Право

Отмена печатей: что изменится?

Мы с вами знаем, что 06.04.2015 был подписан Федеральный закон № 82‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печатей хозяйственных обществ». У кадровиков, конечно же, сразу возникла масса вопросов о том, как заключать трудовой договор (всегда подпись представителя работодателя при заключении договора заверялась оттиском), как заверять записи в трудовой книжке и пр.
2,8 тыс. 15

Мы с вами знаем, что 06.04.2015 был подписан Федеральный закон № 82‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печатей хозяйственных обществ». У кадровиков, конечно же, сразу возникла масса вопросов о том, как заключать трудовой договор (всегда подпись представителя работодателя при заключении договора заверялась оттиском), как заверять записи в трудовой книжке и пр. Разберемся в законодательстве и ответим на эти и иные волнующие вас вопросы.

Изменения в законодательстве

Закон № 82‑ФЗ внес изменения более чем в 10 федеральных законов, но нас интересует Трудовой кодекс, законы об обществах с ограниченной ответственностью (Закон № 14‑ФЗ[1]) и об акционерных обществах (Закон № 208‑ФЗ[2]).

Итак, согласно прежней редакции п. 7 ст. 2 Закона № 208‑ФЗ общество должно было иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место его нахождения. В печати могло быть также указано фирменное наименование общества на любом иностранном языке или языке народов РФ. При этом акционерному обществу предоставлялось право иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации.

После внесения изменений данная норма не обязывает акционерные общества иметь печать: общество вправе иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

 Аналогичные изменения были внесены в п. 5 ст. 2 Закона № 14‑ФЗ и теперь общества с ограниченной ответственности также вправе иметь печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

Отметим, что хоть акционерное общество, хоть общество с ограниченной ответственностью должно включить сведения о печати в устав, если приняло решение о ее использовании.

Обратите внимание, что отмена печатей произошла не для всех юридических лиц. Так, законодательство по‑прежнему обязывает иметь круглую печать:

  • некоммерческие организации (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7‑ФЗ «О некоммерческих организациях);
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161‑ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);
  • жилищные накопительные кооперативы (п. 8 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 215‑ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»).

Закон № 82‑ФЗ постарался внести изменения в федеральные законы, которые обязывают общества иметь и использовать круглые печати. Однако весь перечень законов учесть все‑таки не удалось и в Законе № 82‑ФЗ сделана оговорка: печать в предусмотренных федеральными законами случаях проставляется при ее наличии.

Устав организации

В силу п. 1 ст. 52 ГК РФ юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).

Устав юридического лица должен содержать сведения о наименовании юридического лица, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида.

В уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть преду­смотрены уставом и в случае, если по закону это не обязательно (п. 4 ст. 52 ГК РФ).

Обратите внимание

Раньше сведения о печати не нужно было включать в устав, поскольку законами была установлена обязанность по ее использованию.

Законом № 82‑ФЗ определено, что сведения о печати должны включаться обществами в устав. Если организация откажется от использования печати, все ясно – корректировать устав не нужно. А как быть организациям, которые не планируют отказываться от использования печати?

Полагаем, что если буквально истолковать нормы п. 7 ст. 2 Закона № 208‑ФЗ и п. 5 ст. 2 Закона № 14‑ФЗ, организация, планирующая в дальнейшем использовать печать в деятельности, должна внести изменения в свой устав, включив в него сведения о печати. Помните, что если устав организации не содержит сведений о печати, а организация использует ее в своей работе, считается, что организация не имеет печати.

Трудовой договор

По общему правилу трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора (ст. 16 ТК РФ). Его определение дано в ст. 56 ТК РФ – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым последний обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику зарплату, а тот обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у этого работодателя.

По правилам ст. 67 ТК РФ трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами.

Как видно из данной нормы, требования о проставлении печати не было и до внесения изменений. Кроме того, в ст. 57 ТК РФ, определяющей содержание трудового договора, не упоминается о печати. Поэтому печать общества не является обязательным реквизитом трудового договора – ее отсутствие никак не отразится на юридической силе договора.

Трудовая книжка

На основании ст. 66 ТК РФ трудовая книжка установленного образца – основной документ о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках» (далее – Правила ведения и хранения трудовых книжек), а Инструкция по заполнению – Постановлением Минтруда РФ от 10.10.2003 № 69.

