Федеральный закон от 27 ноября 2001 г. N 148-ФЗ

Часть вторая НК РФ дополняется разделом IX "Региональные налоги и сборы", главой 27 "Налог с продаж". Изменения и дополнения вносятся в связи с признанием Конституционным Судом РФ (Постановление N 2-П от 30 января 2001 г.) некоторых положений Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" не соответствующими Конституции РФ "как не обеспечивающие необходимую полноту и определенность регулирования налога с продаж". Вводится определение обЪекта налогообложения как операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субЪекта РФ за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт. Исключается право субЪектов РФ дополнять перечень облагаемых налогом с продаж товаров (работ, услуг). Исключаются неопределенные понятия, которые не имеют юридического содержания и различно трактуются в правоприменительной практике, такие как "реализация товаров (работ, услуг) оптом", "дорогостоящие товары", "услуги и товары не первой необходимости" и т.п. Предусматривается возможность установления налоговой ставки в размере не выше 5 процентов, а не до 5 процентов, как это было ранее сформулировано. Более четко определяются такие существенные элементы налогообложения как налоговая база и порядок исчисления налога. Налоговый период устанавливается как календарный месяц. Освобождение от налогообложения ряда товаров (работ, услуг) не ставится в зависимость от формы собственности организаций, осуществляющих их производство и! реализацию. Глава 27 НК РФ вводится в действие с 1 января 2002 г. и утрачивает силу с 1 января 2004 г. Остальные нормы вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона. Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 29 ноября 2001 г. N 234.
718 229

ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФљЕљДљЕљРљАљЛљЬљНљЫљЙљ љЗљАљКљОљНљ

27 ноября 2001 г.N 148-ФЗ

"О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"

     Принят Государственной Думой 1 ноября 2001 года
     Одобрен Советом Федерации 14 ноября 2001 года

     Статья 1.  Часть  вторую  Налогового  кодекса  Российской  Федерации
(Собрание законодательства Российской Федерации,  2000,  N  32,  ст.3340;
2001, N 1, ст.18; N 23, ст.2289; N 33, ст.3413, 3421) дополнить  разделом
IX следующего содержания:

