Клерк.Ру

5 лучших способов легально сэкономить на ИТ

Александр Дембовский, руководитель направления маркетинга и продуктов компании Cloud One

2487

За последние 10-15 лет в структуре затрат типичной современной компании прочно окопалась строчка с немалыми цифрами расходов на информационные технологии.

И ладно бы она просто там присутствовала, так ведь цифры из года в год растут опережающими темпами и ощутимо обгоняют рост таких важных параметров, как индексация зарплаты сотрудников или расходы на содержание офиса. Конечно же, такая ситуация складывается не во всех компаниях, но в очень многих.

На фоне нестабильной ситуации в экономике нашей страны, качающейся на волнах мировых кризисов, снижение расходов по непрофильным статьям – залог выживания компании.

Эта статья призвана помочь вашей компании ощутимо сэкономить на информационных технологиях, продолжая получать привычный и даже больший объем соответствующих услуг. При этом источником снижения расходов выступает не урезание потребления, а переход на новые, более экономичные технологии, которые одновременно обходятся дешевле и позволяют компании открыть для себя новые горизонты, такие, например, как работа с корпоративными данными из любой точки мира, или удаленное хранение ценных данных, позволяющее обезопасить их от катаклизмов и форс-мажоров.

Для удобства я выделю пять направлений в ИТ, на которых можно сэкономить, перейдя на  широко доступные в России технологии вместо тех, что использовались в компании ранее. Вот эти направления:

1.       Оборудование

2.       Программы

3.       Вебсайт

4.       Электронная почта

5.       Персонал

По каждому из них я дам рекомендации, способные привести к ощутимому снижению расходов. Сразу стоит оговорить, что мои советы не являются панацеей и не обязательно приводят к стопроцентному результату. Однако они гарантированно помогают понять, где и как можно оптимизировать использование ИТ в компании, на чем стоит и на чем не стоит экономить, а также как лучше распорядиться уже имеющимися ресурсами.

Оборудование

Не секрет, что все офисные компьютеры, мониторы, принтеры, серверы, жесткие диски и иже с ними требуют к себе повышенного внимания, особенно в вопросах учета, контроля наличия и, особенно, списания, связанного с покупкой нового оборудования. Во многих компаниях это постоянный предмет споров – от сотрудников требуется обоснование необходимости закупок нового оборудования взамен устаревшего, но по-прежнему исправного.

Очередность обновления – тоже болезненный предмет для обсуждения: «неправильная» в глазах сотрудников очередность обновления рабочей техники вызывает возмущение и даже конфликты. Если речь идет об относительно недорогих настольных компьютерах, это еще не так страшно, но вот когда приходит время обновления серверного парка компании, полететь могут не только копья, но и головы, фигурально выражаясь. Мало того, что серверы стоят в разы, а, зачастую, и на порядки больше, чем обычные настольные компьютеры, так для них и условия требуются совсем иные: стойки, источники питания, системы охлаждения. Отдельная комната, в конце концов.

Решить перечисленные проблемы, если не раз и навсегда, то, как минимум, на годы вперед, поможет смена подхода к ИТ в организации. Место дорогих и громоздких настольных компьютеров займут доступные и компактные «тонкие клиенты» - устройства, обеспечивающие вывод на монитор изображения и работу с клавиатурой и мышью. Все вычисления, включая загрузку операционной системы и офисных приложений, будут производиться централизованно и удаленно, на специальном программно-аппаратном комплексе.

При этом покупать его отнюдь не обязательно – достаточно арендовать мощности у поставщика услуг. Это решает также вопрос с серверами: старые можно использовать для некритических нагрузок, или продать на вторичном рынке. А покупать новые, заводить их на баланс и вести учет просто не придется – все необходимые мощности можно легко и недорого взять в аренду с фиксированной помесячной оплатой.

Программы

Примерно такая же ситуация и с программами. Лицензии на них требуется закупать, обновлять при выходе новых версий, следить за тем, чтобы все программы были легальны и реально использовались в работе. При этом тратится масса ресурсов, как финансовых, так и человеческих, причем результат этих усилий не всегда предсказуем, а программы, которые нужны сегодня, завтра могут перестать быть таковыми, несмотря на уже оплаченную пятилетнюю лицензию.