Согласно п. 35 Правил ведения и хранения трудовых книжек при увольнении работника (прекращении трудового договора) все записи, внесенные в его трудовую книжку за время работы у данного работодателя, заверяются подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью работодателя и подписью самого работника (за исключением случаев, названных в п. 36 Правил ведения и хранения трудовых книжек).

А на основании п. 2.2 Инструкции при заполнении титульного листа трудовой книжки после указания даты ее заполнения работник своей подписью заверяет правильность внесенных сведений. При этом первую страницу трудовой книжки подписывает также лицо, ответственное за выдачу трудовых книжек, после чего ставится печать организации (печать кадровой службы), в которой впервые заполнялась трудовая книжка.

Поскольку по новым правилам обязанность использования печатей может предусматриваться федеральными законами, а Правила ведения и хранения трудовых книжек и Инструкция являются подзаконными актами, полагаем, что если общество откажется от использования печатей в своей деятельности, то и проставлять ее оттиск в трудовой книжке не обязательно.

Конечно, мнение Роструда может быть иным, нужно его дождаться. А пока, если печать есть в организации – проставляйте ее в трудовых книжках.

Оформление несчастного случая

Согласно изменениям, внесенным Законом № 82‑ФЗ в ст. 230 ТК РФ, немного скорректирован порядок оформления несчастных случаев. В частности, в ранее действующей редакции ч. 5 данной статьи после завершения расследования такого случая акт о несчастном случае на производстве подписывается всеми лицами, проводившими расследование, утверждается работодателем (его представителем) и заверяется печатью. Теперь проставлять печать в таком акте необходимо только при ее наличии.

В заключение

Законодатели, принимая Закон № 82‑ФЗ, старались облегчить ведение бизнеса – сделать его более безопасным, ведь при современном развитии техники наличие печати не гарантирует подлинности документа, печать – это наследие прошлого. С 7 апреля 2015 года использование печатей отдельными видами юридических лиц стало необязательным. В связи с этим, если организация планирует в дальнейшем использовать печать, необходимо сведения о ней включить в устав и, как и прежде, заверять ею записи в трудовых книжках, проставлять на трудовых договорах и иных документах. Если печатью пользоваться, но сведений о ней в уставе нет – организация считается не имеющей печати. Если же организация решила больше не пользоваться печатью, вносить изменения в устав нет необходимости, но действующие печати должны быть уничтожены.


[1] Федеральный закон от 08.02.1998 № 14‑ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

[2] Федеральный закон от 26.12.1995 № 208‑ФЗ «Об акционерных обществах» (ред. от 22.12.2014).

Источник: Журнал "Отдел кадров коммерческой организации"

Начать дискуссию

Иностранные банки закрыли инвесторам из РФ доступ к статусу их ценных бумаг

Российские инвесторы не смогут перевести свои активы в отечественные депозитарии и участвовать в замещении облигаций.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Медицинское освидетельствование иностранных граждан в России

Почти все иностранные граждане обязаны регулярно проходить медицинские обследования. Без них находиться на территории России нельзя. Расскажем о том, как иностранному гражданину пройти обязательное медицинское освидетельствование.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

😷 С 2026 года самозанятые смогут получать больничные пособия. Но могут быть злоупотребления, считает эксперт

Самозанятым позволят добровольно отчислять средства в Соцфонд, из которых сформируется база для выплаты больничных пособий.

117
Лучшие спикеры, новый каждый день

Названа самая быстро развивающаяся отрасль российской экономики

ИТ-отрасль заняла 1-е место по темпам роста ключевых показателей за 4 года среди всех крупных отраслей экономики России.

Так ли страшен налоговый мониторинг? Теперь читатели «Клерка» узнают больше об этом виде контроля

На «Клерке» есть полезный блог компании ДРТ, которая знает все о налоговом мониторинге. Читатели могут в любой момент уточнить важную информацию в комментариях.

Так ли страшен налоговый мониторинг? Теперь читатели «Клерка» узнают больше об этом виде контроля
117

Самозанятый vs ИП. С кем заказчику выгоднее сотрудничать

Очевидного ответа, с кем выгоднее сотрудничать — с самозанятыми или ИП — нет. И те, и те самостоятельно платят налог с вознаграждения. А вот в чем нюансы сотрудничества — разберем подробнее.

