В июле 2017 вступили в силу поправки к 214-ФЗ и это затронет всех застройщиков в России

В июле 2017 года начинает функционировать большая часть поправок к 214-ФЗ. Лариса Гильмутдинова, член Общественного совета при ИГСН по новосибирскому региону, поведала в интервью РБК о том, чего следует ожидать от этих нововведений участникам строительного рынка Российской Федерации.

По ее словам, как и всегда в подобных случаях, законодательная власть дала застройщикам время на то, чтобы они успели подготовиться к новым правовым нормам. Примерно та же ситуация наблюдалась в 2005 году: базовая версия закона №214 вступила в силу не сразу, поэтому у всех желающих было время получить разрешение на строительство, чтобы на их новые проекты не распространялось действие новеллы. Затем это повторилось в 2013, когда был принят Закон о страховании ответственности застройщика в рамках гражданского кодекса. Тогда у отдельных компаний был своеобразный «иммунитет» от положений 294-ФЗ, продлившийся вплоть до конца 2016 года.

По мнению Л. Гильмутдиновой сейчас ситуация обстоит несколько сложнее, ведь нынешние нововведения значительно жестче и масштабнее предыдущих. Государство усиливает защиту интересов граждан и при этом способствует монополизации строительного сектора, предоставляя возможность крупным компаниям заполнить собой практически весь рынок. Одновременно значительно упрочняются позиции нынешних лидеров, отсеивается мелкий и средний бизнес, минимизируется вероятность появления новых крупных игроков. И все это происходит в условиях, когда общее падение отрасли уже который год составляет более 20%.

Тем не менее, Л. Гильмутдинова считает, что благодаря вступившим в силу поправкам территория Крымского полуострова в целом и Севастополя в частности могла бы в ближайшие годы стать привлекательной для застройщиков. Ведь именно здесь у этой законодательной новеллы был шанс проявить себя во всей красе, привнести реальный рост экономику, продемонстрировать на примере одного региона успешность данной инициативы сверху при правильном ее применении.

Однако, ряд иных экспертов сходится во мнении, что и в этом направлении намечается ряд сложностей. Конечно, налицо оптимальные условия для реализации проектов в сфере гражданского строительства, реконструкции зданий, капремонта жилого фонда. Опять же, отсутствует конкуренция с иностранными компаниями, что немаловажно. Но крупный российский капитал опасается напрямую инвестировать в крымские проекты из-за риска попасть под санкции.

А мелкому и среднему бизнесу, как уже было сказано ранее, сложно будет удерживаться в строительной отрасли из-за новых поправок к 214-ФЗ. Но и это не самые главные проблемы. Ситуацию усугубляют отсутствие градостроительной документации, крайне плохая координация с центром, а также большое количество самозахватов земель, самовольных построек, из-за чего нередко возникают конфликтные ситуации.

Не стоит забывать, что там, где не может развернуться крупный строительный холдинг, всегда появляется множество предприимчивых мелких бизнесменов, готовых брать заказы на любые объемы работ за меньшие деньги. В частности, это отлично стимулирует сферу ритейла стройматериалов, создает возможность дробления крупных проектов, повышает спрос на выполнение мелкобытовых ремонтных работ. Хуже продаются дорогостоящие крупногабаритные товары, зато потребитель чаще и охотнее приобретает всякую мелочь (про запас, опасаясь роста цен): фитинги, смесители и детали к ним, аксессуары для кухонь и ванных комнат и так далее.