Клерк.Ру

Законы и упования

На фото Денис Яцутко

1115

Русский, российский человек чаще всего местную власть недолюбливает, особенно если хорошо с ней знаком. Не любит и законодателей. Особенно если работа, которой он добывает пропитание, скажем так, законочувствительна.

Органы исполнительной власти, занимающиеся контролем исполнения тех или иных законов, наш человек не любит особенно сильно. Зато, вот, к верхним эшелонам этой самой исполнительной власти, вернее - к ее локомотивам, испытывает он странное чувство - не любви, нет, - упования. Ожидая визита губернатора в село, президента в город, россиянин уповает: «Вот, приедет барин…» И что барин сделает? Барин, в понимании нашего человека, может сделать все.

Чтобы понимать глубину и силу этого упования, надо повращаться какое-то время среди провинциальных руководителей. Строители, проектировщики, производственники, бюджетники - все в один голос твердят: «Надо идти бить челом представителю президента». До смешного доходит: действующее законодательство предписывает делать нечто совершенно неподходящим ни для кого, кроме, разве, банкиров, образом. Есть потребность, которую осознаёт вся, скажем, отрасль, но законно ее решить нельзя. Один-два человека предлагают выходить на законодателей, обосновывать необходимость внесения изменений в закон - в противовес им десять или сто твердят: «На-до ид-ти к пол-пре-ду». Ну, или к губернатору. Представитель президента, аки частичная аватара божественного царя, кажется могущественнее, но губернатор доступней.

- Иван Иваныч, ну что сможет сделать полпред, если по закону вот так?

- А мы ему объясним, что нам надо, что это глупый закон. Пусть он нам напишет письмо, что он разрешает…

- Да не может полпред против закона!

- Да как же это не может, если он представитель президента?

- Не может. Что вообще такое полпред? Какие у него права? Нет такой единицы в Конституции…

- В какой еще конституции? Его ПРЕЗИДЕНТ назначил. Мы его попросим, чтобы письмо нам…

- Какое письмо! И не станет он такого письма писать. А даже если напишет - придёт потом прокуратура (ФСБ, Ростехнадзор, да хоть аудитор) и спросит: «А почему вот так, а не по закону?»

- Если он народу и России не враг, он такого не спросит, а если и спросит, мы ему письмо полпреда покажем - он и утрется.

Совершенно стандартный диалог. При этом уповающих на силу росчерка тени царя всегда больше, чем тех, кто уверен, что закон все же сильней.

А уж если в регион за каким-то чертом пожалует президент или премьер, каждый третий руководитель напрашивается к губернатору и полпреду в свиту встречающих, чтобы хоть словом обмолвиться, хоть засветиться рядышком с государем. Конечно, совсем счастье, коль государь при свидетелях скажет: «Этому дать, чего просит». Но даже просто в одном помещении постоять - огромный козырь для делового человека в провинции. Каждый ли, например, муниципальный заказчик осмелится отвести от участия в тендере фирму, чей босс за пресветлую длань своей недостойной рукою держался? Иной, конечно, осмелится, а иной нет. Он, напротив, всех остальных отведет: мол, не представили, например, документ о непроведении в отношении себя процедуры банкротства. А и что, что в прошлый раз не просили? А теперь просим, да. Можете обжаловать через суд. А кому оно надо-то? Пока суд только начнется, подержавшийся за царя счастливчик уже и работы выполнит, и деньги получить и потратить успеет. А суд этот ваш - расходы одни.

Упование на силу федеральных министров меньше, но тоже встречается и велико. То и дело слышишь предложения написать министру, чтобы он… ну, чтобы совершил чудо, в общем. Не такого уровня чудо, как тень царя или, тем более, сам царь, а поменьше. Впрочем, как правило, смысл этого чуда в том же - разрешить что-нибудь в виде исключения, принимая во внимание обстоятельства.

- Иван Иваныч, не может министр этого разрешить, закон запрещает.

- Ну как это не может, если он министр? Я, вот, в 80-м заводом руководил - так мы написали в министерство…

- Не 80-й на дворе.

- Так министр ведь и сегодня министр. Что ему какой-то дурацкий закон? Он ведь должен понимать…

В отдельных случаях упование распространяется даже на мэра и на мелких муниципальных чиновников. «Они ведь практики! Они должны понимать!» К слову, упования именно на этот уровень чаще всего обоснованы: эти ребята рядом, они в самом деле понимают, они могут, как сержант в армии, исходить не из Устава и военной доктрины, а из того, что солдат ноги в кровь разбил, а службу тащить как-то надо. Но это так, в мелочах. По-крупному и, грубо сравнивая, при старших офицерах, и мэр, и его меньшие коллеги упираются снова в то же - в закон.