                 "Раздел IX. Региональные налоги и сборы

                         Глава 27. Налог с продаж

     Статья 347. Общие положения
     Налог с продаж (далее в настоящей  главе  -  налог)  устанавливается
настоящим Кодексом и законами субЪектов Российской Федерации, вводится  в
действие  в  соответствии  с  настоящим   Кодексом   законами   субЪектов
Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего
субЪекта Российской Федерации.
     Устанавливая налог, субЪект Российской Федерации  определяет  ставку
налога, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.
     Статья 348. Налогоплательщики
     1. Налогоплательщиками налога с продаж (далее в  настоящей  главе  -
налогоплательщики) признаются:
     1) организации;
     2) индивидуальные предприниматели.
     2.  Организации  и  индивидуальные  предприниматели,   указанные   в
настоящей статье,  признаются  налогоплательщиками,  если  они  реализуют
товары (работы, услуги) на территории того субЪекта Российской Федерации,
в котором установлен указанный налог.
     Статья 349. ОбЪект налогообложения
     ОбЪектом   налогообложения   признаются   операции   по   реализации
физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субЪекта Российской
Федерации. Операции  по  реализации  товаров  (работ,  услуг)  признаются
обЪектом  налогообложения   в   том   случае,   если   такая   реализация
осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или
кредитных банковских карт.
     Статья 350. Операции, не подлежащие  налогообложению  (освобождаемые
                 от налогообложения)
     1. Не подлежат налогообложению  (освобождаются  от  налогообложения)
операции по реализации физическим лицам следующих товаров (работ, услуг):
     хлеба и  хлебобулочных  изделий,  молока  и  молокопродуктов,  масла
растительного,  маргарина,  муки,  яйца  птицы,   круп,   сахара,   соли,
картофеля, продуктов детского и диабетического питания;
     детской одежды и обуви;
     лекарств, протезно-ортопедических изделий;
     жилищно-коммунальных услуг, услуг по сдаче в  наем  населению  жилых
помещений, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях;
     зданий, сооружений, земельных участков и иных обЪектов,  относящихся
к недвижимому имуществу, а также ценных бумаг;
     путевок   (курсовок)   в   санаторно-курортные   и   оздоровительные
учреждения, учреждения отдыха, реализуемых инвалидам;
     товаров     (работ,      услуг),      связанных      с      учебным,
учебно-производственным,   научным   или   воспитательным   процессом   и
производимых образовательными учреждениями;
     учебной и научной книжной продукции;
     периодических  печатных  изданий,   за   исключением   периодических
печатных изданий рекламного или эротического характера;
     услуг в сфере  культуры  и  искусства,  оказываемых  учреждениями  и
организациями культуры и искусства (театрами,  кинотеатрами,  концертными
организациями  и  коллективами,  клубными  учреждениями,  в   том   числе
сельскими,  библиотеками,  цирками,  лекториями,  планетариями,   парками
культуры и отдыха, ботаническими садами, зоопарками) при  проведении  ими
театрально-зрелищных, культурно-просветительных мероприятий, в том  числе
операции по реализации входных билетов и абонементов;
     услуг по содержанию  детей  в  дошкольных  учреждениях  и  уходу  за
больными и престарелыми;
     услуг  по  перевозке  пассажиров  транспортом   общего   пользования
муниципального образования (за  исключением  такси),  а  также  услуг  по
перевозкам  пассажиров   в   пригородном   сообщении   морским,   речным,
железнодорожным и автомобильным транспортом;
     услуг,   оказываемых   кредитными   организациями,    страховщиками,
негосударственными  пенсионными  фондами,  профессиональными  участниками
рынка ценных бумаг в рамках их деятельности, подлежащей лицензированию, а
также услуг, оказываемых коллегиями адвокатов;
     ритуальных услуг похоронных бюро, кладбищ и  крематориев,  услуг  по
проведению обрядов и церемоний религиозными организациями;
     услуг, оказываемых уполномоченными органами государственной власти и
органами местного самоуправления, за  которые  взимаются  соответствующие
виды пошлин и сборов.
     2.  В  случае,  если  налогоплательщиком  осуществляются   операции,
подлежащие налогообложению, и  операции,  не  подлежащие  налогообложению
(освобождаемые от налогообложения) в соответствии  с  настоящей  статьей,
налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.
     Статья 351. Налоговая база
     Налоговая база  определяется  как  стоимость  реализованных  товаров
(работ, услуг), исчисленная исходя из применяемых цен (тарифов) с  учетом
налога на добавленную стоимость и акцизов (для подакцизных  товаров)  без
включения в нее налога.
     Статья 352. Налоговый период
     Налоговый период устанавливается как календарный месяц.
     Статья 353. Налоговая ставка
     1. Налоговая ставка устанавливается  законами  субЪектов  Российской
Федерации в размере не выше 5 процентов.
     2. Не допускается установление дифференцированных налоговых ставок в
отношении операций по реализации отдельных видов товаров (работ, услуг) в
пределах налоговой ставки, установленной пунктом 1 настоящей статьи.
     3. Не допускается установление дифференцированных налоговых ставок в
зависимости от того,  кто  является  налогоплательщиком  или  покупателем
(заказчиком, отправителем) товаров (работ, услуг).
     Статья 354. Порядок исчисления налога
     1. Сумма налога исчисляется  как  соответствующая  налоговой  ставке
процентная доля налоговой базы.
     Сумма налога включается налогоплательщиком в  цену  товара  (работы,
услуги), предЪявляемую к оплате покупателю (заказчику, отправителю).
     2.  Налог  подлежит  уплате  по  месту  осуществления  операций   по
реализации  товаров  (работ,   услуг),   подлежащих   налогообложению   в
соответствии с настоящим Кодексом.
     3. В случае, если  в  соответствии  с  условиями  договора  комиссии
(договора поручения, агентского договора) фактическая реализация  товаров
(работ,  услуг)  покупателям  производится   комиссионером   (поверенным,
агентом) и денежные средства  за  реализованный  товар  (работы,  услуги)
поступают в кассу (на расчетный счет) комиссионера (поверенного, агента),
обязанность по уплате налога и перечислению его в бюджет  возлагается  на
комиссионера (поверенного, агента),  который  признается  в  этом  случае
налоговым агентом. При этом сумма налога  исчисляется  исходя  из  полной
цены  товара  (работ,  услуг),  включающей  вознаграждение   комиссионера
(поверенного, агента). Комитент  (доверитель,  принципал)  при  получении
выручки от комиссионера (поверенного, агента) налог не  уплачивает,  если
этот налог уплачен комиссионером (поверенным, агентом).
     В  случае,  если  в  соответствии  с  условиями  договора   комиссии
(договора поручения, агентского договора) фактическая реализация  товаров
(работ,  услуг)  покупателям  производится   комиссионером   (поверенным,
агентом), а денежные средства за  реализованный  товар  (работы,  услуги)
поступают в кассу (на расчетный счет) комитента (доверителя, принципала),
налог уплачивается в бюджет комитентом  (доверителем,  принципалом).  При
этом  сумма  налога  исчисляется  комитентом  (доверителем,  принципалом)
исходя из полной цены товара.
     4.  Датой  осуществления  операций  по  реализации  товаров  (работ,
услуг), признаваемых обЪектом налогообложения, считается день поступления
средств за реализованные товары (работы, услуги) на счета в  банках,  или
день поступления выручки в  кассу,  или  день  передачи  товаров  (работ,
услуг) покупателю.
     Статья  355.  Особенности  исчисления  и  уплаты  налога  по   месту
                   нахождения обособленных подразделений организации
     Организация, осуществляющая операции по реализации  товаров  (работ,
услуг) через  свои  обособленные  подразделения,  находящиеся  вне  места
нахождения этой организации, уплачивает налог на территории того субЪекта
Российской Федерации, в котором  осуществляются  операции  по  реализации
товаров (работ, услуг),  исходя  из  стоимости  реализованных  через  это
обособленное подразделение товаров (работ, услуг).".