Сегодня такой подход к работе уже не выдерживает никакой критики и не соответствует современным реалиям. Гораздо проще, дешевле и прозрачнее приобретать программные лицензии в аренду. Только тогда, когда программы действительно нужны, и на то время, на которое они нужны.

Второй способ снижения затрат на программы – использование программ по модели SaaS (программное обеспечение как услуга). Таким образом можно использовать почти все привычные программы, включая бухгалтерское ПО. Единственное отличие, оно же главное достоинство такой модели работы – это то, что программы не запускаются на конкретном рабочем компьютере, а работают на мощностях провайдера.

Доступ к ним при этом осуществляется через интернет: точно так же, как вы заходите на привычные сайты, происходит подключение к программе. Главное преимущество такого подхода – это то, что пользователь теперь не привязан к одному компьютеру и может получать доступ к программе откуда угодно, с любого компьютера или планшета. К тому же, если компьютер сломается, его украдут, или его просто не будет под рукой, с программой и данными ровным счетом ничего не случится. Для возобновления работы достаточно будет найти любой другой компьютер с доступом в интернет.

Вебсайт

Раньше для того, чтобы разместить вебсайт компании, требовалось проделать несколько нетривиальных процедур: договориться с хостинг-провайдером, определиться с тарифным планом, выбрать операционную систему для виртуального сервера, заключить договор и надеяться, что с сайтом все будет в порядке. Следить за жизнедеятельностью сайта и время от времени решать возникающие проблемы с помощью недоступных человеческому разуму манипуляций должен был отдельный сотрудник. При этом в свободное от перечисленных действий время он, как правило, не занимался ничем продуктивным.

Если подойти к задаче по-новому, это многое упростит. Например, если вы уже воспользовались хотя бы одной из рекомендаций, приведенных выше, и сотрудничаете с поставщиком ИТ-услуг, то в этом случае самым простым способом решить все вопросы, связанные с сайтом, одним махом, окажется аренда мощностей в «облаке» (это и есть упомянутый программно-аппаратный комплекс, от английского cloud).

Вы сможете арендовать именно столько мощностей, сколько нужно, не переплачивая за отдельный тарифный план. Как правило, в стоимость уже входит интернет-канал для сервера и базовые возможности по администрированию. Вероятнее всего, если сайт компании обычный, а не навороченный портал с крупным интернет-магазином, отдельного сотрудника для его администрирования не понадобится. И, самое главное, компания получит возможность оперативно управлять мощностями, отводимыми под вебсайт. Это поможет ему пережить наплыв посетителей во время рекламной кампании или снизить расходы во время августовского и январского спадов деловой активности.  

Электронная почта

Электронная почта – наиболее удобный и распространенный инструмент бизнес-коммуникаций. Современную компанию невозможно представить без достаточного количества почтовых ящиков: они требуются для нужд сотрудников, руководства, обращений клиентов, приема рекламаций и многого другого. В большинстве средних и малых компаний почта в лучшем случае завязана на вебсайт и настраивается штатным системным администратором, в худшем – сотрудники пользуются разношерстной почтой на бесплатных хостингах: Mail.ru, Yandex и других.

Чем это плохо? Прежде всего, это несолидно. Кроме того, если что-то случится с почтой, например, пропадут важные письма с деловыми контактами, почтовый ящик «вскроют» хакеры, или просто произойдет перебой в работе сервиса, компенсации требовать будет просто не от кого. Бесплатный сервис по умолчанию подразумевает минимум ответственности у стороны, предоставляющей его. По большому счету, они ни за что не отвечают и теоретически могут сделать с вашей (зачастую, весьма ценной) почтой все, что заблагорассудится.

В связи с этим привожу единственную рекомендацию, предлагающую потратить деньги, а не сэкономить их. Однако она, по примеру многих успешных бизнес-решений, имеет «двойное дно»: незначительно увеличив расходы, вы в дальнейшем многократно компенсируете увеличившейся надежностью работы и отсутствием необходимости содержать штат ИТ-специалистов (об этом чуть ниже).

Удобнее всего решить проблемы с почтой, а также с оборудованием, которое потребуется для ее работы можно, обратившись к поставщику услуг корпоративной электронной почты. С помощью таких компаний можно арендовать нужное количество ящиков почты, получить гарантии сохранности данных, объединить все ящики на одном домене, совпадающем с именем компании или названием вебсайта.

