Экологические платежи

Не всякая деятельность по обращению с отходами подлежит лицензированию

Как поступать, если Ростехнадзор отказывает в принятии решения об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ввиду непредставления вместе с заявлением и другими необходимыми документами согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ от 16 июня 2000 года №461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами.
6,3 тыс. 34

Как поступать, если Ростехнадзор отказывает в принятии решения об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ввиду непредставления вместе с заявлением и другими необходимыми документами согласно пункту 7 Постановления Правительства РФ от 16 июня 2000 года №461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами.

Статьей 9 Федерального закона №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» установлено, что деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако не всякая деятельность по обращению с отходами подлежит лицензированию, а только деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (статья 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Однако и это не главный критерий.

Согласно пункта 4.6. ГОСТР51769-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и  регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения» (принят и веден в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 2001 г. №251-СТ) «лицензии выдают на осуществление такого вида деятельности по обращению с отходами, в результате которого юридическое или физическое лицо, ее осуществляющее, получает прибыль (транспортирование, переработка, складирование, захоронение, уничтожение отходов и т.п.»).

Поэтому деятельность, в процессе которой образуются отходы и отсутствуют признаки предпринимательской деятельности от сбора, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, не подлежит лицензированию в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Реализация отходов, образованных в процессе деятельности предприятия, не является  самостоятельным видом предпринимательской деятельности.

Судебная практика также подтверждает, что деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также реализация отходов, при которой признаки предпринимательской деятельности с указанными отходами как основным видом деятельности отсутствуют, согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статье 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года  №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлению Правительства РФ от 26 августа 2006 года №524 не является лицензионной (Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 февраля 2007 года по делу №А57-14005/2006).

Если сбор опасных отходов не является основным видом деятельности вашего общества, и общество не занимается сбором отходов как предпринимательской деятельностью, то такая деятельность не подлежит лицензированию.

Однако это не означает, что в такой ситуации не надо утверждать нормативы образования отходов. Обращаем внимание, что не установлено безусловной связи между возникновением объекта по плате и фактом наличия лицензии на размещение отходов.
Письмом Федеральной Налоговой Службы Российской Федерации от 08 февраля 2006 года №ГВ-6-21/132 «О направлении разъяснений Ростехнадзора о взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов» было установлено что плата за негативное воздействие носит компенсационный характер за негативное воздействие, оказываемое на окружающую среду, в том числе лицами, осуществляющими размещение отходов без соответствующей лицензии.

Плата в соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов производства и потребления и ее предельных разделов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года №632, осуществляется за размещение отходов производства и потребления. Плата взимается с юридического лица, осуществляющего данное размещение.
Таким образом, для целей определения плательщика является приоритетным вопрос определения лица, осуществляющего размещение отходов. В качестве данного лица может выступать собственник отходов или лицо, осуществляющее размещение по поручению собственника.

Как следует из вышеизложенного, плата осуществляется за размещение отходов производства и потребления. Порядок заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен Приказом Ростехнадзора от 05 апреля 2007 года  №204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду».
Согласно статьи 1 Закона об отходах от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» размещение отходов - хранение и захоронение отходов, а хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования. Более того, объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, если вы являетесь лицом, производящим отходы и складирующим его в мусорные контейнеры для последующего вывоза на объекты размещения, то вы не всегда считаетесь лицом, производящим его размещение.
Изложенное подтверждается в Письмах Ростехнадзора от 12 февраля 2007 года №04-09/169, от 27 апреля 2007 года№04-09/455, от 25 июля 2007 года №04-09/1001, а такжеарбитражной практикой, например, Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 ноября 2005 года №А56-41969/04. В указанном судебном акте сделан вывод, что негативное воздействие на окружающую среду имело бы место лишь в случае установления факта размещения Обществом отходов производства и потребления (статья 16 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Вследствие этого отсутствуют и основания для установления платы за негативное воздействие на окружающую среду как формы возмещения вреда окружающей среде. А отсутствие лимитов (разрешения) на размещение отходов  не является нарушением действующего законодательства.

В Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 октября 2004 года №Ф08-4677/2004-1770А указано, что плательщиками платы за размещение отходов являются предприятия, которые непосредственно занимаются размещением и переработкой отходов, а не общество, которое производит накопление и хранение отходов на территории общества временно. Накопленные отходы собственного производства вывозились на объекты размещения и переработки отходов - городскую свалку, предприятия по переработке отходов. Следовательно, вывод суда о том, что в части размещения указанных отходов общество не является плательщиком платы за загрязнение окружающей среды, является обоснованным.

При расчете платы за размещение отходов необходимо иметь в виду следующее:
1. Письмом Федеральной Налоговой Службы Российской Федерации от 08 февраля 2006 года №ГВ-6-21/132 «О направлении разъяснений Ростехнадзора о взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов» установлено, что «…для целей определения плательщика является приоритетным вопрос определения лица, осуществляющего размещение отходов. В качестве данного лица может выступать собственник отходов или лицо, осуществляющее размещение по поручению собственника.
Вопросы определения лица, от имени которого осуществляется размещение отходов, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации.