Самозанятый vs ИП. С кем заказчику выгоднее сотрудничать
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

🧠Пятничный мозгонапрягатель. Бухгалтер, отвлекись от работы

Бухгалтера, давайте напряжем бул... извилины и поищем предметы.

🧠Пятничный мозгонапрягатель. Бухгалтер, отвлекись от работы
21
101
ФСБУ НМА

Расходы на актив, не признанный НМА, учитывают по ПБУ 10/99

Компания понесла расходы, которые в бухучете не связаны с созданием нематериального актива. Значит, их не надо учитывать по нормам ФСБУ 14/2022.

Бизнес в новых регионах за 2024 год платит два из трех имущественных налогов

Имущественные налоги устанавливаются Налоговым кодексом и региональными и местными законами. В новых регионах эти налоги могут быть введены с 01.01.2024.

Мемы от великих художников. Пятничный пост для поднятия настроения

Продолжаем собирать мемы от великих художников. Ловите подборку картин, которые отлично подходят для бухгалтерских и не только мемов.

Мемы от великих художников. Пятничный пост для поднятия настроения
150

Смена профессии: как бухгалтеру перебороть страх перемен

Бухгалтер — одна из популярных и востребованных профессий, но одновременно с этим одна из самых ответственных и напряженных. Выгорания случаются у бухгалтеров достаточно часто, и в эти минуты приходят мысли о смене профессии. Как быть, если сердце требует перемен, а разум переживает за благосостояние?

Смена профессии: как бухгалтеру перебороть страх перемен
1
661

День отдыха за работу в выходной оплате не подлежит, но оплатить его надо

Если сотрудник в прошлом месяце работал в выходной день, а в текущем взял отгул, то ему надо оплатить полный оклад, хотя работать он будет на 1 день меньше.

108
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

У иностранных инвесторов будет упрощенный порядок оформления виз в РФ

За инвестиции в российскую экономику от 50 млн рублей иностранные предприниматели смогут получать многократные деловые визы в РФ.

О праве на вычет НДС, уплаченного в качестве налогового агента, в случае расторжения договора

Вправе ли организация принять к вычету НДС, исчисленный с суммы уплаченного аванса, в 1 квартале 2024 года, поскольку с момента расторжения договора не прошло года? Рассказывает Коллегия налоговых консультантов.

Переходный период закончился: как платить налоги в 2024 году

В 2023 году система расчетов с бюджетом претерпела существенные изменения. Закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ внес поправки в НК. Появилось понятие Единого налогового счета (ЕНС). Каждому налогоплательщику, будь то физлицо, ИП или компания, открыт единый налоговый счет, на котором учитываются все расчеты с бюджетом, касающиеся уплаты налогов и взносов.

Переходный период закончился: как платить налоги в 2024 году

Тест: понимаете ли вы бухгалтерские термины. Выпуск 2

Проверьте свои знания в области бухгалтерской терминологии. Сегодня тест посвящен активам и пассивам.

Тест: понимаете ли вы бухгалтерские термины. Выпуск 2
10
105

👀 «Клерк» на YouTube смотрят уже больше 5000 человек!

На нашем ютуб-канале вы найдете крутые налоговые и бухгалтерские новости. Подкасты про финансы и инвестиции, а также вебинары для бухгалтеров и кадровиков.

35

Аргументы для повышения стоимости бухгалтерского обслуживания

Продолжаем серию статей про то, как организовать работу по повышению стоимости бухгалтерских услуг. В рамках предыдущей статьи мы рассмотрели вопросы о том, как подготовиться к повышению цен, а также насколько сильно допустимо поднимать стоимость обслуживания клиентам. Теперь нам предстоит поговорить о том, какие аргументы использовать для согласования повышения стоимости, а также рассмотреть важные аспекты психологии принятия решений клиентом.

Аргументы для повышения стоимости бухгалтерского обслуживания

Минфин засекретил часть расходов федерального бюджета

За 2023 год расходы федерального бюджета составили 32,35 трлн рублей, на доходы пришлось 29,12 трлн. Дефицит бюджета составил почти 3,23 трлн рублей.

Интересные материалы

Банкротство иностранцев в России. Трансграничное банкротство в каждый дом!

До 2022 года большинство сделок в России структурировалось с участием иностранных компаний на Кипре, на БВО. Не в последнюю очередь это делалось для налоговой оптимизации и сокрытия источника происхождения денег. Если проект не взлетит, кредиторы могут направлять письма на деревню дедушке в Лимасоле.