Работать все будет на удаленных «облачных» мощностях, на основе современного и привычного решения MicrosoftExchange. Ну а пользователи получат доступ к своему почтовому ящику с привычным «настольным» интерфейсом откуда угодно и с любых устройств, поддерживающих электронную почту. И все это без закупок серверов и программ для них, длительной настройки и постоянного отслеживания работоспособности с помощью штатных сотрудников ИТ-отдела.

Персонал

Вот мы и подобрались к последнему, пятому направлению оптимизации расходов на ИТ. Оно способно, пожалуй, принести наиболее ощутимую экономию. Хотя бы потому, что фонд заработной платы чаще всего является наиболее емкой статьей расходов. А переход на новые ИТ-технологии, если только ваша компания не связана с ними напрямую, обязательно снизит нагрузку на ИТ-отдел компании.

Точнее, компании больше не будет нужно содержать большой штат системных администраторов и других ИТ-специалистов. Львиная доля вопросов закупки, установки, настройки оборудования и программного обеспечения отпадет сама собой, а с ней и необходимость в сотрудниках для их решения. Компании понадобится один координатор, способный от ее лица вести взаимодействие с поставщиком услуг, расширять или уменьшать их количество, запрашивать изменения в их составе и выполнять иные сходные функции. Причем эту роль сможет выполнять сотрудник, имеющий довольно поверхностные знания в области ИТ-технологий, совмещая ее с выполнением других задач.

На фоне общего снижения спроса из-за негативной экономической конъюнктуры ликвидация даже одной позиции внутри компании способна помочь ей удержаться на плаву и продолжать прибыльную деятельность. А если добавить к этому положительный финансовый эффект от отмены регулярных закупок нового оборудования, экономия становится просто радикальной.

Александр Дембовский

руководитель направления маркетинга и продуктов компании Cloud One

Специально для Клерк.Ру

Мнение авторов материалов может не совпадать с мнением редакции.
Мнения
 
Клерк

Надо отдать должное автору, статься написана достаточно доступным языком. (Что достаточно редко для IT специалиста).  Но мне кажется, что нехватет цифр для наглядности. Например, что такое радикальная экономия (последний абзац), сколько это в цифрах? Насколько выгоднее аренда программного обеспечения, чем покупка? Средние затраты на собственный штат ИТ специалистов и средняя стоимость контрактов на аутсорсинг? Вообщем побольше бы примеров и цифр, было бы более любопытно и интересно читать. 

Аватар

Аноним, Ваш глубокоосмысленный комментарий вгоняет меня в когнитивный диссонанс...

Клерк

lgv75,благодарю вас за лестное мнение. этот материал - вводный. в дальнейших мы планируем подробно разобрать каждое из направлений, с примерами и цифрами, но без перегруженности. надеюсь, последующие материалы ответят на все ваши вопросы.

Аватар

Да хотелось бы конкретики.

У нас в компании установлен SharePoint Server 2010 для внутреннего документооборота, имеется выделенный SQL Server 2008R2 Standard (2-х процессорная система (по 4 ядра каждый процессор)  24GB RAM -- это для учёта стоимости лицензии SQL Server и ориентировочной производительности), выделенный внутренний Web Server (IIS разумеется) для обеспечения тонких клиентов к системе документооборота. Есть около 40 офисных рабочих мест Win+MSOffice, на серверах Win Server 2008R2 (x64)  + серверное ПО собственной разработки для взаимодействия с SharePoint. База документов около 200ГБ. Сколько можно было бы сэкономить при переводе этого всего в облако(просто ориентировочная цена на год для аналогичной функциональности), какая производительность гарантируется и при какой цене, какое ограничение на внешний трафик, как осуществляется резервное копирование данных, как обстоит дело с устойчивостью к DDOS атакам на ваши сервисы (во внутренней сети такой проблемы нет), сохранение конфиденциальности информации?

http://www.getsaas.ru/ - не отвечает (на 23ч 31.10.2011) => посмотреть ваши-SaaS приложения не могу для оценки гипотетического масштаба перестройки информационной структуры предприятия.

Аватар

Объясните мне где экономия??????

