Клерк.Ру

Отчетность-2012 по новому закону «О бухгалтерском учете» и последним разъяснениям Минфина

Владимир Верещака, руководитель специальных проектов Издательства «Гарант-Пресс»

7722

Прошло уже больше года с момента эпохального события - публикации нового закона «О бухгалтерском учете» (Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Обсуждений было немало. Да я и сам высказывался на Клерк.Ру на предмет этого документа. Однако, вплоть до декабря оставался не вполне ясным вопрос: нужно ли учитывать положения нового закона при формировании бухгалтерской отчетности за 2012 год?

Были вопросы ...

Как известно, отчетность за 2012 год формируется по состоянию на 31 декабря 2012 года. Логично предположить, что в отношении отчетности-2012 применяют все те нормы, которые действовали именно на эту дату. В частности, по ее составу. На 31 декабря продолжал действовать старый закон «О бухгалтерском учете». А он предписывал включать в отчетность:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о прибылях и убытках:
  • приложения к ним (отчет об изменениях капитала, движении денежных средств и т. д.);
  • аудиторское заключение (по организациям подлежащим обязательному аудиту);
  • пояснительную записку.

Причем аналогичный список содержал (да и содержит) пункт 5 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (утв. приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н). Никакие изменения в него не внесены.

А вот в отношении порядка предоставления отчетности должны применяться уже новые правила. Ведь сдаваться она будет после 31 декабря. Хотя старые и новые правила, которые регулируют этот вопрос, практически не различаются.

Минфин разъяснил ...

В начале декабря был опубликован некий «документ», озаглавленный как Информация (?!) Минфина России от 04.12.2012 № ПЗ-10/2012. К слову сказать, по всей видимости, подобные «информации» идут на смену не только письмам и приказам самого Минфина, но и Указам Президента РФ (но об этом позже).

В «информации» Минфин, спустя почти год, таки «обобщил вопросы, поступающие в связи со вступлением в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"».

Данный «документ» - кладезь полезной информации. На всякий случай финансисты продублировали основные положения нового закона (повторение - мать ученья). Мы еще раз узнали, что бухгалтерский учет ведется методом двойной записи. А согласно закону, первичным учетным документом подлежит оформлению «каждый факт хозяйственной жизни». 

Тут же следует совет от Минфина - документы, «которыми оформляются не имевшие место факты хозяйственной жизни», приниматься к учету не должны. Минфин подчеркивает: «данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению». И тут же еще один бесценный совет: «не подлежат регистрации в регистрах бухгалтерского учета несуществующие объекты» (интересно, а «накоплению» они подлежат?) и т. д. и т. п. Любопытно, кто же задавал подобные вопросы, которые финансисты целый год обобщали? С трудом представляю себе бухгалтера, который интересуется необходимостью отражать и накоплять в учете «несуществующие объекты».

Но это все лирика. Вернемся к отчетности. По мнению финансистов, годовая отчетность-2012 должна составляться все же с учетом требований нового закона. Поэтому в ее состав не включают ни пояснительную записку, ни аудиторское заключение. Более того, финансисты считают, что «в составе … отчетности за 2012 г. отчет о прибылях и убытках должен именоваться отчетом о финансовых результатах».

… но вопросы остались

Правда, вопросы приняли несколько иной характер. Почему к этим глубокомысленным выводам Минфин пришел лишь через год после выхода нового закона? Почему они оформляются довольно странными «информациями» с непонятным юридическим статусом? При этом никакие изменения в приказы Минфина, регулирующие ровно те же вопросы, не вносятся. Например, в приказе Минфина «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07.2010 № 66н отчет о финансовых результатах именуется по старинке - отчет о прибылях и убытках.

Местами ситуация вообще доходит до маразма. В прошлом году Минфин утверждает новую Книгу учета доходов и расходов для «упрощенцев» (приказ от 22.10.2012 № 135н). Как сказано в пункте 6 самого приказа, он вступает в силу через месяц после его официального опубликования. Что в полной мере соответствует Указу Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» (от 23.05.1996 № 763).

Текст приказа о Книге учета доходов и расходов был опубликован в «Российской газете» 28 декабря 2012 года. Отгадайте, когда он вступил в силу? Согласно Информационному сообщению Минфина России от 29.12.2012 г. - 1 января 2013 года. Такое ощущение, что в министерстве живут не только по собственной логике, но и по собственному календарю (вроде индейцев майя). Разве кому то придет в голову, что между 28 декабря и 1 января - один месяц?

