Клерк.Ру

Цели бизнеса

На фото Константин Харский, генеральный директор ООО "Ценностное управление для бизнеса"

8892

Я закончил и опубликовал книгу, над которой работал несколько лет. Эта книга о власти. О непреодолимой власти. О непреодолимой власти ценностей.  

Ценности личности определяют жизнь человека. Ценности компании определяют жизнь компании. В определенном смысле - всё просто. Знаешь доминирующие приоритеты (человека или компании) - можешь точно предсказать будущее (человека или компании). Не нравится возможное будущее - меняй приоритеты, чтобы новые приоритеты привели в новое и иное будущее. Я хочу предложить к обсуждению важную тему. Важность её возрастает стремительно.

Поговорим о целях бизнеса. В соответствии с принципами ценностного управления ценностная структура компании и подразделений должна проистекать из целей бизнеса. И тут мы сталкиваемся с известной проблемой. Руководители недоуменно разводят руками: как можно задавать такой, в высшей степени, наивный вопрос?! Разве может быть на вопрос: «В чем цель бизнеса?» - ответ, отличный от «Получение прибыли»?!

Я думаю, что «получение прибыли» не может являться целью бизнеса. Прибыль - это результат правильно организованного бизнеса. Цель и результат - это совсем не одно и то же. Цель - то, куда мы устремляемся, а результат - награда за наши усилия. Если на секунду допустить, что цель бизнеса - «получение прибыли», то тогда логично было бы продолжить:

  • Цель урока математики во втором классе  - знание таблицы умножения;
  • Цель заправки автомобиля - наличие бензина в топливном баке.

Знание таблицы умножения - не цель, а результат уроков математики, полный бак бензина - не цель, а результат заправки. Прибыль - не цель, а результат правильного ведения бизнеса. Что значит правильного? У меня есть свой вариант ответа. Правильным я называю бизнес, который создает пользу для платежеспособных клиентов на низкоконкурентном рынке.

Если бизнес не создает пользу в том или ином виде, то он не правильный. Если бизнес делает полезные вещи для неплатежеспособных клиентов, то он не правильный. Если бизнес делает полезные вещи для платежеспособных клиентов, работает на выскоконкурентном рынке и не стремится оторваться от конкурентов, то он не правильный.

Как вырваться из конкуренции? Подумайте о том, как это удалось Apple, McDonalds и прочим компаниям, у которых есть лояльные клиенты и… вы только задумайтесь! нет программ лояльности!

Итак, если бизнес делает полезные вещи для платежеспособных клиентов и находится вне конкуренции, то куда может подеваться причитающаяся компании прибыль?!

Цели привлекают наше внимание, на них концентрируются наши усилия, на их реализацию выделяются ресурсы. Насколько ваша компания успешна, когда главной целью объявлена прибыль, вы знаете гораздо лучше меня. А теперь пофантазируйте о возможном будущем… Допустим, целью вашей компании стало:

а) делать полезные вещи

б) для платежеспособных клиентов

в) на низкоконкурентном рынке

Одни департаменты получат задачу «повысить полезность нашей продукции». Какие это департаменты и персоны?

Другие департаменты начнут искать платежеспособных клиентов. Третьи станут думать о том, как и за счет чего оторваться от конкурентов.

Что будет, когда эти департаменты решат свои задачи? Компания станет более правильной. А что будет с прибылью? Будет ли её больше?  

Но вернемся к цели бизнеса. Причины, по которым вам следует определить, понять, сформулировать, облечь в слова цель компании:

  • Никого из сотрудников не мотивирует желание владельцев компании стать богатыми. Если бы я был не прав, то вопросов с мотивацией ни у кого не было бы. Деньги не мотивируют людей. Их мотивирует корпоративная среда. Причем, либо мотивирует, либо демотивирует. В большинстве случаев - демотивирует. 
  • Наличие цели позволит выстроить приоритеты компании и каждого её департамента или отдела. Давайте пойдем от обратного: цель компании - получение прибыли. Так, какой доминирующий приоритет у отдела продаж? Продавать как можно больше, не гнушаясь никакими нарушениями. Верно? Верно! И получаем мы с вами сегодняшний день. Сегодняшний день, когда шахтеры гибнут по причине отключения сигнализации. Ибо если её не отключить, то она (сигнализация) будет мешать зарабатывать деньги. Сегодняшний день, когда врач, выписывающий рецепт, вызывает сомнения в своем искреннем желании следовать заповедям Гиппократа. Список можно продолжать. А сам список открыла, так сказать, выпустила джина из бутылки принятая обществом идея: «Цель бизнеса - прибыль». Позвольте сказать без обиняков: «Господи, какая ГЛУПОСТЬ!» 

Цель бизнеса - формирование среды, в которой:

  • сотрудники хотят продолжить работу в этой компании;
  • клиенты хотят продолжить покупать товары и услуги этой компании;
  • владельцы хотят продолжить владение этой компанией;
  • партнеры хотят продолжить сотрудничать с этой компанией;
  • общество хочет, чтобы таких компаний было больше.

