Клерк.Ру

Система плюс голова. Шаг 6. Новостной фон.

На фото Андрей Сапунов, управляющий активами ИК «ФИНАМ»

600

В прошлом шаге я описал, как читать исследования аналитиков для того, чтобы иметь возможность оценить перспективы той или иной компании, отрасли. Следующий шаг – попытка оценить текущий новостной фон.

Что такое новостной фон? Это определенное информационное поле, в рамках которого функционирует рынок. Какая информация находится в этом поле? По временным рамкам эта информация может быть системообразующей, текущей, ожидаемой и векторной.

Системообразующая информация

Например, сейчас мы живем в стране с рейтингом «нижний инвестиционный», имеем экспортно-ориентированную экономику, по Конституции у нас демократия, экономика рыночная, самые крупные компании в нашей стране – преимущественно с госучастием, инфляция в среднем выше, чем в европейских и американских странах, ориентир развития – западная экономика, вектор следования российской биржи – цены на нефть и американские фондовые индексы. Вся вышеперечисленная информация является системообразующей. Это своего рода ментальность российской экономики.

Следовательно, в рамках основного времени наблюдения мы можем принимать эту информацию как постоянную. То есть, если какой-то из вышеперечисленных информационных факторов будет меняться, то измениться и вся ментальность российской экономики. Например, если в какой-то момент рынок перестанет идти вслед за американскими индексами, которые в последние лет 30 как являются «образцом» для всех рынков, то значит, что изменился весь мир и американские индексы перестали быть для кого-то чем-то важным. Конечно, нельзя говорить, что данные факторы будут неизменными и глобально дальше, но так как на изменение данных факторов нет даже никаких предпосылок, то они остаются условно неизменными.

Экономическая ментальность в лице системообразующих факторов приносит в каждую страну свои особенности. Например, мы очень сильно зависим от цен на нефть, а значит, конкретно, для нашей страны важны данные по запасам нефти в США, решения ОПЕК, аварии и войны в нефтедобывающих странах и т.д. Эти факторы будут напрямую влиять на цену нефти и, как следствие, на российский рынок.

Текущая информация

Под текущей информацией подразумевается вся информация, которая поступает на рынок в режиме его функционирования. Это могут быть как макроэкономические данные, так и простые отчеты о прибылях и убытках какого-либо эмитента. То есть, текущая информация – это вся информация, которая уже поступила на рынок и с учетом которой рынок формирует цены на активы. Например, если взять шахту «Распадская», то ее цена формируется с учетом данных об аварии, потому ее динамика много хуже рынка.

Ожидаемая информация

Под ожидаемой информацией подразумевается вся та информация, которая поступает на рынок запланировано. Например, в пятницу 24/09/2010 ожидался выход на рынок статистики по продажам нового жилья в 18:00. Аналитики предполагали, что будет продано 0,29 млн., а ранее по этой же статистике жилья продали 0,276 млн., то есть ожидания участников рынка были сфокусированы на увеличении продаж в рамках данной статистики. В ожидаемой информации есть свои нюансы. Как правило, прогнозы уже заложены в текущих ценах. Как в данном примере, ожидания роста продаж нового жилья в США может добавлять к динамике фьючерса на индекс S&P500 лишние доли процента. Следовательно, если в 18:00 статистика вышла бы на уровне ожиданий, то рынок бы не рос, а мог даже и немного припасть. Отсюда и рыночная поговорка: «ПОКУПАЙ НА СЛУХАХ, ПРОДАВАЙ НА ФАКТАХ». Эта поговорка актуальна до сих пор, многие ее интерпретируют по-разному. Вот я, например, в свое время осенью открывал «лонг» по акциям «АвтоВАЗа», используя технический анализ и метод пробой волатильности. Акция сильно пошла вверх, и, когда ее рост составил более 50% от цены входа (вход в районе 15 р. за акцию), то выяснилось, что в данный момент на LadaKalina едет наш премьер по трассе Хабаровск-Чита, а также вышли положительные новости по эмитенту.

