Клерк.Ру

С 2015 года изменен порядок направления требований налоговых органов

Тамара Мокеева, эксперт проекта Диадок компании СКБ Контур

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Валентины (г. Екатеринбург)

Как изменилась процедура отправки требований из налоговых органов? Как и в какие сроки на них отвечать?

В 2015 году порядок декларирования НДС изменился. Теперь в декларацию включены сведения из книг покупок, книг продаж и журнала учета счетов-фактур. В налоговых органах эти данные, представленные контрагентами, будут сопоставлять. Расхождения сведений от разных компаний по одной и той же сделке повлекут требования о пояснениях. Ожидается, что в 2015 году в связи с изменениями их будет очень много.

Электронные требования по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) налоговые органы отправляют компаниям, сдающим отчетность через интернет, еще с 2012 года. Тем не менее еще в прошлом году, если налогоплательщик не реагировал на требование, то его дублировали на бумаге.

С 2015 года ситуация изменилась: для компаний, обязанных сдавать отчетность в ФНС через интернет (это плательщики НДС и организации с численностью коллектива более 100 человек), бумажных требований больше не будет. Требования будут высылать только в электронном виде, только через систему электронной отчетности, и дублировать на бумаге не будут.

После получения требования компания в течение 6 дней обязана направить квитанцию (электронную по ТКС) о приеме (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Если организация этого не сделала, то в течение последующих 10 дней налоговые органы вправе приостановить операции по ее счетам (ст. 10 Федерального закона № 134-ФЗ, вносящая изменения в пп.2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Это относится не ко всем типам документов, а только к трем: требованию о представлении документов, требованию о представлении пояснений, уведомлению о вызове в налоговый орган. Что касается остальных типов документов из налоговых органов, то за неотправку квитанции по ним санкций не предусмотрено.

Почему может быть не отправлена квитанция? Если требование вовремя не получено. Проще говоря, не замечено в потоке входящей информации. Как застраховать себя от подобной ситуации? В группе риска компании, которые сдают отчетность через уполномоченные бухгалтерии или пункты коллективного доступа (ПКД). Если вы пользуетесь одним из этих способов, то убедитесь, что информация о требовании будет своевременно до вас доведена, а квитанция вовремя отправлена.

Самый надежный путь – это использовать один из сервисов интернет-отчетности. В них, как правило, можно настроить уведомления о получении новых документов на e-mail и в смс. Операторы ЭДО, кстати, несут юридическую ответственность за своевременную доставку требований.

Далее в течение 5 рабочих дней налогоплательщик должен ответить на требование о представлении пояснений, передав уточненную декларацию или пояснения по каждому счету-фактуре, который содержится в требовании. Причем ответить на требование (речь идет именно об ответе, а не о квитанции!) можно как на бумаге, так и в электронном виде.

Лучше всего постараться вовсе избежать требований или хотя бы свести их к минимуму. По каждому расхождению придется давать пояснения, а это огромная нагрузка на бухгалтерию. Самое же важное, что по результатам камеральной проверки налоговый орган может принять решение об отказе в вычете НДС. Поэтому стоит заранее позаботиться о том, чтобы расхождений со сведениями контрагентов не было. Это можно сделать с помощью электронного документооборота. При нем фактор ручного ввода данных сведен к минимуму либо исключен вообще. Кроме того, контрагенты фактически имеют дело с одним документом, который корректируют и подписывают, поэтому расхождения в данных быть не может. А, значит, представленные декларации не вызовут вопросов.

Получить персональную консультацию Тамары Мокеевой в режиме онлайн очень просто - нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

Тамара Мокеева

эксперт проекта Диадок компании СКБ Контур

Специально для Клерк.Ру

Мнения
 
Аватар
Скажите пожалуйста что произойдет в случае
наш продавец отразил счф в своей книге продаж.
Мы эту счф в книге покупок хотим отразить в будущем налоговом  периоде.
Сочтет ли автоматическая сверка в налоговой это как ошибку ?
Или может надо отражать эту счф в текущем периоде с нулевой суммой и каким-то специальным кодом. т.е непонятно как такую ситуацию отражать в электронной декларации раздела 8

Также интересует если поставщик напишет номер счф (например А101 ) русскими  заглавными буквами а покупатель русскими строчными буквами (например а101).
Сочтет ли автоматическая сверка в налоговой это как ошибку ?

Люди которым это нравится

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