Трудовое право

Труд водителей

Водитель ― одна из самых распространенных профессий в настоящее время. На каждом предприятии есть водитель легкового автомобиля или даже целый штат водителей грузовых автомобилей. Для данной категории работников очень важно правильно учитывать рабочее время, не допускать нарушений режима труда и отдыха водителей, создавать все необходимые условия для БЕЗОПАСНОЙ транспортировки грузов.

Водитель ― одна из самых распространенных профессий в настоящее время. На каждом предприятии есть водитель легкового автомобиля или даже целый штат водителей грузовых автомобилей. Для данной категории работников очень важно правильно учитывать рабочее время, не допускать нарушений режима труда и отдыха водителей, создавать все необходимые условия для БЕЗОПАСНОЙ транспортировки грузов. Но, как свидетельствует практика, в том числе и судебная, работодатели очень часто пренебрегают даже элементарными правилами охраны труда водителей на предприятии.

В первую очередь укажем ключевые нормативные правовые акты, согласно которым установлена обязанность работодателей обеспечивать охрану труда водителей.

  1. Трудовой кодекс РФ. Главой 51 ТК РФ установлены особенности регулирования труда работников транспорта
  2. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Согласно ст. 25, условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредного воздействия на человека.
  3. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Согласно ст. 23, обязательно должно быть проведено работодателем медицинское обеспечение безопасности дорожного движения. Так, водители автомобилей должны проходить следующие виды осмотров: 1) обязательные предварительные медосмотры при поступлении на работу; 2) обязательные периодические медосмотры; 3) предрейсовые и послерейсовые медосмотры.Межотраслевые Правила по охране труда на автомобильном транспорте разработаны в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, распространяются на работников автотранспортных организаций автотранспортных цехов, участков иных организаций, предоставляющих услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств (станции технического обслуживания, авторемонтные и шиноремонтные организации, гаражи, стоянки и т. п.), а также на предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров.Приказ Минтранса России от 20.08.2004 № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», устанавливает порядок определения режима рабочего времени и отдыха водителей.

Приведем основные выдержки из правил.

  1. Продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю.
  2. Продолжительность ежедневной работы некоторых категорий водителей (например, водителя служебного автомобиля) может быть увеличена до 12 часов. Однако общая продолжительность управления автомобилем в течение рабочего дня не должна превышать 9 часов. Оставшиеся 3 часа рабочего времени распределяются, например, на медицинский осмотр и подготовительно-заключительные работы (осмотр автомобиля перед началом работы, постановка автомобиля на стоянку или в гараж). Состав и продолжительность данных работ, а также продолжительность медицинского осмотра водителя устанавливаются работодателем.
  3. Для водителя могут быть установлены режимы сменной работы, ненормированного рабочего дня, режим гибкого рабочего времени, может быть предусмотрено разделение рабочего дня на части.

При этом необходимо учитывать: если по условиям труда не может быть соблюдена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, предусмотренная законом (40, 36 часов и др.), то необходимо ввести суммированный учет рабочего времени. В противном случае работодатель нарушает положения ч. 2 ст. 91, ст. 92 ТК РФ, устанавливающие предельно допустимую продолжительность рабочего времени.

  1. Сверхурочная работа водителя не должна превышать 12 часов.

Исключение может быть только в строго определенных случаях: 

  • необходимо выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени. Причем невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя (иных лиц, организаций) либо создать угрозу жизни и здоровью людей;
  • необходимо продолжить работу при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва.

При этом продолжительность сверхурочной работы не может превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

6. Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей, утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.05.1988 № 4616-88, регламентируют основные требования к условиям труда водителей автобусов, грузовых, легковых и специальных автомобилей. Ответственность за выполнение настоящих Правил возлагается на руководителей подведомственных им предприятий и организаций.

Служба охраны труда предприятий и организаций, имеющих автомобильный транспорт, обязана проводить выборочную оценку условий труда на рабочем месте водителя автомобиля в сроки, согласованные с санитарно-эпидемиологической службой. Территориальные санитарно-эпидемиологические станции проводят выборочный контроль условий труда водителей автомобилей в соответствии с настоящими Правилами.

7. Письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств». В соответствии с указанными документами Минздравом России совместно с Минтрансом России утверждены методические рекомендации «Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств». Этот документ регламентирует порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров и поможет работодателю правильно сформировать и организовать этот участок работы как один из важных для обеспечения безопасности дорожного движения.

Данные документы являются ключевыми при формировании порядка охраны труда на любом предприятии, в том числе и у предпринимателей.

Нарушение требований охраны труда водителей может повлечь:

  • наступление несчастного случая на производстве из-за наступления физической усталости сотрудника, притупления внимания. А это могут быть аварии с многочисленным числом жертв, так как автомобиль — это источник повышенной опасности;
  • привлечение к административной или уголовной ответственности работодателя за нарушение законодательства о труде;
  • судебные споры с пострадавшими от несчастного случая на производстве и, как следствие, материальные затраты на возмещение морального вреда.

Как показывает судебная практика, чаще всего такие нарушения допускают транспортные компании, а также любые организации в отношении водителей, управляющих автомобилями.

Приведем примеры нарушения указанных выше нормативных документов.

Пример 1. Тухтаров Н.Н. обратился в суд с иском к ООО «РосТранс» о возмещении вреда, причиненного в результате несчастного случая на производстве. Согласно акту о несчастном случае на производстве, в результате несчастного случая на производстве Тухтаров Н.Н. получил тяжелую травму правой ноги. Одной из причин несчастного случая указана неудовлетворительная организация производства работ при разгрузке пакетов со стеклом из кузова грузового автомобиля, выразившаяся в нарушении требований охраны труда, а именно: использовании на производстве разгрузочных работ водителя, что допускается в исключительных случаях, специально оговоренных в соответствующих инструкциях. В данном случае основания для использования на разгрузке водителя отсутствовали, то есть имело место нарушение п. 1.5.9 Межотраслевых правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 20.03.1998 № 16.

Частью 2 ст. 225 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатель должен проводить инструктаж по охране труда, организовать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ.

К несчастным случаям на производстве статьей 3 Федерального закона № 125-ФЗ отнесены события, в результате которых застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.

Установив, что ответчик, в нарушение вышеуказанных требований трудового законодательства, не ознакомил истца с инструкций по охране труда для водителей автомобилей, что привело к несчастному случаю, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для возложения ответственности по возмещению вреда здоровью Тухтарова Н.Н. на работодателя.

То обстоятельство, что несчастный случай произошел вне территории предприятия, выводов суда не опровергает, так как истец 03.05.2011 находился при исполнении своих трудовых обязанностей (Кассационное определение Ульяновского областного суда от 31 января 2012 года по делу № 33-360/2012 // Официальный сайт Ульяновского областного суда http://uloblsud.ru/ 2015).

Пример 2. Индивидуальный предприниматель в сфере транспортных перевозок не организовал контроль за соблюдением режима труда и отдыха водителей, не разработал графики их работы. Тем самым были нарушены требования ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15. Управлением государственного автодорожного надзора в отношении него был составлен протокол об административном правонарушении.

Суд, рассматривая дело и представленные доказательства, пришел к выводу о совершении ИП административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ (осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)). Так, из п. 1 ст. 20 Закона № 196-ФЗ следует, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения, соблюдать установленный законодательством РФ режим труда и отдыха водителей.

Поскольку ИП все эти требования не соблюдал, суд постановил привлечь его к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 3 000 руб. (Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15.05.2013 по делу № А19-3382/2013 // Официальный сайт Арбитражного суда Иркутской области irkutsk.arbitr.ru. 2015).

Пример. 3. Омский областной суд 24.11.2014 оставил в силе решение Советского районного суда г. Омска от 18 сентября 2014 года. Как было установлено судом, Подоляк Н.М. состоял в трудовых отношениях с ООО «ЗСК № 1», работал в должности водителя 1-го класса автомобиля ЗИЛ.

