Клерк.Ру

Цели бизнеса

На фото Константин Харский, генеральный директор ООО "Ценностное управление для бизнеса"

Я закончил и опубликовал книгу, над которой работал несколько лет. Эта книга о власти. О непреодолимой власти. О непреодолимой власти ценностей.  

Ценности личности определяют жизнь человека. Ценности компании определяют жизнь компании. В определенном смысле - всё просто. Знаешь доминирующие приоритеты (человека или компании) - можешь точно предсказать будущее (человека или компании). Не нравится возможное будущее - меняй приоритеты, чтобы новые приоритеты привели в новое и иное будущее. Я хочу предложить к обсуждению важную тему. Важность её возрастает стремительно.

Поговорим о целях бизнеса. В соответствии с принципами ценностного управления ценностная структура компании и подразделений должна проистекать из целей бизнеса. И тут мы сталкиваемся с известной проблемой. Руководители недоуменно разводят руками: как можно задавать такой, в высшей степени, наивный вопрос?! Разве может быть на вопрос: «В чем цель бизнеса?» - ответ, отличный от «Получение прибыли»?!

Я думаю, что «получение прибыли» не может являться целью бизнеса. Прибыль - это результат правильно организованного бизнеса. Цель и результат - это совсем не одно и то же. Цель - то, куда мы устремляемся, а результат - награда за наши усилия. Если на секунду допустить, что цель бизнеса - «получение прибыли», то тогда логично было бы продолжить:

  • Цель урока математики во втором классе  - знание таблицы умножения;
  • Цель заправки автомобиля - наличие бензина в топливном баке.

Знание таблицы умножения - не цель, а результат уроков математики, полный бак бензина - не цель, а результат заправки. Прибыль - не цель, а результат правильного ведения бизнеса. Что значит правильного? У меня есть свой вариант ответа. Правильным я называю бизнес, который создает пользу для платежеспособных клиентов на низкоконкурентном рынке.

Если бизнес не создает пользу в том или ином виде, то он не правильный. Если бизнес делает полезные вещи для неплатежеспособных клиентов, то он не правильный. Если бизнес делает полезные вещи для платежеспособных клиентов, работает на выскоконкурентном рынке и не стремится оторваться от конкурентов, то он не правильный.

Как вырваться из конкуренции? Подумайте о том, как это удалось Apple, McDonalds и прочим компаниям, у которых есть лояльные клиенты и… вы только задумайтесь! нет программ лояльности!

Итак, если бизнес делает полезные вещи для платежеспособных клиентов и находится вне конкуренции, то куда может подеваться причитающаяся компании прибыль?!

Цели привлекают наше внимание, на них концентрируются наши усилия, на их реализацию выделяются ресурсы. Насколько ваша компания успешна, когда главной целью объявлена прибыль, вы знаете гораздо лучше меня. А теперь пофантазируйте о возможном будущем… Допустим, целью вашей компании стало:

а) делать полезные вещи

б) для платежеспособных клиентов

в) на низкоконкурентном рынке

Одни департаменты получат задачу «повысить полезность нашей продукции». Какие это департаменты и персоны?

Другие департаменты начнут искать платежеспособных клиентов. Третьи станут думать о том, как и за счет чего оторваться от конкурентов.

Что будет, когда эти департаменты решат свои задачи? Компания станет более правильной. А что будет с прибылью? Будет ли её больше?  

Но вернемся к цели бизнеса. Причины, по которым вам следует определить, понять, сформулировать, облечь в слова цель компании:

  • Никого из сотрудников не мотивирует желание владельцев компании стать богатыми. Если бы я был не прав, то вопросов с мотивацией ни у кого не было бы. Деньги не мотивируют людей. Их мотивирует корпоративная среда. Причем, либо мотивирует, либо демотивирует. В большинстве случаев - демотивирует. 
  • Наличие цели позволит выстроить приоритеты компании и каждого её департамента или отдела. Давайте пойдем от обратного: цель компании - получение прибыли. Так, какой доминирующий приоритет у отдела продаж? Продавать как можно больше, не гнушаясь никакими нарушениями. Верно? Верно! И получаем мы с вами сегодняшний день. Сегодняшний день, когда шахтеры гибнут по причине отключения сигнализации. Ибо если её не отключить, то она (сигнализация) будет мешать зарабатывать деньги. Сегодняшний день, когда врач, выписывающий рецепт, вызывает сомнения в своем искреннем желании следовать заповедям Гиппократа. Список можно продолжать. А сам список открыла, так сказать, выпустила джина из бутылки принятая обществом идея: «Цель бизнеса - прибыль». Позвольте сказать без обиняков: «Господи, какая ГЛУПОСТЬ!» 

Цель бизнеса - формирование среды, в которой:

  • сотрудники хотят продолжить работу в этой компании;
  • клиенты хотят продолжить покупать товары и услуги этой компании;
  • владельцы хотят продолжить владение этой компанией;
  • партнеры хотят продолжить сотрудничать с этой компанией;
  • общество хочет, чтобы таких компаний было больше.

Почему эта простая мысль не общепринята? Разве вы не хотели бы оказаться и жить в таком обществе, где целью бизнеса было бы формирование среды… 

Я не верю в отрицательный ответ. 

Сначала надо решить, что такой мир был бы более привлекательным, гуманным. А уж потом мы будем искать дорогу к нему. Не отрицайте только из-за того, что этот мир сейчас кажется вам совершенно нереальным. Знаете, люди в космос летают уже много лет и были на Луне. Не говорите мне, что лучший мир не возможен!

Константин Харский

генеральный директор ООО "Ценностное управление для бизнеса"