Клерк.Ру

Госзакупки в сети Интернет

На фото Дмитрий Дмитриев

1281

История первая.

Начну, пожалуй,  с нашумевшей истории с  закупкой Роспотребнадзором новой версии своего сайта.

Роспотребнадзором был объявлен конкурс на создание новой версии интернет-сайта со стартовой ценой 5 миллионов рублей и сроком исполнения 9 дней. Штрафные санкции за нарушение сроков исполнения госконтракта составляли 5% за каждый день просрочки исполнения госконтракта, что составляет более 1800% годовых. Понятно, что сделать подобный интернет-ресурс за столь короткие сроки невозможно. Если учитывать сроки исполнения госконтракта и штрафные санкции в совокупности, то однозначно возникает ощущение, что условия конкурса могут привести к ограничению конкуренции.

Об этом я говорил на заседании комиссии ФАС России при рассмотрении жалобы на условия конкурса, поданной  одним из потенциальных участников. К сожалению, на тот момент комиссия ФАС России не смогла разрешить эту ситуацию и просто зафиксировала нарушения порядка подсчета баллов, установленного  в конкурсной документации,  и выделила материалы на предмет исследования  возможного ограничения конкуренции в отдельное производство (решение по этим материалам до сих пор не вынесено).

Далее по этому конкурсу произошло следующее:  из нескольких компаний - участников конкурса победителем была признана организация, предложившая максимальную цену 4 950 000 рублей со сроком исполнения госконтракта 5 дней. Удивительно, что госконтракт должен был быть выполнен не позднее 8 декабря 2010г., однако и на 29 декабря 2010г. новый сайт Роспотребнадзора размещен еще не был. Таким образом, победитель конкурса должен уплатить Роспотребнадзору, исходя из штрафных санкций по госконтракту, около 5 миллионов рублей (начальная стоимость госзакупки).

Интересной оказалась реакция Министерства связи РФ на нашу просьбу провести экспертизу на предмет возможности создать новый сайт Роспотребнадзора за 9 или 5 дней. В своем ответе министерство сообщило, что по результатам проведенного исследования оно пришло к выводу, что такой сайт можно создать в сжатые сроки, но не дало конкретного ответа на поставленные нами вопросы. В результате, как наверное многим  стало известно, интернет-общественность выяснила, что сайт Роспотребнадзора скорее всего сделан с помощью бесплатных приложений, не выдерживает нагрузки большого числа посещений и, кроме того, обычным посетителям предоставляет возможности администратора сайта.

На мой взгляд, эта история - яркий пример неэффективного расходования госсредств. Этой историей в ближайшее время по нашей просьбе займется Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.

История вторая.

 В ней я хотел бы рассказать о проведении конкурса Минздравом на закупку социальной сети о здоровом образе жизни www.takzdorovo.ru. Цель – проинформировать общественность о здоровом образе жизни. Задачи для участников конкурса - обеспечить не менее 25 000 уникальных посетителей портала ежедневно. Начальная цена контракта - 40 миллионов рублей.

Победителем конкурса была признана компания,  предложившая наиболее высокую цену из всех участников конкурса - порядка 39 миллионов рублей. Интересно, что при выборе победителя члены конкурсной комиссии ставили абсолютно одинаковые оценки конкурсных заявок участников, как если бы они многократно выбрасывали на кубиках одно и то же число. Техническое задание конкурса его победитель не выполнил, интернет-трафик посетителей портала www.takzdorovo.ru, скорее всего, был накручен с помощью дочерней компании-победителя, что нам подтвердили эксперты в своем заключении. После сдачи работ исполнителем заказчику посещаемость портала резко упала, кроме того, есть подозрения,  что заявленная в конкурсной документации посещаемость так и не была достигнута. То есть, цель госзакупки не выполнена, а средства израсходованы впустую.

Нами была подана жалоба в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора, которая поручила Министерству связи и массовых коммуникаций РФ провести экспертизу целесообразности создания портала www.takzdorovo.ru. В результате проведенной министерством экспертизы было установлено, что расходы на создание данного интернет-портала завышены.

