Клерк.Ру

Налог с гастарбайтера

Иван Соловьев, д.ю.н., профессор, заслуженный юрист РФ

События последнего времени обуславливают повышенный интерес наших граждан к проблеме миграции в целом и незаконной миграции, в частности. И если создание национальных анклавов в наших городах и вытеснение россиян с рынка труда рассматриваются как факторы, требующие внесения корректив в миграционную политику государства, то тема соблюдения налогового законодательства и потери бюджета (пусть даже и потенциальные) предметом анализа до сих пор замечены не были.

Первое, что бросается в глаза человеку не особенно искушенному в тонкостях экономических расчетов - то, что наша страна интересует иностранных работников исключительно как источник получения дохода и его последующего перевода на родину. При этом центр сосредоточения финансовых интересов приезжих гастарбайтеров находится именно в странах их происхождения, а не в стране получения дохода. Никому же из них не приходит в голову вкладывать полученные средства в российские банки или отечественный рынок ценных бумаг. В день зарплаты все средства за исключением необходимого для пропитания минимума переводятся по системе быстрых денег в другие страны (как правило, СНГ).

При этом все было бы не так печально, если бы гости проявляли хоть какой-то интерес к национальной истории, традициям, культуре. Уважали бы нашу страну, ее язык и ее законы. К сожалению, сегодня то, с чем приходится сталкиваться в среде мигрантов, – это в лучшем случае безразличное отношение к перечисленным мной категориям. Банальное потребительское отношение к стране своего временного пребывания и ее гражданам – один из основных раздражителей, характеризующих отношение большинства россиян к этому вопросу.

Я уже не говорю о такой тонкой регулировке как правовая культура, в которую входит, кстати, и уплата налогов.

По данным государственной информационной системы миграционного учета, ежегодно в Россию въезжает порядка четырнадцати миллионов иностранных граждан. Около восьмидесяти процентов из них составляют граждане стран государств-участников СНГ. При этом  примерно половина иностранных граждан - выходцев из стран СНГ, въезжают  впервые.

На территории Российской Федерации на сегодняшний день находится около 11 млн. иностранных граждан. Из них 42% пребывают с различными целями, не связанными с осуществлением трудовой деятельности, 17% законно работают на основании разрешения на работу или патента, а 21% находящихся в стране иностранцев превысили срок законного пребывания - они могут работать нелегально, соответственно, не платя налоги.

По большому счету нелегальная занятость представляет собой трудовую деятельность иностранных граждан, юридически не оформленную в соответствии с действующим законодательством и правилами использования труда иностранных работников (например, при отсутствии разрешения на работу, патента). Следствием этого является неуплата налогов иностранцами на территории государства трудоустройства.

Согласно выводам аналитиков компании «ФинЭкспертиза», по самым скромным подсчетам общий ущерб российского бюджета в виде недополученного налога на доходы физических лиц составляет минимум 117 млрд рублей ежегодно (при расчете исходили из того, что количество работающих мигрантов около 4 млн. человек и получают они 70% от средней региональной зарплаты). При этом недополученные доходы бюджета от оплаты патентов находятся в районе 48 млрд рублей. В итоге получается практически 165 млрд потенциально потерянных рублей. Это при том, что привлечение иностранной рабочей силы многими отечественными работодателями используется как инструмент по снижению собственных издержек. Вполне естественно, это создает конкурентные преимущества для производимой ими продукции, работ, услуг, что побуждает их ближайших соперников по бизнесу также искать пути по оптимизации затрат. И не факт, что они будут рассматривать такую возможность в другой, отличной от миграции сфере. Таким образом получается эффект спирали: чем больше используется миграционная составляющая для снижения затрат, тем большая потребность будет ощущаться в ней в будущем. И как ни странно, тем больше будут составлять потенциальные налоговые потери российского бюджета по НДФЛ и страховым взносам.

Следует отметить, что тема сближения миграционного и налогового учета не остается без внимания. Законопроект, внесенный весной этого года в Государственную Думу Правительством РФ, предусматривает внесение изменений в два нормативных правовых акта: закон о правовом положении иностранных граждан и Налоговый кодекс. Его целью является совершенствование правового регулирования и обеспечение контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в сфере миграции и о налогах и сборах.

Проект направлен на совершенствование механизма постановки на учет в налоговых органах иностранных граждан и лиц без гражданства, предполагающих осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации, и в отношении которых Федеральной миграционной службой или ее территориальными органами приняты к рассмотрению документы для оформления разрешения на работу или патента.

Как видно, проект затрагивает интересы и компетенцию двух ведомств – ФМС и ФНС России, выводит их взаимодействие при постановке иностранного гражданина или лица без гражданства на учет в налоговом органе на качественно новый уровень.

Так, проектом предусматривается, что после принятия к рассмотрению документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу или патента соответствующее подразделение ФМС проверяет факт постановки на учет в налоговом органе данного иностранного гражданина на основании сведений, имеющихся в государственной информационной системе миграционного учета.

В случае отсутствия указанных сведений, ответственный сотрудник данного подразделения не позднее дня, следующего за днем принятия к рассмотрению документов для оформления иностранному гражданину разрешения на работу или патента, направляет сведения о постановке данного иностранного гражданина на учет по месту пребывания в налоговый орган по месту своего нахождения.

В свою очередь, налоговый орган не позднее дня, следующего за днем постановки на учет иностранного гражданина, направляет обратно в подразделение ФМС сведения о постановке иностранного гражданина на учет в налоговом органе.

Обмен сведениями будет осуществляться с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия или иным способом в электронном виде при условии соблюдения требований, установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

Кроме того проект обязывает осуществлять постановку на налоговый учет иностранных граждан и лиц без гражданства в срок не превышающий трех дней в случае необходимости оформления разрешений на работу в сокращенные сроки.

Предлагаемые законопроектом новеллы носят, в том числе, и регулирующий характер (в части возможности соотнесения и выравнивания условий труда россиян и мигрантов) и соответствуют международной практике. Так налоговый номер выдается всем без исключения работникам (как своим, так и иностранным) в Италии и Великобритании. При этом речь, конечно же, идет о тех, кто работает на легальной основе. В нашем же случае велика доля лиц, которые работают нелегально и, соответственно, налоги не платят.

Поэтому позволю себе предположить, что не стоит ждать и того, что растрогавшиеся от заботы о них гастрабайтеры в знак признательности станут в очередь, чтобы пополнить российский бюджет своими налогами. Это возможно достичь только полностью искоренив нелегальную миграцию и переведя все взаимоотношения с иностранной рабочей силой на официальную основу, то есть фактически поставить условие, согласно которому получать деньги за свою работу иностранные работники смогут у одного источника выплат. Причем сам источник должен быть абсолютно белым, то есть платить все установленные законодательством налоги и делать отчисления в страховые фонды. Только в этом случае можно говорить о том, что иностранные работники отдают справедливую долю в российский бюджет. Но это, как представляется, дело не совсем ближайшего будущего.

Иван Соловьев

д.ю.н., профессор, заслуженный юрист РФ