Право

Оскорбление через интернет

По делам о защите чести, достоинства личности и деловой репутации осталось еще много неразрешенных вопросов.

Источник: "Гражданский адвокат"

По делам о защите чести, достоинства личности и деловой репутации осталось еще много неразрешенных вопросов

Сайты в сети Интернет не отнесены к средствам массовой информации. Поэтому доказать, что распространенные через Интернет сведения, не соответствующие действительности, порочащие честь, достоинство и (или) деловую репутацию, распространены в средствах массовой информации, с каждым днем и с каждым разом становится все труднее.

Реализация в полном объеме прав и обязанностей гражданина, равно как и защита его прав и свобод, – основные задачи правового государства. В современных условиях защита прав человека стала одной из доминант общественного прогресса, основой которого является общечеловеческий интерес, приоритет общечеловеческих ценностей.

Гарантии защиты прав

В Российской Федерации на основе Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) в ст. 1 которой предусмотрено, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства», был создан основополагающий документ – Декларация прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (утв. Верховным Советом РФ 22 ноября 1991 г.), положения которой были включены и в текст Конституции.

Конституционным правом человека и гражданина в Российской Федерации является право на защиту частной жизни, доброго имени, чести, достоинства и деловой репутации (ст. 21, ч. 1 ст. 23, ч. 1 ст. 24 Конституции РФ).

Основным нормативным актом, непосредственно регулирующим порядок и способы защиты чести, достоинства и деловой репутации гражданина является Гражданский кодекс РФ. Вопросам защиты права гражданина на защиту частной жизни, доброго имени, чести, достоинства и деловой репутации посвящен ряд норм Гражданского кодекса РФ (ст. 150, 152), а также Закона РФ «О средствах массовой информации» (ст. 43, 44). Законодатель предусмотрел не только сами способы защиты, восстановления прав, меры по реабилитации, но и способы возмещения вреда, причиненного нарушением прав человека и гражданина – возмещение убытков (ст. 15 ГК РФ) и компенсацию морально вреда (ст. 151, 1099–1101 ГК РФ).

Все требования нормативных актов, регламентирующих порядок защиты доброго имени, чести, достоинства и деловой репутации, нашли свое отражение в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ № 3 от 24 февраля 2005 г. и № 10 от 20 декабря 1995 г.).

Вместе с тем при рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации возникает много вопросов.

Во-первых, исходя из требований ст. 152 ГК РФ, Пленум ВС РФ в п. 7 постановлении № 3 от 24 февраля 2005 г. «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» (далее – Постановление) указывает, что при рассмотрении гражданских дел данной категории в судах полежат доказыванию:
– факт распространения ответчиком сведений об истце;
– порочащий характер этих сведений;
– несоответствие этих сведений действительности.

В соответствии с абзацем 2 п. 7 Постановления «под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением, если лицом, сообщившим данные сведения, были приняты достаточные меры конфиденциальности, с тем, чтобы они не стали известными третьим лицам».

Таким образом, можно сделать вывод, что при наличии у гражданина – истца возможности зафиксировать, например, при помощи аудио- или видеотехники факт нанесения оскорблений со стороны ответчика, которые наносились без присутствия посторонних лиц (третьих лиц) – свидетелей, не является оскорблением, а является выражением собственного мнения ответчика в отношении истца, которому нанесены оскорбления. При рассмотрении данного вопроса Верховный Суд РФ исходит из требования ст. 29 Конституции РФ, устанавливающей:

«1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».

Фиксация оскорблений с помощью третьих лиц

В этой связи необходимо разобраться, что является оскорблением, а что выражением собственного мнения. Правильным будет считать, что если ответчик, беседуя с истцом приватно, сообщил последнему о том, что он крайне не доволен поведением истца в той или иной ситуации, или не может ему больше доверять по той или иной причине, или считает действия истца неэтичными, неправомерными и т.д., то подобные высказывания действительно можно было бы без сомнений отнести к разряду выражения собственного мнения ответчика.

Если же ответчик, высказывая свое недовольство действиями (бездействием) истца, прибегает к уничижительным выражениям и сравнениям, использует ненормативную лексику, пытаясь причинить душевную боль, в издевательской, циничной форме отзывается об истце, его личностных и (или) деловых качествах, то в подобном случае имеет место нанесение оскорблений, а не выражение собственного мнения. Таким образом, ответчик нарушает требование ч. 3 ст. 17 Конституции РФ «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц», а также требования ст. 23, 24 Конституции.