В случае, если размещение отходов производства и потребления осуществляется от лица собственника данных отходов, все права и обязанности возникают у принципала (доверителя).
Если размещение отходов производства и потребления осуществляется от лица комиссионера, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. В данном случае комиссионер является плательщиком и должен платить плату за весь объем размещаемых отходов».

  1. Письмом Ростехнадзора от 12 февраля 2007 года №04-09/169 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» установлено, что «…вопрос возникновения права собственности на образованные арендатором отходы специально не регулируется гражданским законодательством. В то же время вопрос собственности на отходы может быть оговорен в договоре аренды между сторонами. Если такой вопрос не урегулирован в договоре аренды между сторонами, то следует руководствоваться Федеральным законом от 24.06.98 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ). В случае если отходы, согласно пункту 4 статьи 4 Закона N 89-ФЗ, брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством. Брошенные арендатором отходы, например, оставленные в мусорном контейнере арендодателя, становятся собственностью последнего.

Расчет платы за размещение отходов зависит от объема отходов и класса опасности и не зависит от количества работников и арендуемой площади. Иные платежи, рассчитываемые арендодателем помещения, к плате за негативное воздействие не относятся.
При этом арендатор вправе самостоятельно исполнять обязанности плательщика и соответственно самостоятельно производить расчет платы, прописав такие отношения в договоре аренды либо обратив данные отходы в собственность, или иным способом, предусмотренным действующим законодательством, осуществляя размещение от своего имени и за свой счет».

  1. Письмом Ростехнадзора от 25 июля 2007 года N№04-09/1001 «О расчете платы за размещение отходов» установлено, что  «…передачу отходов с переходом права собственности необходимо отличать от передачи отходов организации, оказывающей услуги по их вывозу, поскольку в этом случае наличие договора не освобождает плательщиков от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и качества (опасности) отходов».


Обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов установлена статьями 11 и 18 Федерального Закона об отходах от 24 июня 1998 года №89-ФЗ. Расходы организации по оплате услуг по разработке проектов учитываются в целях налогообложения прибыли на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 264 Налогового Кодекса Российской Федерации (Письмо Минфина России от 06 мая 2006 года №03-03-04/2/133).

Но не каждое общество занимается размещением своих отходов в случае, например,  передачи на них права собственности специализированному обществу (не путать с договором на вывоз мусора, по которому не переходит право собственности, если это не оговорено специально в договоре). Арбитражный Суд Московской области своим решением от 08 октября 2004 года по делу №А41-К2-5988/04 установил, что не требуется утверждать нормативы образования и лимитов размещения отходов, т.к. общество продавало свои отходы, а, следовательно, не размещало.

Если же общество размещает свои отходы, то этот вид деятельности не всегда является для этого общества предпринимательским. Поэтому отказ Ростехнадзора в принятии решения об установлении нормативов образования и лимитов размещения отходов в связи с неисполнением требования пункт 7 вышеуказанного Постановления Правительства от 16 июня 2000 года №461 о предоставлении лицензии  на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов вместе с заявлением является незаконным.

Арбитражная практика подтверждает эту позицию. Так,   Постановлением Федерального арбитражного суда  Уральского округа от 17 января 2008 года №Ф09-11447/07-С1 по делу №А60-11636/07 установлено, что поскольку накопление и временное размещение отходов не являются целенаправленной самостоятельной деятельностью общества, то судами сделан обоснованный вывод о том, что общество не обязано иметь лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. При таких обстоятельствах вывод судов о незаконности отказа управления в продлении лимита на размещение отходов является правильным.

Установление обязанности иметь утвержденные нормативы образования отходов и лимитов на их размещение для любого вида хозяйственной деятельности признается неправомерным, и ответственность, предусмотренная статьей 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, возможна только в том случае, если доказано, что физическое или юридическое лицо ведет производственную деятельность, от которой образуются отходы, наносящие вред окружающей среде, Так, общество осуществляло только деятельность по аренде склада для складирования товара и суд посчитал, что такая деятельность не является производственной, отходов не образует и не требует утверждения проекта нормативов образования отходов (Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 марта 2004 года №КА-А40/437-04; Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 4 марта 2004 года №КА-А40/1006-04).

