Клерк.Ру

ИП является одновременно учредителем ООО: нюансы аренды помещения

На фото Eлизавета Сейтбекова, управляющая аудиторской компанией «Бизнес-Студио».

Вопрос от читательницы Клерк.Ру. Натальи (г. Заречный Пензенской области)

Физ.лицо осуществляет деятельность как [advert=93]ИП[/advert] и одновременно является единственным учредителем ООО. Заключен договор с ИП и ООО на аренду части нежилого помещения. Подписывает с обеих сторон договор одно и то же физ.лицо как ИП и как директор ООО. В арендованной части помещения планируется сделать капитальный ремонт в виде неотделимых улучшений.

1. Правомерно ли подписание такого договора и включение затрат на аренду помещения при расчете [advert=55]налога на прибыль[/advert]?
2. Правомерно ли в данной ситуации включение затрат по ремонту в расчет налога на прибыль, в качестве амортизационных отчислений?

Индивидуальный [advert=92]предприниматель[/advert] не вправе заключить договор аренды с Обществом с ограниченной ответственностью, где он является единственным учредителем. Этот вывод следует из п. 3 ст. 182 ГК РФ, согласно которой представитель не может совершать сделки от имени представляемого в отношении себя лично.

Он не может также совершать такие сделки в отношении другого лица, представителем которого он одновременно является, за исключением случаев коммерческого представительства. Правильность данного вывода подтверждается постановлением ФАС ВСО от 13.08.2008 г. № А78-5281/06-Ф02-3598/08, А78-5281/06-Ф02-3779/08. В данном судебном акте суд признал договор аренды ничтожным на том основании, что от имени арендодателя и от имени арендатора договор был подписан одним и тем же лицом, являвшимся директором организации-арендодателя и индивидуальным [advert=98]предпринимателем[/advert]-арендатором.

Сумма арендной платы, по нашему мнению, также не может быть учтена в расходах, поскольку расходы по арендной плате не соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ. Данная статья устанавливает основные критерии отнесения расходов на затраты в целях исчисления налога на прибыль. Так, согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Поскольку предприниматель и Общество в силу изложенных выше причин не вправе заключить договор, то затраты на аренду помещения будут документально не подтверждены, а значит, включать их в расходы не обосновано. Данные выводы можно отнести и к затратам на ремонт арендованного помещения.

Получить персональную консультацию Елизаветы Сейтбековой по бухгалтерскому учету и налогообложению в режиме онлайн очень просто - нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться три - пять наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть в консультациях специалиста.