Клерк.Ру

Возврат долга. Взгляд православного христианина. Часть 3.

На фото Александр Федоров.

Православный коллектор: возможно ли такое в современном светском государстве?

Уклонись от зла и сотвори благо;

Возжелай (взыщи) мира и устремись к нему.

(Пс.33:15)

Прочитав заголовок данной статьи, иной скептик подумает: ну вот опять церковь вмешивается в светские дела и нарушает юридические нормы о светском характере государства. И будет неправ. Настоящий православный христианин не станет показывать свою веру только на словах, но в первую очередь докажет ее делами. И дела эти вполне вписываются в светский характер государства, потому что христианские моральные принципы универсальны.

Все написанное далее, впрочем, может быть применено тогда и только тогда, когда и должник и тот, кто совершает действия по взысканию у него долга, являются православными христианами либо, как минимум, не являются противниками православной церкви.

В предыдущих двух статьях, посвященных применению христианской морали вместе с правовыми нормами государства, мы пришли к нескольким очень важным выводам. Во-первых, заплатить долг – это безусловная обязанность христианина. Во-вторых, неуплата долга по православным канонам есть присвоение чужого, то есть воровство. В-третьих, православная церковь взяла на себя обязательство взаимодействовать с государством по эффективному взысканию долга, и это не противоречит ни светскому характеру государства, ни учению и канонам православной церкви.

Впрочем, о взаимодействии с государством было сказано достаточно. Важно не забывать, что в процесс взыскания долгов вовлечены еще и частные субъекты. Таковыми субъектами являются коллекторские агентства. Данные агентства хотя и не имеют права принудительного взыскания долгов (это исключительная функция государства), однако они являются все более активными участниками данного процесса, взаимодействуя как с взыскателями и должниками, так и с уполномоченными государственными органами.

В России коллекторские агентства появились сравнительно недавно, чуть более пяти лет назад, в то время как в Европе и США такие агентства существуют около столетия. Основное отличие взыскания долга коллекторами от аналогичного взыскания судебными приставами заключается в том, что работа коллекторов направлена в основном на добровольное осознание должником необходимости погасить долг и, как следствие, на погашение долга в досудебном или внесудебном порядке.

Вовлечение и заинтересованность православной церкви в повышении эффективности взыскания долгов является прорывом в этом процессе. Поэтому, по нашему мнению, церковь должна работать не только с должниками, но и с взыскателями и с теми, кто непосредственно занят в процессе взыскания, в частности с коллекторами. Такое всестороннее участие церкви станет фактором примирения всех заинтересованных сторон, а также будет непрестанно напоминать всем уполномоченным субъектам о необходимости постоянно проявлять человечность также и по отношению к обязанным субъектам. Итак, как с христианской точки зрения должен вести себя коллектор, приступивший к взыскиванию конкретного долга с конкретного должника?

Во-первых, надо узнать у должника, верит ли он в Бога и как относится к православной церкви. Здесь важно не «перегнуть палку» и не забыть содержание ст. 3 ч. 5 Федерального Закона о свободе совести и религиозных объединениях: «никто не обязан сообщать о своем отношении к религии». Поэтому разговор должен быть как можно более доверительным. Но если все же удалось узнать, что должник православный или хотя бы просто христианин, дальнейший разговор целесообразно вести соответствующим образом.

Во-вторых, надо как можно более полно и содержательно объяснить должнику, что возвратить взятое в долг он обязан не только в силу светских законов, но и в соответствии с христианской моралью. Следует также рассказать должнику о том, что православная церковь уже активно сотрудничает с государством в сфере взыскания долгов. И хотя с коллекторским сообществом официальный документ церковью пока еще не подписан, можно говорить также и о частных случаях сотрудничества церкви и коллекторов. Если должник действительно является христианином, авторитет церкви при решении данного вопроса будет играть для него весьма существенную роль. Здесь можно привлечь и священнослужителя, который грамотно смог бы изложить все необходимые аргументы. А ведь очень много священников имеют юридическое образование.

В-третьих, собственно, можно приступать к взысканию долга. Коллекторам при общении с должником следует войти в его положение, быть как можно более доброжелательными и гуманными. Так, например, не следует искать возможности описывать имущество должника или сообщать ему о возможности преследования в уголовно-правовом порядке, если последний признает долг, если невыплата долга является следствием стечения тяжелых обстоятельств и если должник просит об отсрочке или рассрочке. В любом случае, всегда необходимо терпеливо выслушать все обоснованные аргументы должника по поводу наличия желания и возможности выплатить долг.

Конечно, речь не идет о тех случаях, когда должник является злостным неплательщиком, скрывающим свою возможность заплатить и, тем более, мошенником. Хотя в истории церкви с момента ее основания есть тысячи случаев, когда под воздействием церковной проповеди самые отъявленные должники и мошенники добровольно, да еще и с раскаянием возвращали взятое.

С взыскателем же, как правило, и так все понятно. Если уж он довел дело до обращения в коллекторское агентство, свое он рано или поздно с большой долей вероятности все равно получит.

Кроме того, коллектору, работающему с должником, необходимо помнить и о тех заповедях, которые прямо либо косвенно касаются правовых и моральных отношений между этими двумя участниками процесса взыскания долга и могут повлиять на эти отношения.

Если говорить о заповедях Моисея, следует особо упомянуть две. Одна из них – «Не кради» (Исх. 20:15). Коллектор должен обязательно донести до должника, что отказ вернуть долг – это фактически воровство. Другая заповедь – «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх. 20:16). Задача коллектора пресечь недобросовестные способы защиты должника от кредитора и от самого коллектора, в частности, лжесвидетельство.

Что же касается заповедей блаженств, то необходимо сказать о следующих заповедях: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7), «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8) и «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9). Эти заповеди обращены также к самому коллектору, который ни в коем случае не должен отступать от них при осуществлении своей деятельности.

Таким образом, мы являемся убежденными сторонниками того, что участие православной церкви в процессе взыскания долга сможет не только примирить должника, кредитора и тех, кто помогает ему взыскивать долг, но и во много раз повысить эффективность самого процесса взыскания. Кроме того, мы убеждены, что, наконец, пришло время, когда должен быть поднят вопрос об официальном сотрудничестве церкви и коллекторских агентств в сфере взыскания долгов примерно по тому образцу, по какому церковь уже сотрудничает с государственными органами.

Автор благодарит за помощь в подготовке и написанию всех трех частей статьи «Возврат долга: взгляд православного христианина» друга и коллегу Тимофея Суладзе.

Александр Федоров

председатель совета директоров ООО «Коллекторское агентство «Центр ЮСБ»