Налоги, взносы, пошлины

Трудоустройство инвалидов экономически выгодно?

В нашей стране, по данным Росстата, живут 13 миллионов человек с ограниченными возможностями. Многие из них хотят работать, но работа есть только у 10-18 процентов. К сожалению, ни один предприниматель сегодня не хочет вкладывать деньги, чтобы взять инвалида на работу. Проще взять здорового человека с образованием, который будет конкурировать на рынке.
2,1 тыс. 14
Трудоустройство инвалидов экономически выгодно?
На фото Елена Малинина

О цивилизованности общества можно судить, в том числе, по отношению к людям с ограниченными физическими возможностями - инвалидам. В нашей стране, по данным Росстата, живут 13 миллионов человек с ограниченными возможностями. Многие из них хотят работать, но работа есть только у 10-18 процентов.

К сожалению, ни один предприниматель сегодня не хочет вкладывать деньги, чтобы взять инвалида на работу. Проще взять здорового человека с образованием, который будет конкурировать на рынке.

Для того, чтобы принять на работу инвалида, работодатель должен создать такие условия труда, которые соответствуют, во-первых, действующему законодательству, а во-вторых, индивидуальной программе реабилитации инвалида. Трудоустройство инвалидов происходит в соответствии с заключением медико-социальной экспертизы.

Наряду с общими правилами и нормами организации рабочих мест для инвалидов в документах описываются также правила для конкретных категорий инвалидов, имеющих определенные заболевания.

Например, если рабочее место для инвалида с сердечно-сосудистым заболеванием или с заболеванием глаз расположено возле окна, то оно должно быть защищено от перегрева в летнее время специальным солнцезащитным устройством. Но вложенные средства на обустройство рабочих мест для инвалидов окупаются, так как организациям предоставляются льготы. И организация, а вернее финансовая или экономическая служба легко может просчитать вложенные средства на оборудование рабочих мест и сэкономленные средства на налоговых льготах. Но для этого, конечно, в штате организации должны быть квалифицированные кадры – это к вопросу: «А зачем нужно МБА? Кризис…Сокращения.. и т.п.». Будьте квалифицированным сотрудником, и ни кризис, ни сокращения вам не грозят.

Но вернемся к налоговым льготам для компаний, в которых работают инвалиды.

Льгота по НДС

Хочу рассмотреть эту льготу с использованием накопленного опыта и «глазами» сотрудников налоговой инспекции, которые проверяют правомерность ее использования. Кстати сказать, я из тех людей, которые искренне верят в то, что баланс взаимопонимания между налогоплательщиком и налоговым органом возможен. Почему и с удовольствием преподаю налоги и налогообложение в Московском налоговом институте, а многие студенты, закончившие этот ВУЗ, будут работать в налоговых органах.

Итак, согласно НК РФ: «Статья 149. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

3. Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации следующие операции:

реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых:

общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;

организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных в абзаце втором настоящего подпункта общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов».

Что же будут проверять налоговые органы?

1.      действительно ли организация является производителем товаров, работ и услуг;

2.      действительно ли среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов.

Какие действия будет производить налоговая инспекция для подтверждения правомерности использования льготы?

1. изучение учетной политики организации;

2. изучение документов (приказы о приеме на работу, приказы о расторжении трудового договора, личные карточки работников, приказы о переводе работников на другую работу, приказы о представлении отпуска), подтверждающие зачисление в штат и увольнение работников-инвалидов, а также справки, выданные учреждениями медико-социальной экспертизы и врачебно-трудовыми экспертными комиссиями работникам-инвалидам ;

3.      подтверждение или не подтверждение среднесписочной численности инвалидов среди работников;

4. изучение должностных инструкций работников, включенных в штатное расписание;

5. трудовые договора;

6. табели учета рабочего времени;

7. штатное расписание;

8. будет проводить опросы среди сотрудников на предмет действительности работы инвалидов в организации;

9. трудовые книжки – подтверждение того, что инвалид-сотрудник работает по основному месту работы;

10. будет проводить опросы ,на предмет выяснения действительно ли инвалид работал больше одного дня в месяц в организации;

11. запросит технологические карты выпускаемых товаров, маршрутные карты производимых изделий, документы, содержащие описание технологических процессов изготовления производимых товаров, ТЭО на выпускаемую продукцию, акты экспертизы за проверяемый период;

