удовольствие от обязанностей

Когда впервые ловишь себя на мысли, что любимое занятие уже приносит не только радость, но и стресс… скажем так, возникают смешанные чувства. Что-то вроде удивления, переходящего в легкое раздражение и имеющее примесь отрицания. «Как так? Ведь это ровно то, чем я всегда хотел заниматься, моя страсть, мой личный остров счастья в океане реальности, да еще и деньги платят!» — возмущается внутреннее «я». И тут же на сцену выходят дедлайны, ответственность, перегрузки, чужое мнение и неизбежные ожидания. Островку некомфортно, волны съедают прибрежную полосу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Кадры

Росстат: сколько времени уходит на поиск работы у выпускника

Ведомство поделилось данными о трудоустройстве выпускников: способах и сколько в среднем на это уходит времени.

66

Интересные материалы

Ипотека

Минфин может повысить ставки на ипотеку: какую именно

Власти считают, что все задачи льготной программы уже выполнены, поэтому можно пересмотреть льготную ставку для тех, кто покупает жилье в ипотеку на Дальнем Востоке.