Клерк.Ру

Новый Закон о бухучете: на что обратить внимание

Владимир Верещака, руководитель специальных проектов компании Издательство Гарант-Пресc"

Ноябрь - традиционный месяц, в котором принимают законы о бухгалтерском учете. Вот и 2011 год не стал исключением. 29 ноября Совет Федерации утвердил новый закон «О бухгалтерском учете». Он полностью заменяет прежний закон с аналогичным названием (Федеральный закон от 21.11. 1996  № 129-ФЗ). Закон вступает в силу лишь с 1 января 2013 года, однако подготовиться к этому событию есть смысл уже сейчас. 

Помимо множества никому не нужной информации (например, о том, что рекомендации по ведению бухучета разрабатывают «в целях … распространения передового опыта … результатов исследований и разработок ...» и т. п.) закон содержит ряд новаций, которые могут значительно повлиять на работу бухгалтера. Вплоть до того, что некоторым счетным работникам придется сменить либо место работы, либо сферу деятельности. Что же изменится в нашей жизни после того, как закон вступит в силу? Давайте поговорим об этом подробнее, сравнив положения прежнего и нового закона. Сразу оговорюсь: информацию, не касающуюся работы бухгалтера я, скрепя сердце, пропущу.

Кто должен вести учет

Прискорбно, но новый закон распространяется на все организации (в том числе бюджетные). В законе они называются - экономические субъекты (п. 1 ст. 2). Из этого можно сделать неутешительный вывод - с 1 января 2013 года компании-упрощенцы обязаны вести бухгалтерский учет на общих основаниях. Напомним, что сейчас они могут вести учет лишь основных средств и нематериальных активов.

В число упомянутых «субъектов» включены  [advert=99]предприниматели[/advert], адвокаты и нотариусы. Причем для [advert=100]предпринимателей[/advert] и «лиц, занимающихся частной практикой» предусмотрены определенные поблажки. Если они ведут учет доходов и расходов по налоговому законодательству (как будто они могут этого не делать), то вести бухгалтерский учет им не обязательно. На адвокатов и нотариусов почему то данное положение не распространяется.

Аналогичная льгота установлена для филиалов, представительств  или «иных структурных подразделений» иностранных компаний. Но также при условии, что они ведут налоговый учет доходов и расходов (п. 2 ст. 6). Если по каким то причинам они этого не делают, то им придется организовать хотя бы бухучет.

Кто может быть бухгалтером

Здесь какие либо сравнения со старым законом не уместны. Он попросту не содержит требований к бухгалтеру. Чего не сказать о законе новом. Итак, по нему учет в организации должен вести:

- главный бухгалтер;

- «иное должностное лицо»;

- сторонняя организация, [advert=92]предприниматель[/advert] или обычное физлицо.

Как и прежде, руководитель вправе заняться этим лично. Но только при одном условии - компания, которую он возглавляет, относится к субъектам малого и среднего предпринимательства (п. 3 ст. 7). В противном случае нужен кто-то из упомянутого перечня. Причем закон предъявляет определенные требования к данным лицам. К счастью, они распространяются не на все организации, а лишь на те, которые прямо перечислены в законе. А именно - открытые акционерные общества, страховщики, пенфонды и т. д. (п. 4 ст. 7). Главный бухгалтер или «иное должностное лицо», ведущее учет в таких предприятиях, должны:

- иметь высшее профессиональное образование (причем любое);

- при наличии высшего профессионального образования по специальности бухучет и аудит иметь стаж работы связанной с ведением учета, составлением бухотчетности либо аудитом не менее трех из последних пяти лет. При отсутствии профильного образования стаж должен составлять не меньше 5 из последних 7 лет;

- не иметь не снятой или не погашенной судимости в сфере экономики (во всех остальных сферах иметь судимость можно).

Аналогичные требования предъявляются и к другим лицам, которым поручено ведение учета (физикам или [advert=102]предпринимателям[/advert]). А если учет ведет сторонняя фирма, то в ее штате должен быть хотя бы один человек, соответствующий этим требованиям. Причем с ним должен быть заключен именно трудовой, а, не, например, гражданско-правовой договор.

Соответственно, если речь идет об обычных смертных (например, ЗАО или ООО), то, как мы сказали выше, учет в них может вестись либо руководителем лично (если компания является малой или средней), либо любым другим лицом. Каких либо требований к их образованию или квалификации закон не предъявляет. Что же делать директорам крупных предприятий? Что угодно, чтобы не вести учет собственноручно! В рамках закона директор вправе поручить эту миссию уборщице, подсобному рабочему, кладовщику или все таки нанять главбуха.

Какова же ответственность за нарушение данных правил? Ну, например, если учет в АО ведет человек без высшего образования или нужного стажа? Собственно, никакая …

Бочка меда - по новому закону все эти новации можно вообще не учитывать, если по состоянию на 1 января 2013 году учет уже ведется лицом, которое не соответствует высоким законодательным требованиям (п. 2 ст. 30). Например, человеком без образования, стажа и имеющему судимость за экономические преступления. Раз он приступил к учету - пусть продолжает.