6 сентября я читал газету «Коммерсант» перед открытием биржи. Журналист описывал благоприятную ситуацию вокруг акций «АвтоВАЗа», что они выросли в два раза и т.д. Ну, думаю, раз уже про этот рост в газете написали, пора «позу» фиксировать. Рынок открылся, и «АвтоВАЗ» вырос еще на 7%, у меня была лекция, и я в 11 ушел на нее, так и не выполнив задуманное. В результате, когда я вернулся к монитору, я обнаружил, что изначально был прав, и акция торговалась уже с падением на 11%. Я закрылся, поругав себя за игнорирование интуитивного позыва и правила «ПОКУПАЙ НА СЛУХАХ, ПРОДАВАЙ НА ФАКТАХ».

Векторная информация

Под векторной информацией подразумевается вся та информация, которая поступает на рынок и способна зародить мощное движение, изменить тенденцию, задать рынку импульс. Векторной информацией может быть «внезапный доктор» для «Мечела», изменение процентных ставок в США, объявление принудительного выкупа у миноритариев по более высокой или низкой цене и так далее. То есть, векторная информация – это информация, способная пролить свет на рынок или изменить ход событий. Как правило, векторная информация является неожиданным фактом для рынка. Иначе он бы отыгрывал данную информацию ранее.

Тут можно ввести еще одну информационную группу – неожиданная информация, но она будет иметь свойства векторной информации, поэтому неожиданную «инфу» будем считать подгруппой векторной.

Если говорить о видах информации, то кроме временных признаков ее можно подразделить на страновую, общеэкономическую, отраслевую, эмитентную и спекулятивную. Рассмотрим данные информационные группы подробнее.

Страновая информация

Здесь сосредоточена информация о стране как о субъекте международного сосуществования. В этом секторе мы можем наблюдать данные по политической ситуации в стране, особенностях ее законодательства, налоговом и денежно-кредитном режиме. Соответственно, любые изменения, происходящие с вышеперечисленным, являются также страновой информацией.

Общеэкономическая информация

Здесь можно увидеть в основном макроэкономические данные, характерные для конкретной экономики как субъекта экономических взаимоотношений. Это и инфляция, и процентные ставки, и курс национальной валюты, и дефициты бюджета, данные по ВВП.

Отраслевая информация

В рамках отраслевой информации происходит подача данных по изменению рыночной конъюнктуры, темпов роста конкретной отрасли. Данный вид информации характерен для каждой отрасли в отдельности. Например, в российской нефтяной отрасли больше монополии, чем конкуренции, а в телекоммуникационной больше конкуренции.

Информация эмитента

Под информацией эмитента подразумевается все данные административного, юридического, финансового характера, которые касаются одной конкретной компании. Тут можно встретить статистику о динамике операционных показателей, динамике балансовых показателей, динамике темпов развития бизнеса компании, смене руководства, основного акционера, вход-выход государства, потере/росте конкурентоспособности, ухудшение имиджа, разработка нового продукта, расширения, поглощения и т.д.

Спекулятивная информация

Под информацию спекулятивного характера можно выделить множество форс-мажоров: природные катаклизмы, террористические акты, общеполитические волнения и забастовки, военные действия, неоправданные ожидания толпы, прочие риски новостного характера.

Таким образом выглядит основной новостной фон на сегодняшний день. Надеюсь, что я учел все и ничего не забыл. Если чего не включил, пишите - исправим.

В следующем шаге я закончу фундаментальную часть своей литературной работы «СИСТЕМА ПЛЮС ГОЛОВА». В «Шаге 7» я разберу статистику, какая она бывает, как на нее реагирует рынок, что является основной статистикой для рынка и что косвенной. До встречи.

Андрей Сапунов

управляющий активами ИК «ФИНАМ»

Специально для Клерк.Ру

Мнение авторов материалов может не совпадать с мнением редакции.
Мнения
 
Люди которым это нравится