Эпикриз

Когда-то у меня был учебник по психиатрии. К нему прилагались гибкие пластинки, на которых был записан бред людей, страдающих различными психическими заболеваниями (шизофренией, всевозможными маниями и т. д.). Так вот если "информации" Минфина читать вслух, то можно записать множество подобных пластинок....

Владимир Верещака

руководитель специальных проектов Издательства "Гарант-Пресс"

Специально для Клерк.Ру

Мнение авторов материалов может не совпадать с мнением редакции.
Мнения
 

Цитата:
"Когда-то у меня был учебник по психиатрии. К нему прилагались гибкие пластинки, на которых был записан бред людей, страдающих различными психическими заболеваниями (шизофренией, всевозможными маниями и т. д.). Так вот если "информации" Минфина читать вслух, то можно записать множество подобных пластинок.... " за этот абзац 5 баллов. Я последнее время тоже часто думаю, что в правительстве сидят люди с большой головой...

Аватар

К сожалению, в статье больше эмоций и сарказма, чем рассуждений по существу документа.

Меня, например, очень волнует вопрос: считаются ли приложениями к Балансу и Отчету и прибылях и убытках, и, соответственно, входят ли в состав бухотчетности пояснения в виде табличных форм, которые были утверждены Приказом Минфина ЂЂЂ66н? Или же это сопутствующая информация (по аналогии с пояснительной запиской)?

 


Цитата:
"К сожалению, в статье больше эмоций и сарказма, чем рассуждений по существу документа. "


Согласен. Лучше бы "руководитель специальных проектов" пояснил бы как отражать балансе полученные и выданные авансы без НДС, если например с выданных авансов НДС не выделялся? 

Клерк
Насчет учебника по психиатрии. Читал новые главы НК 14.1-14.6. Почувствовал необходимость в учебнике. Господа, не поленитесь,  почитайте на выбор хоть одну любую страницу))

Действительно, автор много чего упустил. Я, например, был поражен когда не нашел в этой статье ни слова о порядке ведения кассовых операций. И почему то обойден вниманием порядок учета затрат на строительство основных средств хозяйственным способом. Ни слова про учет представительских расходов. Ну как же так можно? Для Анонима: указанные вами формы ЯВЛЯЮТСЯ приложением к балансу и отчету. Об этом достаточно ясно написано в приказе Минфина 66н (см. пункт 2). А состав сопутствующей информации дан в разделе 8 ПБУ 4/99. Для "понаехавшего Тут". Очень странный вопрос. Как отражать в балансе выданные авансы, если НДС с них не выделялся? Ровно также как и в прошлом и позапрошлом году. Наверно в составе дебиторской задолженности.

Цитата:
"когда не нашел в этой статье ни слова о порядке ведения кассовых операций. "

А с каких пор этот документ стал документом бухгалтерской отчетности? 

Цитата:
"Очень странный вопрос. "

Ничего странного. Если учесть рекомендации того же Минфина для аудиторов, выпущенные 9 января.


Ну Надя очевидно же, что я немного ерничаю (про кассу не в кассу). Рекомендации от 9 января не видел. А что там? Неужели выданные авансы предлагается отражать в составе запасов или денежных средств? Что то сомневаюсь... Это будет перебор даже для Минфина
Аватар
Кодга перечисляншь паванс, и при этом принимыешь к вычету НДС, только тогда он отражается в отчетности без НДС (Оценка задолженности по уплаченным (полученным) авансам  (предварительной оплате) из рекомендаций аудиторам от 09.01.13). Только действительно не понятно как назвать отчет о прибылях и убытках отчетом о фин результатах, если следует применять старый приказ о формах отчетности. И как пояснять в составе отчетности, когда пояснения не входят в состав отчетности.

Во-во. Да пусть хоть как называется. Хоть "Отчет о делах наших скорбных". Ты только изменения в Приказ для начала внеси, а не выпускай филькины грамоты. Но понятно - изменения надо регистрировать в Минюсте, публиковать... А грамоты - нет. Пиши чо хошь.
Аватар

Я думаю, вся это беда от того, что  в нашей стране именно Бухгалтерский Учет мало кому нужен. Налоги - это да, это живые деньги в бюджет. Только этим я объясняю тексты, которые выпускает Минфин.

Люди которым это нравится