Клерк.Ру

Возврат долга. Взгляд православного христианина. Часть 3.

На фото Александр Федоров.

4778

Православный коллектор: возможно ли такое в современном светском государстве?

Уклонись от зла и сотвори благо;

Возжелай (взыщи) мира и устремись к нему.

(Пс.33:15)

Прочитав заголовок данной статьи, иной скептик подумает: ну вот опять церковь вмешивается в светские дела и нарушает юридические нормы о светском характере государства. И будет неправ. Настоящий православный христианин не станет показывать свою веру только на словах, но в первую очередь докажет ее делами. И дела эти вполне вписываются в светский характер государства, потому что христианские моральные принципы универсальны.

Все написанное далее, впрочем, может быть применено тогда и только тогда, когда и должник и тот, кто совершает действия по взысканию у него долга, являются православными христианами либо, как минимум, не являются противниками православной церкви.

В предыдущих двух статьях, посвященных применению христианской морали вместе с правовыми нормами государства, мы пришли к нескольким очень важным выводам. Во-первых, заплатить долг – это безусловная обязанность христианина. Во-вторых, неуплата долга по православным канонам есть присвоение чужого, то есть воровство. В-третьих, православная церковь взяла на себя обязательство взаимодействовать с государством по эффективному взысканию долга, и это не противоречит ни светскому характеру государства, ни учению и канонам православной церкви.

Впрочем, о взаимодействии с государством было сказано достаточно. Важно не забывать, что в процесс взыскания долгов вовлечены еще и частные субъекты. Таковыми субъектами являются коллекторские агентства. Данные агентства хотя и не имеют права принудительного взыскания долгов (это исключительная функция государства), однако они являются все более активными участниками данного процесса, взаимодействуя как с взыскателями и должниками, так и с уполномоченными государственными органами.

В России коллекторские агентства появились сравнительно недавно, чуть более пяти лет назад, в то время как в Европе и США такие агентства существуют около столетия. Основное отличие взыскания долга коллекторами от аналогичного взыскания судебными приставами заключается в том, что работа коллекторов направлена в основном на добровольное осознание должником необходимости погасить долг и, как следствие, на погашение долга в досудебном или внесудебном порядке.

Вовлечение и заинтересованность православной церкви в повышении эффективности взыскания долгов является прорывом в этом процессе. Поэтому, по нашему мнению, церковь должна работать не только с должниками, но и с взыскателями и с теми, кто непосредственно занят в процессе взыскания, в частности с коллекторами. Такое всестороннее участие церкви станет фактором примирения всех заинтересованных сторон, а также будет непрестанно напоминать всем уполномоченным субъектам о необходимости постоянно проявлять человечность также и по отношению к обязанным субъектам. Итак, как с христианской точки зрения должен вести себя коллектор, приступивший к взыскиванию конкретного долга с конкретного должника?

Во-первых, надо узнать у должника, верит ли он в Бога и как относится к православной церкви. Здесь важно не «перегнуть палку» и не забыть содержание ст. 3 ч. 5 Федерального Закона о свободе совести и религиозных объединениях: «никто не обязан сообщать о своем отношении к религии». Поэтому разговор должен быть как можно более доверительным. Но если все же удалось узнать, что должник православный или хотя бы просто христианин, дальнейший разговор целесообразно вести соответствующим образом.

Во-вторых, надо как можно более полно и содержательно объяснить должнику, что возвратить взятое в долг он обязан не только в силу светских законов, но и в соответствии с христианской моралью. Следует также рассказать должнику о том, что православная церковь уже активно сотрудничает с государством в сфере взыскания долгов. И хотя с коллекторским сообществом официальный документ церковью пока еще не подписан, можно говорить также и о частных случаях сотрудничества церкви и коллекторов. Если должник действительно является христианином, авторитет церкви при решении данного вопроса будет играть для него весьма существенную роль. Здесь можно привлечь и священнослужителя, который грамотно смог бы изложить все необходимые аргументы. А ведь очень много священников имеют юридическое образование.

В-третьих, собственно, можно приступать к взысканию долга. Коллекторам при общении с должником следует войти в его положение, быть как можно более доброжелательными и гуманными. Так, например, не следует искать возможности описывать имущество должника или сообщать ему о возможности преследования в уголовно-правовом порядке, если последний признает долг, если невыплата долга является следствием стечения тяжелых обстоятельств и если должник просит об отсрочке или рассрочке. В любом случае, всегда необходимо терпеливо выслушать все обоснованные аргументы должника по поводу наличия желания и возможности выплатить долг.