     Статья 2. Внести в статью  20  Закона  Российской  Федерации  от  27
декабря 1991 года N 2118-I "Об основах  налоговой  системы  в  Российской
Федерации" (Ведомости СЪезда народных депутатов  Российской  Федерации  и
Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 11, ст.527;  1993,  N  4,
ст.118; Собрание  законодательства  Российской  Федерации,  1998,  N  31,
ст.3827, 3828; 1999, N 7, ст.879; N 25, ст.3041) следующие изменения:
     в абзаце втором подпункта "д" пункта  1  слова  "и  направляются  на
социальные нужды малообеспеченных групп населения" исключить;
     пункт 3 исключить;
     пункт 4 считать пунктом 3.

     Статья 3. С введением  в  действие  на  территории  соответствующего
субЪекта Российской  Федерации  налога  с  продаж  не  взимаются  налоги,
предусмотренные подпунктом "г" пункта 1 статьи 20,  а  также  подпунктами
"г", "е", "и", "к", "л", "м", "н", "о", "п", "р",  "с",  "т",  "у",  "ф",
"х", "ц" пункта 1 статьи  21  Закона  Российской  Федерации  "Об  основах
налоговой системы в Российской Федерации".

     Статья 4. Настоящий Федеральный закон вступает в силу  по  истечении
одного месяца со  дня  его  официального  опубликования,  за  исключением
статей 1 и 2 настоящего Федерального закона, которые вступают в силу с  1
января 2002 года.
     Глава 27 "Налог с продаж" части второй Налогового кодекса Российской
Федерации утрачивает силу с 1 января 2004 года.
     Предложить Президенту Российской Федерации и поручить  Правительству
Российской  Федерации  привести  свои   нормативные   правовые   акты   в
соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации                                              В.Путин


Начать дискуссию

Вы еще не получали предостережение от Государственной инспекции труда в 2024 году?

В 2024 году Правительство продлило мораторий на проверки российских компаний. Несмотря на это предприниматели должны оставаться бдительными из-за регулярного контроля, в том числе со стороны Государственной инспекции труда (ГИТ).

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Про наценку, добавленную через «технические» компании

Общество в 2016 году заявило налоговые вычеты по НДС по договорам с контрагентом Б.

Мошенниками могут оказаться и работники салона красоты

Жителя Самарской области подозревают в мошенничестве под предлогом оказания косметологических услуг.

25
Лучшие спикеры, новый каждый день

Как изменения в бухгалтерии маркетплейсов в 2024 году могут повысить ваш доход. Бесплатный открытый урок

Не пропустите бесплатный урок, который откроет вам глаза на новые возможности для бухгалтеров. Это ваш шанс поднять свою профессиональную квалификацию на новый уровень и значительно увеличить доход!

🛒Как изменения в бухгалтерии маркетплейсов в 2024 году могут повысить ваш доход. Бесплатный открытый урок

Не пропустите бесплатный урок, который откроет вам глаза на новые возможности для бухгалтеров. Это ваш шанс поднять свою профессиональную квалификацию на новый уровень и значительно увеличить доход!

🛒Как изменения в бухгалтерии маркетплейсов в 2024 году могут повысить ваш доход. Бесплатный открытый урок

8 ошибок в работе с EdTech, за которые накажет ФНС

Управление сотнями внештатных преподавателей и кураторов в онлайн-школах часто попадает под внимание налоговой. Оформление договоров и актов или массовые выплаты — малейшие неточности в процессах могут привести к риску переквалификации отношений в трудовые и санкциям со стороны ФНС.