Если в компании полная занятость ИТ персонала, то то же их количество плавно перетекает в обслуживающую компанию примерно с теми же зарплатами и соответственно с налогами на ЗП + ЗП руководсва + ЗП бухгалтерии, кадровиков и проч. , эта организация так же должна закупать и обслуживать свой парк техники и это ей будет обходится не дешевле +  Так же не забывайте, что каждая коммерческая организация должна извлекать прибыль из своей деятельности. А способ экономии здесь только один - ИТ персоналу вашей организации предлагают переводится на работу в обслуживающую компанию с зарплатами в несколько раз ниже, иначе никакой экономии не получается!!!!!!!

Аватар

Как все достали с этим SAAS...

Почему-то никто не говорит о том, что в облаке работают такие же машины и такие же админы с не менее кривыми руками. И там данные тоже могут пропадать, никто не идеален. А уж сказки про легкость перехода с одного ПО на другое... Это даже не смешно.

Аватар

Аноним,в течение сегодняшнего дня я оставлю в комментариях примерный просчет по описанной вами конфигурации. при этом напоминаю, что подробные примеры по каждому из направлений мы планируем публиковать в последующих выпусках колонки.

Аватар

Аноним,


1. в правильно организованной сервисной компании количество персонала заметно ниже, чем в типичном ИТ-отделе компании с сотней сотрудников.

2. руководство в ней занимается только управлением в одной сфере, и его количество пропорционально ниже.

3. как правило, облачные провайдеры покупают оборудование по существенно более низким ценам, работая напрямую с дистрибьюторами. иначе их оборудование будет окупаться слишком долго.


это три тезиса "на вскидку", подробнее мы разберем все эти моменты в дальнейших выпусках колонки.

Аватар

Аноним,


речь не идет только о SAAS, эта модель во многом отходит на второй план.


1. у облачных провайдеров, как правило, используется совсем не "такое же" оборудование, чисто в силу специфики бизнеса.

2. системные администраторы и архитекторы также обладают совсем иной квалификацией, нежели обычные "сисадмины на местах", также в силу специфики бизнеса.

3. вероятность пропажи данных радикально снижается правильно настроенным резервным копированием на специальные системы хранения данных, что отсутствует примерно в 90% российских компаний.


4. про "легкость" перехода с одного ПО на другое мы еще не рассказывали, но обязательно расскажем. ничего особенно "легкого" там нет, но и невозможного - тоже.

Клерк

Идея хорошая, но вряд ли будет пользоваться популярностью в России. Во-первых дорого, потому что лицензионный софт не так уж популярен даже в крупных компаниях. А купить почти любое железо и поставить на него левый софт обойдется на порядок дешевле, чем Ваше облако вместе с многочисленными лицензиями. Да и интернет в большинстве городов России оставляет желать лучшего - нет к нему доверия.

А так, конечно, хорошая рекламная статья.

Аватар

Статья написана  рекламщиком, пытающимся продать нам потребителям не совсем нужные нам услуги или дилетантом под влиянием рекламы. Автоматизация компании -сложный в техническом плане процесс , а у нас в России почему то пытаются представить , что этим в состаянии заниматься любой недоучившийся студент. Интересно,  вы пойдете консультироваться по поводу своего здоровья к врачу, который поверхностно знает медицину или в бухгалтерии- у бухгалтера поверхностно знающим о чем идет речь?))))))))))) А наши реали в экономики!!!!!!!!!!Не успели во время оплатить услуги и вся работа компании будет парализована, т.к. вам заблокируют доступ к вашей же информации . Не успели оплатить обслуживания сайта,  доступ вам закрывают и там вывешивается не потребная вам инфомация и т. д. и т.п. А по поводу безопасности сплошной развод))) Кто же хранит важную информацию в почтовом ящике??! Получил распечатал и уничтожил или переправил в спецхранилище ит.д. и т.п.   

Клерк

приношу свои извинения за анонимные комментарии. соберу в одном комментарии все ранее озвученные реплики.

Аноним,в течение сегодняшнего дня я оставлю в комментариях примерный просчет по описанной вами конфигурации. при этом напоминаю, что подробные примеры по каждому из направлений мы планируем публиковать в последующих выпусках колонки.

 

Аноним,


1. в правильно организованной сервисной компании количество персонала заметно ниже, чем в типичном ИТ-отделе компании с сотней сотрудников.

2. руководство в ней занимается только управлением в одной сфере, и его количество пропорционально ниже.

3. как правило, облачные провайдеры покупают оборудование по существенно более низким ценам, работая напрямую с дистрибьюторами. иначе их оборудование будет окупаться слишком долго.