Отсутствие у организации нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, если общество их размещает самостоятельно, не только увеличивает размер платы за негативное воздействие на окружающую среду, но и является нарушением экологических требований, установленных Федеральным законом от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». А это квалифицируется как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Поэтому на юридическое лицо может быть наложен штраф на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Начать дискуссию

Быть бухгалтером хочу, пусть меня научат... или нет. Можно ли стать бухгалтером самому с нуля и что для этого надо знать

Меня на этот пост вдохновил вопрос пользователя в телеграм-канале. Она попросила помощи в заполнении упрощенной отчетности и уточнила — справится ли она сама, если она не бухгалтер? И, правда, а можно ли вести учет и при этом не иметь образования бухгалтера и всему научиться самому.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
116

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Мошенничество

Сотрудник банка отдохнул за границей и обогатился за счет клиентки на 29 млн рублей

Сотрудники управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Ростовской области выявили факт многомиллионного мошенничества в особо крупном размере сотрудником банковской организации.

ВЭД

Три главных изменения 2024 года для бухгалтера ВЭД

Продавцы из ЕАЭС начнут платить налоги в российскую казну, бизнес освободят от отчетности по мелким сделкам с зарубежными партнерами, а цифровые активы становятся обычным способом расчета.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Лучшие спикеры, новый каждый день

Обязательную маркировку ювелирных изделий перенесут на 2025 год

Чтобы снизить нагрузку с Пробирной палаты, которая будет ставить клеймо на украшения, Минфин перенесет срок обязательной маркировки на 1 сентября 2025 года.

С 1 мая запустят эксперимент по маркировке моторных масел

Для борьбы с контрафактом на рынке Минпромторгу предложили включить в эксперимент по маркировке не только моторные масла для автомобилей, но и свечи зажигания, детали подвески и рулевого управления.

90

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Акцент на проверки

Вебинар — простой способ разобраться в любом важном для бухгалтера вопросе. «Клерк» приглашает на вебинары экспертов-практиков, которые понятно и с примерами разберут любую тему. Вы можете задавать спикеру вопросы и он ответит на них в прямом эфире.

Иллюстрация: freepik/freepik
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Экспорт

Минпромторг сократит список экспортеров, которые могут получать транспортные субсидии

Изменения затронут только тех, кто занимается экспортом товаров из высокомаржинальных групп.

С 01 апреля 2024 года порог беспошлинного ввоза товаров, возможно, вернется к уровню €200 евро

Но подготовка новых документов не началась.

УК РФ

Опасное производство 2 года работало без лицензии и получило доход 26 млн рублей

В Ставропольском крае перед судом предстанет обвиняемый в незаконном предпринимательстве с извлечением дохода на сумму более 26 млн рублей.

Обеспечительные меры при ВНП, предварительные обеспечительные меры + защитный лайфхак

Всегда ли налоговики могут наложить обеспечительные меры (арест) на имущество по результатам проверки?

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
7
111

Кто имеет право работать неполный день

Если у сотрудников есть основания для неполной занятости, работодатель должен установить удобный для работника график и снизить нагрузку.

Календарь вебинаров для бухгалтера в апреле 2024. Платные и бесплатные

Собрали для вас анонсы вебинаров на апрель 2024 года.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Каким числом выставлять счет-фактуру на аванс: бухгалтеры разбираются с формулировками в НК. «Ночной бухгалтер» № 1652

В телеграм-канале «Клерка» бухгалтеры спорили о том, какую дату указать в счет-фактуре на аванс — день получения аванса или любую из последующих пяти дней, которые даны на выставление документа. Истину нашли (вроде).

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
204
IT-компании

Яндекс запустил линейку нейросетей YandexGPT третьего поколения

Искусственный интеллект нового поколения лучше работает со сложными задачами. Бизнес может самостоятельно дообучить нейростеть.

51
Бесплатно с Архив документов

Сколько лет все-таки хранить кадровые документы? Мини-курс

Разбираемся в мини-курсе, какие типы хранения кадровых документов выделяют и какова продолжительность хранения кадровых документов.

Сколько лет все-таки хранить кадровые документы? Мини-курс
НДФЛ

В 2024 году ФНС разошлет уведомления на НДФЛ с процентов по вкладам за 2023 год

В 2024 году вкладчикам впервые необходимо будет уплатить НДФЛ с процентов от банковских вкладов за 2023 год.

Перерасчет имущественных налогов будут делать по-новому

Физлица будут направлять в ИФНС заявления на перерасчет налога на имущество, земельного и транспортного, к которому можно приложить документы, а можно и не прикладывать. Налоговики будут рассматривать это заявление 30 дней.

Как разработать эффективную программу обучения для новых сотрудников

Обучение персонала — сложный и многогранный процесс. Если проводить его правильно, он может стать ключевым инструментом для усиления корпоративной культуры, увеличения продуктивности и стимулирования мотивации сотрудников.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
5
61
УК РФ

Поиск бывшего гендира может вылиться в вымогательство

Сотрудники главного управления уголовного розыска МВД совместно с коллегами из Красноярского края задержали подозреваемых в серии вымогательств у бизнесменов.

Интересные материалы

Обзоры новостей

⚡️Итоги дня: Ozon изменил расчет сбора, Дурова призвали внимательнее следить за Telegram, Камчатку трясет

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.