Клерк.Ру

ВАС РФ о влиянии ретроспективных скидок на налоговую базу НДС

На фото Виктор Сарибекян, руководитель практики налогового и правового консалтинга Группы компаний ЭНЕРДЖИ КОНСАЛТИНГ

1306

В феврале 2009 года ВАС РФ разъяснил фискалам, как определяется цена по договорам в у.е., пояснив при этом, что суммовые разницы являются составной частью цены, а потому вне зависимости от знака должны учитываться при определении налоговой базы по НДС (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.02.2009 №9181/09).

В декабре 2009 года ВАС РФ пришлось вновь коснуться вопроса определения цены применительно к предоставлению ретроспективных скидок (Постановление Президиума ВАС РФ от 22.12.2009 №11175/09). Рассмотрена распространенная на практике ситуация, когда налогоплательщик, реализуя товар через сеть дистрибьюторов, предоставлял им скидки  по результатам работы в процентном соотношении к объему проданного товара за определенный период, в частности, за выполнение плана продаж, за своевременность оплаты, достижение поставленных целей (за приложение особых усилий по продвижению товара на рынке).

Посчитав, что данные скидки уменьшают цену проданного товара, налогоплательщик уменьшил на них налоговую базу по НДС. Фискалы с налогоплательщиком не согласились, решив, что скидки не изменяют цену товара. Как ни странно, в этом их поддержали суды первой, апелляционной и кассационной инстанций, сославшись на то, что в договорах не была указана цена, сформированная с учетом предоставленных покупателю скидок.

Данный довод не выдерживает никакой критики. Действительно, цена с учетом скидок в договорах указана не была, да и не могла быть указана, так как размер скидок зависел от показателей, не известных на момент заключения договоров. Однако гражданское законодательство основано на принципе свободы договора (ч.1 ст.1, ч.4 ст.421 ГК РФ) и не содержит при этом требования устанавливать цену исключительно путем определения ее в фиксированной сумме на момент заключения договора. Более того, применительно к договору купли-продажи прямо прописано право сторон предусмотреть в договоре купли-продажи возможность изменения (пересмотра) цены в зависимости от изменения определенных факторов (ч.3 ст.485 ГК РФ).

Таким образом, стороны не обязаны были указывать в договорах цену с учетом скидок и вправе были предусмотреть порядок предоставления скидок в зависимости от объема продаж и других факторов, не известных на момент заключения договора.

В свою очередь, в соответствии с положениями ст.154 НК РФ налоговая база по НДС определяется исходя из цены сделки.

Поэтому в рассматриваемом случае, также как и в случае с суммовыми разницами, налоговая база по НДС подлежала корректировке с учетом скидок.

Рассмотрев данное дело, ВАС РФ пришел к прецедентному выводу о том, что, независимо от того, как стороны дистрибьюторского соглашения определили систему поощрения: путем предоставления скидки, определяющей размер возможного уменьшения базисной цены товара, указанной в договоре, либо предоставления бонуса - дополнительного вознаграждения, премии, предоставляемой продавцом покупателю за выполнение условий сделки, а также независимо от порядка предоставления скидок и бонусов (перечисления на расчетный счет, зачета в качестве аванса или уменьшения задолженности) при определении налогооблагаемой базы сумма выручки подлежит определению с учетом скидок.

Виктор Сарибекян

руководитель практики налогового и правового консалтинга Группы компаний Energy Consulting, кандидат экономических наук

Специально для Клерк.Ру

Мнение авторов материалов может не совпадать с мнением редакции.
Мнения
 
Люди которым это нравится