Многие сотовые компании и владельцы сайтов в Интернете практикуют такие услуги или виды связи, как голосовые сообщения, письма вслух, передачу голоса посредством программы и системы Skype, видео конференций или голосовых чатов в реальном времени. При прослушивании этих голосовых и видеосообщений, содержащих оскорбительные выражения в адрес истца, не всегда удается избежать распространения оскорбительных сведений, т.е. исключить возможность того, что их услышат третьи лица. А при фиксировании этих, по мнению истца неправомерных действий ответчика, для последующего использования аудио- или видеозаписей в суде в качестве доказательств – и подавно.

Например, истцу на сотовый телефон поступает оскорбительное, по его мнению, голосовое сообщение, которое он может прослушать лишь ограниченное количество раз и в течение нескольких дней. Не каждый гражданин имеет и носит при себе по нескольку сотовых телефонов или диктофон и держит их постоянно при себе. Таким образом, истец может прибегнуть к помощи третьего лица в целях использования технических средств, принадлежащих третьему лицу, для фиксирования оскорблений со стороны ответчика на диктофон, сотовый телефон или видеокамеру. Следовательно, в известность о нанесении оскорблений истцу ставится третье лицо и, по сути, самим истцом.

Однако необходимо учесть требование абзаца 2 п. 7 Постановления о том, что ответчик обязан принять достаточные меры конфиденциальности, с тем чтобы оскорбления не стали известными третьим лицам. Следовательно, ответчик, пользуясь подобными услугами и средствами связи в целях нанесения оскорблений истцу, дабы не нарушать требований закона, избежать привлечения к ответственности, должен предусмотреть и предположить, что его действия станут известными третьим лицам при фиксировании (производстве аудио-видео записи) истцом по объективным причинам, не зависящим от воли истца.

Как видно из Постановления, подобные случаи в нем не предусматриваются и не рассматриваются.

Ответственность за нанесение оскорблений

Во-вторых, не рассмотрено и не предусматривается судебной практикой и то, что с точки зрения этики и справедливости, за сам факт нанесения оскорблений ответчик должен нести ответственность и должен быть наказан в гражданско-правовом и (или) уголовно-правовом порядке, так как оскорбительные, циничные, ненормативные выражения ответчика в адрес истца не являются выражением обобщенного или конкретизированного собственного мнения ответчика по поводу поведения истца или его личностных качеств, а направлены на причинение истцу нравственных страданий, наносятся ответчиком умышленно.

Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 7 Постановления, ответчик за оскорбления может нести ответственность лишь в том случае, если сведения, не соответствующие действительности, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию, распространенные ответчиком, становятся известными третьему лицу (лицам). Такой подход является не верным еще и потому, что сам факт нанесения оскорблений истцу – распространение в отношении истца или сообщение истцу лично сведений не соответствующих действительности, порочащих его честь, достоинство и деловую репутацию в циничной, издевательской форме и манере даже приватно, а тем более при использовании ответчиком ненормативной лексики в адрес истца, – уже должен рассматриваться как правонарушение.

И при наличии у истца доказательств нанесения ему оскорблений ответчиком (аудиозаписи, видеозаписи, письма ответчика оскорбительного содержания в адрес истца) ответчик должен нести ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, без каких-либо оговорок по поводу информированности третьих лиц о нанесенных истцу оскорблениях или оправданий.

Верховный Суд РФ в п. 7 Постановления устанавливает правило, в соответствии с которым истец вправе защищать свои права лишь в случае, когда сведения, не соответствующие действительности, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию человека и гражданина, стали известны именно постороннему лицу – третьему лицу.

В то же время в Постановлении указано на то обстоятельство, что подобные сведения являются распространенными ответчиком в том случае, когда они стали известны хотя бы одному лицу, при этом не уточняется, кому конкретно должны стать известны подобные сведения – самому истцу или третьему лицу (лицам). Таким образом, прослеживается противоречие в суждениях Верхового Суда РФ по данному вопросу в одном и том же пункте Постановления.

Является ли Интернет СМИ?

Распространение сведений, не соответствующих действительности, порочащих честь, достоинство и (или) деловую репутацию, посредством сети Интернет также является отдельной темой для обсуждения. Сайты в сети Интернет исходя из требований законодательства разных стран, в том числе и Российской Федерации, не отнесены к средствам массовой информации.