это три тезиса "на вскидку", подробнее мы разберем все эти моменты в дальнейших выпусках колонки.

Аноним,


речь не идет только о SAAS, эта модель во многом отходит на второй план.


1. у облачных провайдеров, как правило, используется совсем не "такое же" оборудование, чисто в силу специфики бизнеса.

2. системные администраторы и архитекторы также обладают совсем иной квалификацией, нежели обычные "сисадмины на местах", также в силу специфики бизнеса.

3. вероятность пропажи данных радикально снижается правильно настроенным резервным копированием на специальные системы хранения данных, что отсутствует примерно в 90% российских компаний.


4. про "легкость" перехода с одного ПО на другое мы еще не рассказывали, но обязательно расскажем. ничего особенно "легкого" там нет, но и невозможного - тоже.


Александр Дембовский

Аватар

Веет ростелекомовским пиаром облаков в свете создания электронного Правительства (электронную Россию они успешно развалили)...

Коллега весьма успешно забывает, что в таком случае компания, отдав свои данные на сторону (в облако сторонней организации), попадает в полную зависимость от этой сторонней организации (возможно и конкурента по бизнес-процессам,а стало быть заинтересованного лица).

Фраза "все необходимые мощности можно легко и недорого взять в аренду с фиксированной помесячной оплатой" пропитана наивной верой  из детской сказки в светлое будущее в доброе пушистое и мягкое.

Кто вам будет гарантировать момент "с фиксированной помесячной оплатой" -если вы посуществу покорно залезли в кабалу к аутсорсингу и полностью от него зависимы?

"К тому же, если компьютер сломается, его украдут, или его просто не будет под рукой, с программой и данными ровным счетом ничего не случится" -ну да... ну да, а здесь и красть ничего не надо, все на стороне выложено, и личная переписка и внутренние конфиденциальные документы фирмы.

Видимо и защиту перс. данных и ИБ тоже в облаках вам обеспечат? Ну это как в рекламе "Любая безопасность за ваш счёт".


 

Аватар

В облаке пока что смогли реализовать только хранение файлов и пару офисных приложений. Не думаю, что провайдер услуг, даже такой как Ростелеком, сможет все разнообразие ERP, CRM, SCADA-систем и прочих систем с увлекательными абревиатурами, а также систем бухучёта, финансовой отчётности реализовать в облаках. Причём, главная трудность - перевести в облака существующие, т.е. унаследованные системы, не потеряв при этом данных.

И для организаций (задач), где требуется высокопроизводительный ввод данных, например, операционистки в банке, облака не прокатят.

Не забываем также, что в нашем исключительно правовом государстве на все Ваши данные в облаках вполне законно могут наложить лапу компетентные органы. И не потому, что Вы поосбник террористов, или призываете к межнациональной вражде, а просто потому, что кому-то очень понравился Ваш бизнес.

А для мелких организаций из 2-3 человек, которые в своей работе используют только word, excel и outlook, и даже подготовку стандартной налоговой отчётности отдают на аутсорсинг наёмным бухгалтерам-набивальщикам, то им в принципе пофигу в чём им набют и сдадут отчёт. А вопросы безопасности их вордовых документов в количестве ста штук продублированные на флэшке,  их вообще не беспокоят. И бизнес их никому не нужен, и конкуренты у них того же порядка, т.е. не представляют угрозы "бизнесу". Только большой фиксированной абонентской платы с них не получишь ...

Аватар

Если под пунктом "2.Программы" в облаке предполагается предложить организации только Word, Excel и хранение файлов, то дешевле будет поставить бесплатный Linux c OpenOffice, не требующих даже фиксированных отчислений.

Аватар

Anonymous,

Это точно ,

цитата:

"Концепция облачных вычислений подвергалась критике со стороны сообщества свободного программного обеспечения и в частности со стороны Ричарда Столлмана:

Использовать веб-приложения для своих вычислительных процессов не следует, например, потому, что вы теряете над ними контроль. И это не лучше, чем использовать любую проприетарную программу. Делайте свои вычисления на своём компьютере, используя программы, уважающие вашу свободу. Если вы используете любую проприетарную программу или чужой веб-сервер, вы становитесь беззащитными. Вы становитесь игрушкой в руках того, кто разработал это ПО.

