Клерк.Ру

Взгляд в будущее

На фото Александр Федоров.

Любому бизнесу надо постоянно расти, предлагать что-то новое. Методики и технологии бизнеса должны постоянно совершенствоваться. Что мы, коллекторы, будем внедрять в ближайшем будущем?

На Западе коллекторы выезжают к должнику в костюмах монахов и во фраках. Некоторые компании размещают информацию о неплательщиках в facebook. Из разных стран приходят интересные новости. А у нас что, ничего нового пока не происходит?

Так может показаться только на первый взгляд. Например, уже в недалеком будущем наш возможный ответ западным коллекторам в костюме монахов — настоящие священнослужители, которые будут сопровождать сборщиков долгов, увещевать нерадивых должников выплатить свои долги. Варианты сотрудничества коллекторов с православной церковью прорабатываются в качестве концептуальной идеи. Подробно о самой идее написано в трех частях статьи «Возврат долга. Взгляд православного христианина»: часть I, часть II, часть III.  

Да и социальными сетями отечественные коллекторы тоже не пренебрегают. Правда, пользуются ими не в таком масштабе, как об этом периодически «рапортуют» некоторые СМИ. Ведь основная информация о должнике, включая его контактные данные, передается кредитором в рамках договора с коллекторским агентством. Необходимость в социальных сетях и других открытых  источниках имеется только в сложных ситуациях, когда контакт с должником потерян, либо он откровенно уклоняется об уплаты долга, рассказывает сказки коллекторам, сетуя на свое тяжкое материальное положение. А в «Одноклассниках.ру» у него целый фоторепортаж об отдыхе в Египте на борту яхты какой-нибудь. В количественном отношении таких должников может быть всего несколько сотен, в то время как на конвейере у коллекторов находятся десятки, а в ведущих агентствах и сотни тысяч должников. Всех по социальным сетям не выследишь, да и не надо вовсе. Словом, это не более, чем раздутый миф. В реальности же можно будет изучить возможность заключения с администрациями социальных сетей соглашений, в рамках которых профили должников в этих сетях будут помечаться специальной меткой «Должник».

Что же еще мы будем внедрять? Среди планируемых методик — более тесная, и, можно сказать, человечная работа с должником.

Уже прошли времена, когда какие-то странные компании людей (которые не были коллекторами) приезжали к должникам своих «клиентов» на джипах и выбивали (в прямом смысле этого слова) долги. Теперь коллекторам, чтобы вернуть долг надо выслушать должника, вникнуть в его проблемы и предложить реструктуризацию долга. Вероятно, это направление будет развиваться: скоро мы будем проводить экспресс-анализ финансового состояния и фактически выдавать заемщику финансовый план на время погашения кредита.

Более того, Комитет коллекторских агентств ФМОС общественной организации «Деловая Россия» запускает программу обучения должников финансовой грамотности. Необходимым условием участия в этой программе является ранее произведенная должником оплата не менее 30% долга, при этом с ним уже должно работать коллекторское агентство. Это коллекторское агентство и будет приглашать конкретных должников для участия в программе. Финансировать мероприятия будут банки, в то время как для должников все абсолютно бесплатно. Выгода банков — рефинансирование должникам их собственных кредитов. Специалисты коллекторских агентств будут при помощи лекций и семинаров мотивировать должников к погашению долга и показывать способы, как это можно осуществить. Выгода самих коллекторских агентств будет заключаться в выплате банками вознаграждения за взыскание долгов в рамках и по результатам запушенной программы.

Не так давно Комитет коллекторских агентств выступил с предложением организовать под эгидой Роспотребнадзора «горячую линию» для заемщиков, куда может позвонить любой из них и пожаловаться на действия коллекторов. В кулуарах обсуждается также идея трансляций в интернете переговоров с должниками из колл-центра в режиме реального времени. Прорабатываются условия соблюдения режима конфиденциальности персональных данных, с которыми работают сотрудники колл-центра, чтобы эти данные не попали бы в открытый доступ.

Еще одна инициатива Комитета коллекторских агентств — передача на аутсорсинг коллекторским агентствам взыскание налоговых платежей. Данная инициатива является стратегической, поскольку в случае положительного итога станет крупной победой в споре коллекторского сообщества и Роспотребнадзора. Идея была озвучена  мной на пресс-конференции 28 января 2011 г.

В последнее время наращивают активную деятельность так называемые «антиколлекторы», которых нет больше ни в одной стране мира (в то время как коллекторские агентства — это часть финансовой системы любой успешной страны). Антиколлекторы в России занимаются откровенным обманом должников и общественности. За сомнительные консультации должники отдают те деньги, которые могли бы быть потрачены на погашение своих же долгов. При этом подобные консультации может дать любой адвокат или юрист, без всякой кричащей антиколлекторской вывески. Я предлагал антиколлекторам вступить в публичную юридическую дискуссию и доказать свое право на существование. В ответ пока что — тишина!

Ниже представлены пять пунктов, реализация которых возможна в достаточно отдаленном будущем, но вставать на путь реализации необходимо уже сегодня.

1.    Расширение полномочий коллекторских агентств по принудительному взысканию долгов параллельно с законодательным ужесточением ответственности должников за неисполнение своих обязательств. Например, коллекторам может быть предоставлена инициатива моментального наложения ареста на имущество должника в качестве обеспечения исполнения обязательств, право ограничить выезд должника за пределы России и др. При этом необходимые распорядительные действия должны будут совершать судебные приставы, но делать это в безусловном порядке, на основании документально подтвержденных данных, предоставленных коллекторами.

2.    Оказание коллекторскими агентствами кредитных консультаций для должников на профессиональной основе. Сегодня этим пытаются заниматься антиколлекторы, и получается у них из рук вон плохо! Если мы сможем любому желающему должнику оказать консультацию и помощь в выплате долга (это предполагает найти реальную возможность рефинансирования задолженности, реструктуризацию, рассрочку, отсрочку и т.д. и контролировать все договоренности до их исполнения), тогда антиколлекторы исчезнут сами собой: к ним просто некому будет обращаться.

3.    Проведение громких PR-акций против недобросовестных должников. Например, можно ходить рядом с ним с большим плакатом, на котором написано имя и фамилия должника, сумма долга и кредитор. Правда будет необходимо модернизировать некоторые правовые нормы, чтобы можно было бы проводить такие акции до обращения в суд. В любом случае более важным здесь является вопрос рентабельности и целесообразности, поэтому нужно внимательно отсеивать должников, чтобы выбрать именно таких адресатов акции, на которых она произведет эффект.

4.    Наращивание коллекторского лобби и популяризация коллекторской деятельности. Обществу (в особенности — должникам) должен быть дан недвусмысленный сигнал о том, что с коллекторами необходимо считаться, требования коллекторов — законны и обоснованны, а игнорирование этих требований только усугубит положение тех, к кому они предъявлены. Одновременно у саморегулирующейся коллекторской организации должны быть реальные механизмы для модернизации и совершенствования необходимых правовых норм. Как минимум, с такой организацией должны считаться субъекты права законодательной инициативы.

5.    Специальное образование для коллекторов. Сегодня специалистов по сбору долгов не готовят ни в одном учебном заведении. Коллекторы сами разрабатывают собственные стандарты и методики обучения. В будущем эту проблему предстоит исправить и обучать коллекторов как самостоятельных профильных специалистов в юридических или экономических ВУЗах.