Как следует из акта о несчастном случае на производстве от 04.03.2014, причинами несчастного случая указаны: нарушение производственной дисциплины водителем автомобиля ООО «ЗСК № 1» Подоляк Н.М. в части того, что при закрывании ворот с электрическим приводом он не покинул опасную зону, чем нарушил п. 1.8. производственной инструкции по охране труда № 72 для водителя грузового автомобиля; ст. 214 ТК РФ; а также конструктивные недостатки и недостаточная надежность машин, механизмов, оборудования, которая выразилась в том, что движение ворот на накрытие продолжалось из-за отсутствия сигнала команды «Останов.» от кнопочного выносного пульта ПКЕ-222 вследствие того, что контакты кнопочного пульта были замкнуты по причине перекоса направляющей контактной группы после нажатия на нее Подоляк Н.М.

Лицами, допустившими нарушение требований охраны труда, согласно акту, явились Подоляк Н.М., который при закрывании ворот с электрическим приводом не покинул опасную зону, чем нарушил п. 1.8. производственной инструкции по охране труда № 72 для водителя грузового автомобиля, ст. 214 ТК РФ; Канев А.П., директор ООО «ЗСК № 1», не обеспечил безопасность работника при эксплуатации ворот цеха № 4, чем нарушил ст. 212 ТК РФ.

Разрешая спор, суд обоснованно исходил из того, что погибший Подоляк Н.М. состоял в трудовых отношениях с ответчиком; при исполнении трудовых обязанностей, в рабочее время с ним произошел несчастный случай на производстве, в результате которого наступила его смерть.

В причинно-следственной связи с несчастным случаем, повлекшим смерть работника, находятся виновные действия работодателя, нарушение пострадавшим положений производственной инструкции по охране труда. Суд обоснованно возложил на ответчика ответственность в виде компенсации морального вреда близким пострадавшего (Апелляционное определение Омского областного суда от 12.11.2014 по делу № 33-7541/14 // Справочная правовая система «Консультант плюс». 2015).

Анализируя указанные примеры судебных решений, можно сделать вывод о том, что оформление необходимых документов, правил и должностных инструкций на предприятии не должно носить формальный характер. Каждого работника следует подробно ознакомить с установленными правилами охраны труда, создать все условия для безопасного труда, проводить систематически рабочие совещания, где еще раз акцентировать внимание на необходимости соблюдения требований охраны труда.

В качестве основных рекомендаций в отношении правильной организации охраны труда водителей выделим некоторые ключевые моменты:

  • необходимо добросовестно проводить предварительные и периодические медосмотры водителей. Для проведения предрейсовых осмотров водителей силами своих медицинских работников, прошедших специальное обучение, на территории своей организации необходимо получить соответствующую лицензию. Если организация не имеет возможности получить лицензию, то можно заключить договор о проведении предрейсовых осмотров с учреждением здравоохранения, имеющим соответствующую лицензию; 
  • инструкции по охране труда должны быть разработаны для всех категорий работников, в том числе для водителей;
  • необходимо назначить работника, ответственного за производство погрузочно-разгрузочных работ, за электрохозяйство, за работу грузоподъемных машин и кранов, за вентиляционные установки, компрессоры, газовое оборудование, за использование котлов. А также ответственных за выпуск транспортных средств на линию, санитарную обработку транспортных средств и контейнеров, хранение, перевозку и использование антифриза и, конечно, ответственного за пожарную безопасность;
  • информировать водителя транспортного средства перед выездом об условиях работы на линии и особенностях перевозимого груза;
  • соблюдать режим рабочего времени и отдыха водителя, в том числе при суммированном учете. А значит, при организации дальних поездок нужно ставить перед водителем реальные сроки поездки с учетом времени отдыха.

Ответственное отношение работодателя к организации охраны труда водителей — это условие для снижения риска несчастных случаев в рассматриваемой сфере трудовых отношений.

Начать дискуссию

При выполнении нацпроектов обнаружены ценовые соглашения

Компании и ИП вступили в картельный сговор для поддержания цен на торгах. Общая сумма контрактов превысила 2,8 млрд рублей.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

💥Обзор к утру четврега: нашли лекарство от болезни Бехтерева, цены на хлеб взлетели, в Perrier нашли бактерии

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.

Контроль за ведением воинского учета и штрафы в 2024 году

В прошлом году увеличили штрафы за нарушения в сфере воинского учета. Контроль за его ведением усиливается: многие организации ожидают проверок военкомата уже в ближайшее время. Рассказываем, как проходят проверки и какие есть штрафы.