12. сделает запрос организациям, проводившим экспертизы происхождения товаров;

13. произведет расчет возможности выпуска товарной продукции только с использованием работников организации;

14. сопоставит среднее количество основного производственного персонала организации и средней численности основного производственного персонала (ОПП), необходимого для товарного выпуска ;

15. выяснение отсутствия у организации трудовых ресурсов в размерах, необходимых для выпуска товарной продукции, путем рассмотрения  заключенных договоров со сторонними организациями, предметом которых являлось осуществление операций технологического процесса изготовления продукции выпускаемой организацией или обеспечение осуществления производственного процесса;

16. выяснение наличия производственных и складских помещений и оборудования, в размерах, необходимых для производства товарной продукции ;

17. рассмотрит Договоры со стороны организаций, представлявших в аренду оборудование, инвентарь и другое движимое имущество, оказывавших услуги по выполнению основных технологических операций изготовления товаров и услуги по осуществлению административно управленческих функций.

И, получив или не получив эти документы, сделав соответствующие расчеты, налоговая инспекция может прийти к выводу, что организация неправомерно использовало льготу, так как:

1. установит несоответствие между фактическими обстоятельствами дела и условиями трудовых договоров, заключенных между организацией и инвалидами, а также данными, отраженными в табелях учета рабочего времени, а также выявит случаи, когда  фактически трудовые обязанности исполняли не работники-инвалиды; работа являлась работой по совместительству; фактически трудовые функции исполнялись менее одного рабочего дня.

ФНС сделает вывод о необоснованном получении организацией в проверяемом периоде налоговой выгоды в виде неуплаты НДС в результате фиктивного поддержания доли инвалидов в среднесписочной численности работников в размере, необходимом для получения льготы по НДС, так как обоснует:

- существование в организации отделов, в котором работали  инвалиды, фактически не участвовавших в основном производственном ;

- отсутствие человеческих ресурсов, в т.ч. основного производственного персонала, в количестве, необходимом для осуществления производственного процесса выпуска товарной продукции;

- обоснует выпуск продукции, произведенной с привлечением сил сторонних организаций на основании договоров на оказание услуг по исполнению основной части производственного процесса производства продукции, контролю качества выпускаемой продукции, осуществлению функций обеспечения организации производства и административно управленческих функций

- обоснует отсутствие собственных производственных мощностей: производственных помещений, производственного оборудования и инвентаря в размерах, необходимых для  производства всего объема товарной продукции.

В результате всего этого начислит налог, пени, штрафы в таких размерах, что от этих цифр с нулями у руководства организации может случиться нервный срыв. И, конечно же, руководство задаст вопрос: «Трудоустройство инвалидов экономически выгодно?» Да, конечно, выгодно. Только для того, чтобы это было выгодно, для того, чтобы не было нервных срывов, пеней, штрафов нужно изначально подготавливать правильно все соответствующие документы.

Начать дискуссию

Что изменится по имущественным налогам: обзор от ФНС

В НК внесут поправки, направленные на повышение эффективности налогообложения имущества.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Бухотчетность составляют в тысячах рублей. Опрос про ошибки из-за округлений

До 1 апреля компании должны сдать бухотчетность за 2023 год.

36
Кадры

Четверть компаний отказывают в найме соискателям с долгами

Чаще всего кредитную историю проверяют у менеджеров по работе с клиентами, специалистов по продажам и закупкам.

Лучшие спикеры, новый каждый день

💥Госзакупки. Как компании не попасть в реестр недобросовестных поставщиков

Компания выиграла тендер на госзакупку, но по каким-то причинам не смогла выполнить контракт — это прямая дорога в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Расскажем, какие аргументы и обстоятельства помогут избежать реестра, сохранить репутацию и деньги компании. Забирайте подсказки от редакции.

Иллюстрация: Вера Ревина/«Клерк»
6
122

В сервис «Прозрачный бизнес» ФНС добавила спецрежим ИП. Пользователи: наконец-то! + опрос

Теперь через сервис ФНС «Прозрачный бизнес» любой желающий может узнать, какие специальные налоговые режимы применяет ИП.