Фактически, госсредства на создание портала были израсходованы неэффективно. Чтобы окончательно убедиться в этом, мы запросили у Минздрава данные об интернет-статистике посещаемости портала  www.takzdorovo.ru и копии заявок участников конкурса на создание портала. Минздрав дважды отказывал в предоставлении этой информации, считая ее коммерческой тайной.

В результате действия Минздрава по отказу в предоставления информации являются предметом проверки Генеральной прокуратуры РФ, а также обжалуются в судебном порядке.

История третья.

Закупка Пенсионным фондом РФ услуг по информированию населения Российской Федерации об услугах ПФР и вопросах пенсионного законодательства через сеть Интернет с помощью баннерной рекламы. Начальная стоимость - 30 миллионов рублей. Баннеры предполагалось размещать, в том числе, и в социальной сети "Одноклассники". 

Фактически, услуги Пенсионного фонда необходимо было рекламировать одним из самых неэффективных способов рекламы в сети Интернет - с помощью баннерной рекламы. Кроме того, даже если предположить, что эта реклама могла возыметь хоть какой-то эффект, то явно значительная часть будущих и настоящих пенсионеров не пользуются интернетом и не являются целевой аудиторией для такой рекламы.

Как и следовало ожидать,  из двух участников конкурса победила компания, предложившая максимальную цену – 29 950 000 рублей. 

История четвертая - поучительная.

Компанией  - разработчиком  корпоративных интернет-сайтов был выигран конкурс на создание интернет-сайта для нужд Фонда социального страхования РФ. Победитель предложил заказчику выполнить заказ безвозмездно, то есть даром, что и было сделано, но по каким-то необъяснимым причинам заказчик уже длительное время не размещает результат работы исполнителя в сети Интернет. Такой подход наводит на мысли, что заказчику просто не выгодно размещать разработанный безвозмездно сайт, и он намерен провести конкурс заново, чтобы освоить средства, выделенные первоначально на конкурс. Фактически, госструктура отказалась от эффективно размещенного госзаказа - бесплатно выполненной качественной работы.

На заметку: именно за выполнение этого госконтракта исполнитель в 2010 году получил Гран-При Первой Всероссийской ежегодной премии в области государственных закупок «ГОСконтракТ» (успешно выполненные госконтракты за 2009год).

Эти и не только истории позволяют говорить о следующих проблемах. Государство не понимает целей и задач, для которых оно размещает заказы на создание различных интернет-ресурсов или  проведение рекламных компаний в сети Интернет. Как следствие, госсресдва расходуются неэффективно и государственные заказчики приобретают ненужные и нефункциональные интернет-ресурсы или услуги рекламы в сети Интернет. Государство, как заказчик, не следит за фактическим исполнением госконтрактов, т.е. слабо контролирует эффективность расходования бюджетных средств.

Дмитрий Дмитриев

управляющий партнер юридической компании "Правовой Департамент"

Специально для Клерк.Ру

Мнение авторов материалов может не совпадать с мнением редакции.
Мнения
 
Аватар

Какой деликатный... "государство не понимает..." 

Да все они понимают и просто воруют!!!  Надо вещи называть своими именами. А фамилии давших добро на это воровство озвучивать и в прокуратуру!!!

Аватар

 Дмитрий Дмитриев,  не надо делать выводов, тем более таких как "Государство не понимает целей и задач, для которых оно размещает заказы", "госсресдва расходуются неэффективно" и т.п. - некрасиво. И понятно что написать как есть - "воровать надо меньше" вы не можете. Лучше просто "примеры в студию".

Аватар

Аноним,по моему вполне корректно. Чтобы утвреждать что это коррупция, надо видеть приговор. Пожтом все строится на предположениях.

А примеры можете  посмотреть напрмиер здесь

http://zakupki-news.livejournal.com/

такого "добра" хватает везде в системе что госторгов что по ФЗ-223, все делают вид что все ок, кого то расшевелить (ФАС,Прокуратура, про СК ваще молчу) очень трудно, устанешь писать жалобы, в арбитраже нереальные сроки рассмотрения жалоб на торги... 

Люди которым это нравится