Контроль за ведением воинского учета и штрафы в 2024 году
Лучшие спикеры, новый каждый день

Выплаты многодетным на погашение ипотеки продлили: срок

В 2024 году многодетные получат порядка 50 млрд рублей на погашение жилищного кредита.

Какие меры принудительного исполнения можно применить к должнику

Рассказал о мерах применяемых к должнику, которые помогут быстрее исполнить решение суда.

И Москва, и Сочи опять подорожали. Что произошло с ценами на недвижимость в этих городах за месяц?

Продолжаю следить за тем, что происходит с ценами на недвижимость в Москве и в Сочи. Как думаете, где цены выросли сильнее? А что будет с ипотекой? Вот и узнаем. В прошлый раз я смотрел февраль–март. Изучаем, что произошло за месяц, думаем, что будет дальше.

И Москва, и Сочи опять подорожали. Что произошло с ценами на недвижимость в этих городах за месяц?
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Официально: даны прогнозы роста основных показателей экономики

Минэкономразвития ждет, что за 2024 год ВВП превысит 191 трлн рублей, реальные доходы населения вырастут на 5,3%, а безработица сохранится в пределах 3%.

​Вчера поспешил, сегодня — опоздал. И как же правильно?

Вот уж действительно головоломка. Вчера налоговики тебе сказали: «Поспешишь — нас насмешишь», а сегодня: «Сам виноват. Надо было раньше думать». А на кону, между прочим, опять деньги.

​Вчера поспешил, сегодня — опоздал. И как же правильно?

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!
Общество

На сколько подорожал шашлык: суммы и наш опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Летом стартует очередной эксперимент по маркировке товаров

Минпромторг предложил с 1 июля 2024 года провести эксперимент по маркировке полимерных труб и их сырья.

1
Мошенничество

Малоактивные и брошенные аккаунты работников сервисов доставок стали основой мошеннической схемы

В Санкт-Петербурге полицейские задержали подозреваемого в интернет-мошенничестве через сервисы доставок.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Инвестиции

Держатели облигаций «Киви финанс» могут потребовать погасить их досрочно

Эмитент проведет выплаты в течение 7 рабочих дней с даты получения требования.

Оценивать риск нарушения закона и принимать решение о проверке будут по 500 индикаторам. А работать когда? 🕵️‍♀️«Ночной бухгалтер» № 1671

Минэкономразвития уже согласовал 30 новых критериев оценки рисков, а до конца года добавят еще 60-70. К концу 2024 году число индикаторов риска увеличится до 500. Как вообще следить за всеми?

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Товарный знак

👏 Суд: в товарных знаках нельзя указывать «№1». Но многие компании пренебрегают, хотя это не очень эффективно — говорит эксперт

Роспатенту напомнили, что при регистрации брендов нельзя использовать элементы, которые создают впечатление о превосходстве товаров.

Реклама

С 4 мая упростили продление договора на рекламную конструкцию

Начинают действовать изменения в закон о рекламе и ряд других нормативных актов.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: депутат заработал 200 млн рублей, организм может сам вырабатывать алкоголь, у «Яндекс Маркет» ребрендинг, а нейросеть придумала рецепт кофе

Подготовили обзор главных событий дня — 24 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Тренды договорной работы — 2024

Качественная работа над договором — это работа по минимизации рисков при его исполнении. Потребность что-то отразить в договоре обычно отражает обычаи делового оборота или новые позиции в судебной практике. Если мы говорим о трендах договорной работы в 2024 году, то здесь мы можем отметить и новое, появившееся в этом году, и то, что сохраняет свою актуальность не первый год. В этой статье остановимся коротко на основных договорных трендах.

Тренды договорной работы — 2024

Начальника отдела камеральных проверок арестовали по делу о взятке

За получение взятки в размере 12 млн рублей суд заключил под стражу сотрудника ФНС в Новосибирске.

Интересные материалы

ЭДО

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать

С 1 сентября 2022 года стартовала работа ГИС ЭПД — государственная информационная система электронных перевозочных документов. Она обеспечивает обмен сведениями между всеми участниками перевозочного процесса. Оператором ГИС ЭПД стал Минтранс. Рассказываем об электронных документах по грузоперевозкам, как с ними работать и как их внедрять.

Электронные перевозочные документы станут обязательными. Когда и как с ними работать
1