Конечно, речь не идет о тех случаях, когда должник является злостным неплательщиком, скрывающим свою возможность заплатить и, тем более, мошенником. Хотя в истории церкви с момента ее основания есть тысячи случаев, когда под воздействием церковной проповеди самые отъявленные должники и мошенники добровольно, да еще и с раскаянием возвращали взятое.

С взыскателем же, как правило, и так все понятно. Если уж он довел дело до обращения в коллекторское агентство, свое он рано или поздно с большой долей вероятности все равно получит.

Кроме того, коллектору, работающему с должником, необходимо помнить и о тех заповедях, которые прямо либо косвенно касаются правовых и моральных отношений между этими двумя участниками процесса взыскания долга и могут повлиять на эти отношения.

Если говорить о заповедях Моисея, следует особо упомянуть две. Одна из них – «Не кради» (Исх. 20:15). Коллектор должен обязательно донести до должника, что отказ вернуть долг – это фактически воровство. Другая заповедь – «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх. 20:16). Задача коллектора пресечь недобросовестные способы защиты должника от кредитора и от самого коллектора, в частности, лжесвидетельство.

Что же касается заповедей блаженств, то необходимо сказать о следующих заповедях: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7), «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8) и «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9). Эти заповеди обращены также к самому коллектору, который ни в коем случае не должен отступать от них при осуществлении своей деятельности.

Таким образом, мы являемся убежденными сторонниками того, что участие православной церкви в процессе взыскания долга сможет не только примирить должника, кредитора и тех, кто помогает ему взыскивать долг, но и во много раз повысить эффективность самого процесса взыскания. Кроме того, мы убеждены, что, наконец, пришло время, когда должен быть поднят вопрос об официальном сотрудничестве церкви и коллекторских агентств в сфере взыскания долгов примерно по тому образцу, по какому церковь уже сотрудничает с государственными органами.

Автор благодарит за помощь в подготовке и написанию всех трех частей статьи «Возврат долга: взгляд православного христианина» друга и коллегу Тимофея Суладзе.

Александр Федоров

председатель совета директоров ООО «Коллекторское агентство «Центр ЮСБ»

Специально для Клерк.Ру

Мнение авторов материалов может не совпадать с мнением редакции.
Мнения
 

Оххх, уморили. Что, прежние методы коллекторов (дубинки и запугивание) уже не действуют? На мораль теперь давите? Постеснялись бы перевирать слова библии себе на благо. Если уж говорить о христеанской точке зрения, то Христос учил нас прощать должников :"и прости нам грехи наши, яко же и мы прощаем должникам нашим"

Аватар

Церковь не прощает. Церковь уже хочет поиметь бабла в коллекторском бизнесе. А заниматься словоблудием они умеют

кстати, почему у всех этих "православных христианинов" такие отъевшиеся рылы?

Интересно куда заведут автора его коллекторские поиски. И как долго (в смысле до какой степени бреда) Клерк будет это печатать.

Аватар

(потому что христианские моральные принципы универсальны.)

Моральные принципы универсальны вр всех религиях. Если следовать вашему принципу, то мусульман надо будет увещевать Кораном (шариатом), евреев Торой и т.д., чего мелочиться то.

Туго придется свяшенникам и коллекторам, если им попадется атеист. Придется применять обычную грубую силу.-)

Аватар

13/10/2010 21:20 Anonymous   (Сатка)

если им попадется атеист, то они его забьют камнями или сожгут на костре, уж это то церквушка делать умеет.
span>
Аватар

Интересно что тема ростовщичества( банки) ни разу не упомянута рпц и пристегивать изречения из библии и вертеть ими в целях своей нажимы мерзко.На мое мнение рпц вобще не нужно участвовать в таких делах чтобы пошатнувшийся рейтинг не упал ниже плинтуса.

"Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне” (Матф.6:24)

Аватар

Абсолютно непонятна негативная реакция неверующих (маловерующих) оппонентов. Доколе, интересно, хватит у них терпения упражняться в пусто-порожней софистике и в лишенном всякого здравого смысла риторстве, основанном на передергивании фраз из Священного Писания, смысл которых им непонятен даже близко. Это если судить по их же высказываниям.
В статье ведь четко и ясно сказано, что подобные методы убеждения и аргументация будут применяться только к тем, кто считает себя христианином и для кого церковь имеет определенный авторитет.
Если должник себя позиционирует как нецерковный человек, ребенку понятно, что никто не собирается работать с ним подобными методами.
К тому же, как правильно сказано, отказ выплатить долг по церковным канонам приравнивается к воровству, а воровству в цивилизованном обществе места не должно быть и не будет.