Почему эта простая мысль не общепринята? Разве вы не хотели бы оказаться и жить в таком обществе, где целью бизнеса было бы формирование среды… 

Я не верю в отрицательный ответ. 

Сначала надо решить, что такой мир был бы более привлекательным, гуманным. А уж потом мы будем искать дорогу к нему. Не отрицайте только из-за того, что этот мир сейчас кажется вам совершенно нереальным. Знаете, люди в космос летают уже много лет и были на Луне. Не говорите мне, что лучший мир не возможен!

Константин Харский

генеральный директор ООО "Ценностное управление для бизнеса"

Специально для Клерк.Ру

Мнение авторов материалов может не совпадать с мнением редакции.
Мнения
 
Аватар

Цель бизнеса - формирование среды, в которой:

  • сотрудники хотят продолжить работу в этой компании; - как это сделать ,если у компании нет прибыли и нечем платить?
  • клиенты хотят продолжить покупать товары и услуги этой компании; - как это сделать ,если у компании нет прибыли и нечего вкладывать в развитие?
  • владельцы хотят продолжить владение этой компанией; - зачем им это ,если у компании нет прибыли?
  • партнеры хотят продолжить сотрудничать с этой компанией; зачем им это ,если у компании нет прибыли?
  • общество хочет, чтобы таких компаний было больше. - зачем им это ,если у компании нет прибыли и нет налогов?

    Автор зря поставил всё с ног на голову. Просто он всё напутал со стратегическими целями, тактическими задачами...

Аватар

 Аноним, а почему у компании нет прибыли? Может быть она делает никому ненужные товары? Тогде ей (компании) следует закрыться. 

Если компания правильная (см статью), то куда делась её прибыль?  Приведите любой сколько-нибудь жизненный пример того, как компания делала полезные вещи для платежеспособных клиентов  на не конкурентном рынке и страдала от отсутствия прибыли? 

С ув, 

Константин

Аватар

Добрый день, Константин!

Сначала есть цель - получить прибыль, потом понимание того, как этого достичь, путем решения следующих задач:  а) делать полезные вещи,б) для платежеспособных клиентов,в) на низкоконкурентном рынке. При этом нужно все время держать в уме, что эта ситуация идеальна и недостижима. Поэтому: а) полезной вещь может и не быть, но должна казаться такой в глазах потребителей; б) скорее для готовых заплатить (вспомните рынок недвижимости и ипотеку) в) о,да! но следуя Вашей логике немедлено с него уходить, как только конкуренция станет высокой, а как же цель делать полезные вещи? а как же цель делать более полезные вещи, чем конкуренты? 

В общем, я с Вами согласен,  принятая обществом идея: «Цель бизнеса - прибыль». действительно профанация.

Вот правильная, академическая формулировка:"главнейшая  экономическая цель - повышение стоимости бизнеса , которая складывается из двух составляющих - прибыльности операций и уровня использования капитала".

 

Я  не знаю ЧТО надо подправить "в нашей конституции", чтобы целью бизнеса перестала быть ТОЛЬКО прибыль...

Рыба, говорят гниёт с головы....

и вот мне интересно, СКОЛЬКО можно хапать, чтобы наесться?...

и ещё говорят дурная "голова" "ногам" покоя не даёт... :))))......

Shure, целью бизнеса и должна быть прибыль. И это нормально. Чего бы тут не говорили теоретики. Потому что все красивые нарисованные цели преследуют только одну цель - продать еще больше товара и получить еще большую прибыль.

И почему сразу хапать? Любой желающий может открыть свой бизнес. Вам вот лично что мешает?

Над.К, да... целью бизнеса должна быть прибыль, согласна.... но только ли она. Я знаю, что на данный момент у нашего Российского бизнеса есть и ещё одна цель - как можно больше выкачать из страны и вывести за рубеж. И я вам скажу больше, об этом мечтает КАЖДЫЙ мало-мальски раскруившийся бизнесмен... (и даже шепну... и мой ген.дир об этом мечтает... и ещё намекну, что скорее всего и ваш... и ищет пути) И этим людям "с целью" глубоко всё равно на обычных людей... и не будут они в России ничего развивать и ставить другие цели кроме прибыли...

Про бизнес...

Мне ничто не мешает... я НЕ ХОЧУ!...

Я по жизни очень ответственный человек и не хочу повышенных обязательств перед кем бы то ни было....

и даже животных в доме не завожу т.к. они чаще умирают и страдают чем люди - они живые!

А люди (россияне) текущего момента мне представляются эдакими беспомощными безмолвными домашними питомцами, которые вымрут, а хозяева себе заведут других... таких же...

Цитата:
А люди (россияне) текущего момента мне представляются эдакими беспомощными безмолвными домашними питомцами, которые вымрут, а хозяева себе заведут других... таких же...
 