Руководителей предприятий это расстраивает. Руководители предприятий очень часто не понимают, что им не идут навстречу потому что, грубо говоря, нельзя. «Что за свинство такое антинародное - дурацкие законы против людей соблюдать?» - говорят они меж собой. И, устав уповать на барина одного ранга, переносят упование на другого. Смысл разделения властей, смысл вообще закона темен для них. Они понимают так: есть человек, который решает, - остальное говорильня, бумагомарание и вредительство. Однако решающий человек сильно занят и может о чем-то не знать. Потому до него надобно достучаться, поведать и попросить. «И если он нормальный мужик…». Нормальному мужику ни к чему ни закон, ни законодатели.

В качестве фольклора среди провинциальных руководителей ходят рассказы про губернатора какого-нибудь соседнего или удаленного субъекта федерации. Мол, стукнул губернатор тот по столу и сказал: «Видел я этот ваш закон! У меня будет работать тот, на кого я покажу, и так, как я укажу».  

Регулярно возникают инициативы - составить обращение к чиновнику того или иного уровня - с призывом поступать с законом по совести, т.е. так же, как вышеупомянутый герой руководительского фольклора. Правда, регулярно же инициативы эти либо тонут в перечислении всех положений всех тех законов, к которым следует применять означенное выражение совести, либо упираются в осторожные, но твердые предложения не высовываться, чтобы не было еще хуже.

К чести провинциальных руководителей стоит заметить, что большинство тех законов, с которыми они ежедневно сталкиваются в своей практике и которые собственно и формируют их отношение к понятию «закон» в целом (например, пресловутый 94-ФЗ), и в самом деле заслуживают, чтобы с ними поступили, так сказать, по совести. Однако фантастической силы упование на барина и царя заставляет вспомнить одно печальное воскресенье начала 1905 года и удивиться: ведь все эти люди, черт побери, тоже учили историю в советской школе - почему же вектор надежд россиянина за век с лишним не изменился?

Только не надо про ментальность: она не на пустом месте такая выросла. И, каковы бы ни были в нашей стране правители, законы в ней в разы хуже. Правитель - человек с головой, которая с ушами и ртом. Надеяться на то, что он что-то услышит и скажет, - естественно. Законы же - дрянь бездушная да безглазая. Законодатели - толпа каких-то людей, непонятно как и кем допущенных до важного. Кто их выбирал, зачем, по какому принципу? С каждым из них поговорить-то можно, да только каждый ведь один ничего не решит. А со всеми - язык отвалится. Царь, барин, министр, губернатор - другое дело, каждый на своем уровне что-то может.

И пусть полпред, пусть губернатор, пусть президент раз за разом или отмахиваются от глупостей, или же объясняют, почему и как нельзя, а как надо по закону, по принятой, так сказать, в демократической стране процедуре, однако ж складывается впечатление, что вся эта ситуация неспроста. Что законы специально пишутся так, что если некий, условно, царь, вдруг почти все их разом нарушит, граждане, особенно самые активные, добившиеся чего-то в жизни, работоспособные, влиятельные, не то что вздохнут с облегчением, а устроят продолжительную овацию и бросят вверх чепчики, все до единого.

Специально для Клерк.Ру

Мнение авторов материалов может не совпадать с мнением редакции.
Мнения
 
Клерк

Верное отмечено отношении ко всяким там законам.

Недавно по ТВ прошёл репортаж о дуне из глубинки, кторая в своё время сетовала на то, что Путин не хочет президентствовать третий срок.

Текст её выступления был примерно таким:

"В.В. не хочет идти на третий срок. Говорят, закон не позволяет... Но что такое закон? Закон можно и переменить (её терминология). Это - дело техники!."

Так-то вот! Её и невдомёк, что законом этим является не что иное, как Конституция, т.е основной Закон страны, который никому не дано произвольно "переменять".

Самое печальное, что теперь эта дуня в Госдуме и с такими представлениями о законодательстве сама уполномочена принимать законы, по которым всем нам придётся жить...некоторое время... ну,  до того, как их "переменят"...

Аватар

С одной стороны, правильно все вроде бы... Но есть одно "но"! Законы наши нынешние так хитро устроены, что каждый уровень власти может на один и тот же субЪект правоотношений "сочинить" свою норму, не противоречащую закону вышестоящему. Для этого  вышестоящие законы прописаны очень прозрачно... Поэтому, если захочет, каждый "князек" может подстроить любой закон под себя. Это касается переданных полномочий, в основном, но и это немало... Не на пустом месте возникла поговорка "закон что дышло - куда повернул, туда и вышло"

Аватар

Кто-то сказал, что строгость законов в России компенсируется необязательностью их исполнения...

Люди которым это нравится