Закон РФ «О средствах массовой информации» и Юридическое заключение кафедры ЮНЕСКО по вопросу о правовой природе сайтов в сети Интернет, полномочия которой определены Соглашением между Организацией объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Институтом международного права и экономики имени А.С. Грибоедова об учреждении кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности (подписанно в Париже 12 июня 1998 г. и в Москве 1 июля 1998 г.), не рассматривают сайты в сети Интернет, имеющие информационную направленность, в качестве средств массовой информации, за исключением сайтов, зарегистрированных в добровольном порядке в качестве средств массовой информации в соответствующих государственных органах.

Правонарушители, пользуясь пробелами в законодательстве разных стран, размещают на сайтах в сети Интернет массу сведений, не соответствующих действительности, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию граждан. Примеров тому масса. Исходя из того, что Интернетом пользуются миллиарды людей по всему миру, а также учитывая информационную направленность подавляющего большинства сайтов, можно смело утверждать, что большинство сайтов с сети Интернет все же является средствами массовой информации и обращено к неограниченному кругу лиц (пользователей), в том числе и граждан РФ.

В судебной практике России немало примеров, когда сведения, не соответствующие действительности, порочащие честь, достоинство и (или) деловую репутацию, распространенные (размещенные) в на сайтах в сети Интернет, признавались сведениями, распространенными в средствах массовой информации. Но доказать, что эти сведения, распространенные через Интернет, распространены в средствах массовой информации, с каждым днем и с каждым разом становится все труднее. Бездействие и позиция невмешательства правительств и законодательных органов различных государств создают для правонарушителей иллюзию безнаказанности за размещение на сайтах неправдивой, оскорбительной и клеветнической информации.

Без признания сайтов сети Интернет, имеющих информационную направленность, средствами массовой информации, регулирования их деятельности посредством нормативных актов по вопросам размещения на этих сайтах информации о частной жизни физических лиц и их личностных качествах, а также без устранения приведенных выше противоречий в законодательстве РФ и судебной практике, невозможно будет в полной мере реализовывать в России права гражданина на защиту своего доброго имени, своей чести, достоинства и деловой репутации, так как из-за неурегулированности данного вопроса и пробелов в законодательстве при рассмотрении подобных дел в судах будет оставаться много спорных и неразрешенных вопросов.

АП Ставропольского края,
г. Кисловодск
"АГ" № 14, 2010

Начать дискуссию

Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
НДС

☝️Как изменился порядок возмещения НДС в 2024 году

Налоговики разъяснили, что изменилось в упрощенном порядке возмещения НДС и какие компании потеряли право его применять.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

💥 ФНС запретила требовать пояснения по отмененным КС

Налогоплательщики стали активно жаловаться в ФНС по поводу неправомерного направления требований дать пояснения в рамках камеральных проверок 6-НДФЛ.

Налоговая не установила Блиновской срок погашения недоимки

Следователи снимут арест с некоторого имущества Елены Блиновской, чтобы она смогла погасить долги перед бюджетом.

Маркетинг

Как видео оптимизирует затраты бизнеса. Реальные примеры

Задача владельца компании — сделать бизнес прибыльным и оптимизировать затраты на отдел продаж, маркетинг, рекламу.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Что нужно знать о допросах в налоговой

Кого могут вызвать на допрос в налоговой, какое наказание грозит за неявку, как проходит допрос свидетеля и способы обезопасить себя разбираем в статье.

Иллюстрация: cottonbro studio/pexels

Меняем режим работы в организации

Режим работы устанавливается руководством компании и утверждается в правилах трудового распорядка или прописывается в трудовых договорах. Изменить график работы без согласования с сотрудниками можно будет только если в компании происходят организационных и технологических изменений. Во всех остальных случаях изменения придется согласовывать с сотрудниками.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Бесплатно с Компенсации работникам

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Разбираем в мини-курсе, как платить компенсацию за использование личного авто, облагается ли она НДФЛ и страховыми взносами и что компенсация включает.

Как правильно платить компенсацию за использование личного авто: лимиты, что входит в компенсацию, облагается ли НДФЛ и взносами. Мини-курс

Дифференцированный и аннуитетный платеж: в чем разница и что выгоднее

Ежемесячные платежи по кредиту делятся на два типа: дифференцированный и аннуитетный. Каждый из них имеет свои особенности, которые влияют на сумму платежа и общую переплату. Разбираемся в особенностях каждой схемы и определяем, какая выгоднее. 

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Интересные материалы

Передача долей (акций) российских компаний в ДИТ как способ структурирования владения бизнесом

Можно ли передать долю в компании в инвестиционное товарищество и какие преимущества дает данный способ структурирования владения бизнесом.