Аватар

а доказывать церковным вышибалам, что ты "нецерковный" человек придется через суд? или ордалии будут практиковаться?

Аватар

Anonymous,

"отказ выплатить долг по церковным канонам приравнивается к воровству" - а можно ссылочку ? О невозможности служить и Богу, и маммоне - это понятно, а вот о приравнивании, как Вы пишите, где посмотреть ?

С каких пор РПЦ должна защищать алчные интересы ? Тем более коллекторов ? Или финансы в разряд духовного уже попали ? Тем более, все механизмы обязательств, исполнения их (в том числе принудительные) давным давно в мирском праве существуют, еще с советских времен.

Тут более интересно наблюдать, как братки быстро эволюционируют - от мордоворотов в кожанках с утюгами и паяльниками до лощеных "коллекторов" с высшим юридическим... Теперь еще и сан духовный нужно задействовать. Или втроем ходить будут - один с битой, другой с кодексом, третий с кадилом.

Клерк

Отче наш:

...и остави нам долги наша,
якоже и мы оставляем должником нашим;
и не введи нас во искушение,
но избави нас от лукаваго.

Anonymous, мне как раз вполне понятен смысл цитаты из Слова.

Там где замешаны деньги- нет Бога, ибо нельзя служить двум господам.

РПЦ свой выбор (деньги) сделала - будем уважать чужой выбор.

Аватар

Grizzly, а как ещё назвать присвоение чужих денег, взятых в долг, кроме как воровством? Не укради - восьмая заповедь Божья. 

Аватар
Grizzly,Или втроем ходить будут - один с битой, другой с кодексом, третий с кадилом. Кстати, Вы бы хотя бы изучили, для чего используется кадило, а то просто смешно читать ту ерунду, которую пишут про Церковь.
Клерк

РПЦ и Церковь - только названия совпадают, а в остальном не имеют ничего общего. Церковь - это собрание всех верующих в Христа. А РПЦ и другие аналогичные структуры - это общественные организациии, объединяющие членов и сочувствующих. Они только говорят о Боге, хотя не имеют к Богу никакого отношения.

23Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;

24когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов*;

25а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;

26тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.

         27Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

Аватар
самое интересное что долг надо возвращать должнику и если верующий его вернул а проценты роста не вернул то с точки зрения христианского учения можно ли проценты роста приравнять к воровству и служению мамоне работниками банка?  ну а если работник банка продает долг коллектору то это уже совсем не вяжется с учением в Библии ведь долги надо прощать а не продавать ведь вы у колектора ничего не занимали 
Аватар
Я думаю, что бесовские дети - коллекторы могут идти к своему папаше. Зачастую, их вмешательство делает невозможным возврат долга в досудебном порядке. Следовательно, они не только становятся соучастниками воровства, но и берут на себя большую вину, когда их действия фактически мешают заёмщику при всём желании вернуть долг.
Аватар

В Ветхом Завете интересующий нас запрет встречается несколько раз. В частности в книге Исход: «Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста» (Исх. 22:25). Затем в книге Левит: «Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришлец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою. Не бери от него роста и прибыли и бойся Бога твоего; чтоб жил брат твой с тобою. Серебра твоего не отдавай ему в рост и хлеба твоего не отдавай ему для получения прибыли» (Лев. 25:35-37). И в книге Второзаконие: «Не отдавай в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост; иноземцу отдавай в рост, чтобы Господь Бог твой благословил тебя во всем, что делается руками твоими, на земле, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею» (Втор. 23:19-20). Кроме того, в 14 псалме св. Пророк Давид говорит: «Господи! Кто может пребывать в жилище Твоем? Кто может обитать на святой горе Твоей...», затем перечисляет различные добродетели и в конце добавляет «...Кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется во век» -  камень в огород банков. Деньги в рост брать это ГРЕХ. С одной стороны,понятно что  должник должен вернуть (и это гуманно) ,с другой стороны- кому участники церковной жизни хотят помогать? Мытарям? Которые, если вовремя не вернут  налагают огромные проценты на заемщиков, да еще и трясут..в случае если тот не уплатил вовремя еще более процент наращивают-загоняя бедного в петлю.


Люди которым это нравится