Как решить спор с руководителем

Зачастую руководитель компании требует провести по учету ту или иную первичку сомнительного содержания или наоборот не делать этого в отношении «чистого» первичного документа. Как же поступить бухгалтеру в такой ситуации? Тут ничего нового. Нужно выполнить распоряжение руководителя. Причем оно должно быть письменным. Только в этом случае бухгалтер снимет с себя всякую ответственность. Данная норма была в прежнем законе (п. 4 ст. 7) и осталась в новом (п. 8 ст. 7).

Как оформлять первичку

В этой части новый закон содержит ряд важных положений, которые никак нельзя обойти вниманием. В настоящее время первичный документ принимают к учету, если его форма есть «в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации». Лишь в противном случае форма документа может быть разработана компанией самостоятельно.

В новом законе подобного требования уже нет. По нему получается, что любой документ может быть разработан компанией. Есть его форма в альбомах или нет, не важно. Главное, чтобы документ содержал ряд обязательных реквизитов (ст. 7). Останавливаться на них не будем. Перечень этих реквизитов фактически не изменился. Данные нововведения не коснулись бюджетников. У них все останется по прежнему.

Ложка дегтя - по новому закону руководитель компании обязан утверждать формы ВСЕХ первичных документов. Независимо от того какой используется бланк - унифицированный или нет.

Еще одно новшество. С 1 января 2013 года первичка может быть составлена в электронном виде. Теперь это прямо предусмотрено законом (п. 5 ст. 9). Такой документ должен быть подписан электронной цифровой подписью. Правда по требованию неких «государственных органов» компания обязана распечатать электронный документ на бумажке.

Некоторые поправки коснулись изымаемой первички. По старому закону компания могла сделать с нее копии лишь с высокого «разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов» (п. 8 ст. 9). По новому закону без этого разрешения можно  будет обойтись (п. 8 ст. 9).

Как составить регистры учета

«Ноу-хау» нового закона - перечень обязательных реквизитов регистров бухучета. С 1 января 2013 года они должны содержать:

- название регистра;

- название компании;

- дата начала и окончания ведения регистра или период за который он составлен;

- группировку объектов учета;

- денежное измерение объектов учета и их единица измерения;

- название должности того лица, которое ведет учет;

- его подпись и ее расшифровка (с указанием инициалов).

Конкретные формы регистров утверждает руководитель компании. Как и прежде регистры могут вестись либо на бумаге, либо в электронном виде. Правда по новому закону «электронные» регистры должны заверяться электронной цифровой подписью. Что касается распечатки регистров на бумаге, оформления их копий при изъятии, то здесь применяют те же правила, что и в отношении «первички».

Как провести инвентаризацию

Напомним, что в старом законе есть перечень случаев, в которых фирма провести инвентаризацию обязана (п. 2 ст. 12). Например, при формировании годовой [advert=80]отчетности[/advert], смене матответственных лиц, выявлении фактов хищений и т. д. В новом законе такого перечня нет. Он лишь содержит отсылку к «законодательству Российской Федерации» и к неким «федеральным и отраслевым стандартам». В настоящее время к такому «федеральному стандарту» можно в частности отнести Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29.06.1998 № 34н). Если в него какие либо изменения внесены не будут, то перечень случаев «обязательной инвентаризации» вы найдете в пункте 27 этого документа.

Определенные новации затронули и дату отражения результатов этого контрольного мероприятия. По новому закону их учитывают «в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую ...» (п. 4 ст. 11). Ну, проще говоря, если инвентаризацию проводят на 1 декабря, то и ее результаты отражают в декабре. В настоящее время их нужно учесть в месяце окончания инвентаризации, а по годовой инвентаризации в отчетности за год. Эта норма зафиксирована не в законе, а в пункте 5.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49). К слову сказать она вступает в некое противоречие с ПБУ «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010). Но, пожалуй, останавливаться на этом мы не будем.

Стандарты учета

Привычные и полюбившиеся всем Положения по бухгалтерскому учету должны заменить новационные «стандарты бухгалтерского учета». Львиная часть нового закона посвящена порядку их разработки и утверждения. Они будут делиться на федеральные и отраслевые. И те, и другие обязательны (п. 2 ст. 21). И те, и другие должны соответствовать «уровню развития науки и практики» (п. 1 ст. 20). К сожалению, за их основу будут браться международные стандарты учета (п. 4 ст. 20). Результат понятен. В итоге мы получим МСФО с плохим переводом на русский язык. Утешает одно - до их утверждения «органами государственного регулирования бухгалтерского учета» можно будет работать по старинке (п. 1 ст. 30).

Владимир Верещака

руководитель специальных проектов Издательства "Гарант-Пресс"