Иллюстрация: Вера Ревина, Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Налоговики разослали организациям сообщения по имущественным налогам за 2023 год

Рассылка организациям сообщений об исчисленных суммах налога на имущество, транспортного и земельного налогов за 2023 год завершена.

6-НДФЛ

Бухгалтеры неправильно отражают в 6-НДФЛ доходы ВКС

При заполнении расчетов по форме 6-НДФЛ многие налоговые агенты допускают ошибки при отражении доходов, полученных высококвалифицированными специалистами.

На пути к эффективному партнерству: как начать работу с новым клиентом в бухгалтерской фирме

У самурая, как известно, нет цели — есть только путь. Но в бухгалтерской компании все иначе: здесь есть и четкая цель, и продуманный путь к ее достижению. Свой путь есть и у клиента, который решает доверить свои финансовые дела профессионалам. Расскажем об этом пути подробнее: как бесшовно принять клиента на обслуживание и какие важные нюансы нужно учесть.

На пути к эффективному партнерству: как начать работу с новым клиентом в бухгалтерской фирме

Что ест бухгалтер. Готовимся к Пасхе, делимся рецептами куличей

ФАС призвала производителей яиц и торговые сети сдерживать цены на яйца перед Пасхой. Будем держать руку на пульсе, следить за ситуацией, а пока поделимся любимыми рецептами куличей. А также обсудим, кто чем красит яйца. Пасха в этом году 5 мая. Уже пора вспоминать рецепты.

Что ест бухгалтер. Готовимся к Пасхе, делимся рецептами куличей
75

Судебным приставам позволят применять спецсредства и оружие

Кабмин поддержал законопроект о праве всех судебных приставов применять оружие.

30

Какие навыки нужны аналитику 1С, чтобы успешно решать бизнес-задачи

Один из ключевых навыков аналитика 1С — коммуникабельность. Если он не умеет общаться — задавать адресные вопросы, корректно доносить свои мысли руководителям и грамотно объяснять ТЗ разработчикам, то работа будет провалена. Разбираемся, без каких soft skills нельзя стать успешным аналитиком 1С.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

👶 Роструд: нельзя отказать в сокращении рабочего дня одному из родителей детей до 14 лет. Мнения наших подписчиков в ВК разделились

Сотрудник с ребенком-школьником при желании может перейти на 4-часовой рабочий день.

Регистрация реорганизации юридического лица

Проведение реорганизации юридического лица необходимо в случае завершения деятельности ООО или изменения его структуры, например, при слиянии или разделении компаний. Как пошагово проводится регистрация реорганизации юридического лица, расскажет наша статья.

Регистрация реорганизации юридического лица

Налог по УСН за 2024 год можно уменьшить на взносы ИП за 2021 и 2022 годы

Некоторые ИП уплатили фиксированные взносы за 2021 и 2022 годы только в 2023 году. У взносов за 2022 год срок уплаты – в принципе в 2023 году, а по взносам за 2021 год при некоторых видах деятельности была отсрочка. Кроме того, кто-то просто не уложился в срок, потому что не было денег на уплату взносов.

3-НДФЛ для ИП: как заполнить декларацию за 2023 год

До 2 мая 2024 года ИП нужно успеть отчитаться за 2023 год и сдать 3-НДФЛ. Рассказываем, как предпринимателю заполнить и сдать эту декларацию.

3-НДФЛ для ИП: как заполнить декларацию за 2023 год

Вышел новый стандарт МСФО по финотчетам: что изменилось и когда его применять

Новый стандарт МСФО (IFRS) 18 заменил собой принятый в 1997 году IAS 1 «Представление финансовой отчетности».

🏡Как получить налоговый вычет за квартиру в 2024. Пошаговая инструкция

Каждый работающий гражданин России вправе получить имущественный вычет за покупку квартиры. Расскажем, за какую недвижимость можно получить вычет, что нужно для возврата, какие условия надо соблюсти, сколько вернут и куда обращаться.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

При заблокированных налоговой счетах гендир оплачивал текущие расходы с р/с фирм, где он тоже гендир

В Тверской области полицейские задокументировали противоправную деятельность предпринимателя.

Интересные материалы

ЦБ ужесточит проверки условий кредитования банками и связанных с ними МФО

Чтобы ограничения Центробанка не портили статистику банков по кредитованию, финорганизации переводят своих клиентов в связанные с ними МФО. Регулятор считает такую практику недобросовестной и может уравнять условия кредитования для банков и микрофинансовых организаций.