Нашлась биржа, которая сфокусируется на IPO попавших под санкции промышленных компаний

СПБ Биржа начала заниматься IPO российских промышленников, попавших в те же санкционные списки, что и СПБ Биржа.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Шведский бизнес Avito переехал в Калининградскую область

Шведская компания Avito AB провела редомициляцию и теперь будет зарегистрирована как международная компания в специальном административном регионе.

Как предпринимателю выйти из операционки: пошаговая инструкция

Сосредоточение в своих руках всех процессов, желание все сделать самому — проблема многих предпринимателей. В результате попытки охватить все не остается времени на разработку новой, более продуктивной стратегии. Чтобы разгрузить себя и заниматься более глобальными бизнес-задачами, владельцу бизнеса нужно научиться делегировать.

Как предпринимателю выйти из операционки: пошаговая инструкция
16
Отпуска

Сотрудник не может переносить отпуск, если у него заболел ребенок

Продлить или перенести ежегодный оплачиваемый отпуск разрешено только если заболел сам сотрудник, а не его ребенок.

Как исправить ошибку в уведомлении по ЕНП в 2024 году. Когда налоговая не начислит пени

Налоговики не всегда начисляют пени из-за ошибок в уведомлениях по ЕНП. Но в интересах бизнеса их всё-таки исправить. Подробно и на конкретных примерах рассказали, как это сделать.

Как исправить ошибку в уведомлении по ЕНП в 2024 году. Когда налоговая не начислит пени

Песков: нейросети в руках недобросовестных людей — еще одна большая угроза

Заместитель руководителя администрации президента РФ, пресс-секретарь В. Путина Дмитрий Песков заявил, что нейросети в руках недобросовестных людей или террористов могут стать грозным оружием.

👫 На одну штатную единицу можно принять двух полставочников. Эксперт: запрета нет, и Верховный Суд это косвенно подтверждает

Ранее Роструд заявлял, что одну должность не могут делить между собой два человека по полставки каждый, должно быть 2 должности. Теперь поступили новые вводные.

348
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Шестиугольник управления проектами. Что это такое и для чего нужен

Управление любым проектом представляет собой многоуровневый процесс, имеющий множество составляющих. Как минимум он включает в себя планирование, мотивацию, материальное и прочее обеспечение, а также контроль исполнительных процессов.

Шестиугольник управления проектами. Что это такое и для чего нужен
1
18

ФНС объяснила, какой ОКТМО указывать в ЕНП-уведомлении по налогу на имущество

В уведомлении по ЕНП при указании кода ОКТМО надо учитывать особенности исчисления и уплаты налогов.

🎓 Уже завтра бухгалтеры узнают, как Минтруд и ФНС будут бороться со скрытыми сотрудниками

Подготовьтесь к проверкам и запросам по сотрудникам и уберегите себя от штрафов.

Клиенты Сбера могут разблокировать карту после блокировки из-за криптовалют

Чтобы снизить риск блокировки карт из-за сомнительных операций, клиенты Сбербанка могут подтвердить свои криптовалютные доходы, сделав скриншот с сайтов криптобирж.

УСН

📌 Как ИП на УСН «доходы» в 2024 году уменьшать налог на фиксированные взносы: таблица

Чтобы уменьшать налог по УСН за 2024 год на взносы ИП за 2024, их не нужно платить. А вот на взносы 1% за 2024-й налог за 2024 год уменьшить нельзя независимо от того, платили вы их или нет.

НДФЛ

За подаренную двоюродным братом квартиру придется платить НДФЛ

За подаренную недвижимость не надо платить НДФЛ, если даритель и одаряемый являются членами семьи или близкими родственниками по Семейному кодексу. Двоюродный брат – это не близкий родственник.

62

💰 Зарплату иностранным работникам надо платить только безналом

Выплата денег валютным резидентом (российской компанией) нерезиденту (сотруднику-иностранцу) в наличной форме не входит в перечень разрешенных валютных операций.

Интересные материалы

Как составить прогнозный баланс на основе управленческой отчётности. 5 шагов

Устойчивое развитие бизнеса можно поставить под сомнение, если руководство на основе целей не составляет планы, а управленческий учёт заключается только в фиксировании фактических данных. И наоборот, планирование помогает находить резервы для роста компании, координировать все службы, чётко рассчитывать денежные потоки, поставки сырья и материалов.

Как составить прогнозный баланс на основе управленческой отчётности. 5 шагов