 Согласна, 5 баллов!

А я не согласна минус 5 баллов ;) ))))))))))))))))))))

Константин, спасибо за статью, очень понравилась и как раз в тему (для меня лично), пошла книжку искать :)

Аватар

Спасибо за  интересные мысли…

 

Константин, я за вами уже давно наблюдаю, читаю периодически ваши статьи. Во многом с вами согласна. Мой майл stepantseva@mail.ru , мне было бы интересно с вами пообщаться лично.

 В процессе руководства коллективом (Я руководитель департамента бухгалтерии) и разговоров с мужем (он бизнесмен) во многом использую те же принципы, что и вы, только вот отдачу  получаю далеко не всегда... очень сильно мозги современного человека повернуты не в ту сторону прекрасного мира развитых и цивилизованных людей…

 деньги стали править не только миром, но и душами людей настолько, что теперь  даже ваше поднятие  с головы на ноги истины воспринимается некоторыми читателями не адекватно…

Нас так учат с детства.. это проблема не одного человека, и даже не одной страны, но мы живем в том мире, в котором живем, и остается только учиться жить иначе настолько, насколько позволяет этот мир…

 Если вам представляется интересным пообщаться, то прошу написать мне.

 

С уважением, Любовь.

Клерк

Для обсуждения, тезисно:

Цель бизнеса – повысить собственную (бизнеса) ценность.

Ценность бизнеса определяется отношением к нему тех, кто вступает с ним в какие либо отношения, другими словами, степень их удовлетворенности бизнесом. По крупному:

  1. Бизнес должен выполнить законные требования органов власти:
  2. Государственной, региональной, муниципальной.
  3. Бизнес должен выполнить требования:
  4. Участников рынка инвестиций.

Цель участников рынка инвестиций (инвесторов) – «получить прибыль», естественно, что стремящийся к инвестиционной привлекательности бизнес формулирует для себя ту же цель.

  1. Участников рынка потребителей.
  2. Участников рынка поставщиков.
  3. Участников рынка труда.

lexx53, а разницу между "рубль сегодня" и "10 рублей завтра" Вы совсем не понимаете?

А про получение прибыли не в виде дивидендов, а в виде роста капитализации - тоже ничего не слыхали? :)

Я понимаю, что любители Маркса не могут не "тыкать".

Но не могу не отметить, что сам Маркс был достаточно воспитанным человеком, и на "ты" к незнакомым людям, скорее всего, не обращался. Чего и Вам желаю :)

Клерк
Добрый день,спасибо за статью.Всегда приятно почитать,если хорошо написано.К сожалению, не более того, так как,далеко от нашей реальности.ИМХО- все дальнейшие споры только причине неДОпонимания слова Бизнес.просто он для кажного свой, и цели отсюда разные.Мой-мизерный, с доходом в 50000 в месяц, или бизнес компаний столпов рос.экономики)))).У нас априори не могут быть одни цели.Все поэтапно менятся.

Как это у Apple нет программ лояльности? Они, может быть, явным образом не озвучены, но у них весь бизнес построен по принципу "вход только для своих". Тот же сервис облачного хранения данных iCloud работает только с эппловскими мобильными устройствами. Программа лояльности, это по сути что? Это элемент неценовой дискриминации. Как можно в таком случае охарактеризовать поведение Apple по отношению в владельцам мобильных устройств других производителей? Только как дискриминацию. Благо для последних, что есть другие подобные сервисы, и поэтому на Apple и его сервисах свет клином не сошелся. Но намерения компании очевидны. У нее просто вся политика маркетинговая построена, как одна большая программа лояльности. Кстати, пока ей удается ее (программу) успешно эксплуатировать.

Аноним,

Цитата:
Вот правильная, академическая формулировка:"главнейшая  экономическая цель - повышение стоимости бизнеса , которая складывается из двух составляющих - прибыльности операций и уровня использования капитала".

Это не академическая формулировка, а управленческая уловка позднейшего времени, которая, как любая мимолетная мода в этой сфере, для многих уже давно не столь очевидна, как это было еще 10 лет назад, когда по этой теме, действительно, весь мир сходил с ума. Но события весны 2000 года и последующих многих очень плотно приземлили на грешную землю.

Как романтично. Аж слезу прошибает.

Сделать из простого Сложное и раздувать это Сложное до размеров Слона.

Попробую попроще:

1.  "Цель, объединяет людей". В данном случае Целью является получение великого бога Деньги, то есть зар. платы.

2. "Разъдиняют людей путями достижения цели". Управление работниками посредством разницы в оплате их труда.

3. Работник работает только потому, что Верит в то, что он получит зар. плату в конце месяца. ( Вера держит его в Стаде работников). Ни один Дурак не будет работать за Лысого, то есть если не будет в нём Веры, что он получит зар. плату.

4. Вы сударь не верите в отрицательный ответ? А зря.

P/s: Вы просто создали Иллюзию.

Люди которым это нравится