"

Аватар

1.Оборудование.
Десктопы все остаются, остаётся еще, как минимум, сервер управления сетью и маршрутизатор (ну не каждого же подключать отдельным кабелем к Интернету - обязательной компоненте облаков). Разве что экономим на файл-сервере, который не очень-то и дорогой. Сервера для специфичных для организации задач пока в облаках не предлагаются.
2. Программы.
Бесплатной альтернативой офисным приложениям в облаках будет свободное и бесплатное ПО, обновляется оно автоматически. К тому же, работа в нём будет более комфортной по сравнению с облачными приложениями. Не забываем, что экономия за счёт применения облаков оборачивается расходами по времени простоя сотрудников в ожидании отклика приложений из облака. Что будет дороже ещё неизвестно.
3. Вебсайт.
Сведено всё только к оборудованию, но это меньшая из проблем. Забыта гораздо большая работа по поддержанию ПО сайта, информационному наполнению, подготовке и изменению информации.
4. Почта
Такая возможность существует со времени начала оказания услуг по предоставлению доступа в интернет, если не раньше, во всяком случае "новой" услугу предоставления провайдером почтового ящика с отличным от web-mail-сервисов адресом не назовёшь.
5. Персонал
Если предлагается экономить только на содержании файл-сервера, то экономия может выйти боком за счёт простоя сотрудников в ожидании отклика из облака. Тезис "ликвидация даже одной позиции..." созвучен с тезисом про экономию туалетной бумаги в масштабах всей страны. В нашей стране вряд ли где допустят существование праздно шатающегося ИТО-шника, скорее наоборот, загрузят чем-нибудь неспецифичным, ведь у нас ИТО-шник или в простонародье "программист" занимается всем, что связано с компьютером и программи, начиная от их переноски, до ввода бухгалтерских данных.

Банальный пиар своей "облачной" компании. Я пока не встречал в России ни одного надежного облака. Всё что тестировал - даже на мелких задачах работает нестабильно. Я уж умолчу о техподдержке...

бОльшей экономии можно добиться хотя бы частичным переходом на свободный софт.

Клерк

Аноним, прошу вас прислать личным сообщением контактный имейл, необходимо уточнить несколько деталей для более точного просчета.

Аватар

Замечательная статья, мне кажется даже начинать надо с последнего её пункта , и к персоналу отнести не только сотрудников ИТ а весь персонал в том числе... Есть ли смысл нанимать админов, бухгалтеров , водителей и т.п. специалистов , если где-то они уже работают ? Ну подумайте сами , есть у вас "бизнес", так перепоручите все расходы сторонним специалистам , а сами получайте прибыль - и всё ! Ну зачем Вам заморачиваться , самому искать специалистов, спецы найдут для Вас фирмы , которые будут работать за вас !

Клерк

а кто нибудь подсчитывал расходы на связь (имеется в виду услуга сети передачи данных)? Выделенный высокоскоростной канал, vpn? А если предприятие находится где то в лесу? во сколько ему обойдется "облачная" организация? Громкие заголовки "как сэкономит на ИТ" могут ввести в заблуждение руководителя компании, так что поаккуратнее:-)  И уже несколько раз муссировалась тема - чем аутсорс хуже/лучше для компании. Все зависит от размеров компании, степени ее открытости, квалификации персонала. Лично я бы никогда на аутсорс не отдала ERP, CRM. Да вообще не отдала бы:-)

Аватар

НН. 

Отличная для продавцов услуг. А посчитать не судьба?

Администратора даже в малой компании содержать придется, вменить ему в обязанность поддержку корпоративной почты - какие трудности?Почтовый сервер можно настроить и на недорогой машине, около 80 т. руб. вполне сойдет. А вот аренда 100 почтовых ящиков в варианте SAAS означает 30 т. руб. ежемесячно. За три месяца сервер окупится; но если сервер свой, то его ещё и продать можно, он в любом случае в активе, а вот деньги за аренду ушли к арендодателю. Ну и совсем здорово, если в кризисные периоды вдруг денег на аренду не хватит.

Именно поэтому нет цифр в статье. Что хорошо для стартапов, то действующему предприятию смерть.

Клерк

Зря вы так категорично топите SaaS. Хотя это вполне понятно: новые идеи всегда встречаются валом критики. В средние века за них вообще на костре сжигали... А насколько хорошая или плохая идея SaaS -  время покажет.

Люди которым это нравится