Как можно стать жертвой мошенников

В наше время очень легко оказаться введенным в заблуждение и стать фигурантом уголовного дела о мошенничестве.


Происходит это по двум причинам, во-первых, это жажда наживы и легких денег, во-вторых, это особое отношение к преступлениям о мошенничестве со стороны правоохранителей.

Что я имею ввиду? В век стремительных технологий и бешенного темпа ВВП, человеку хочется по скорее разбогатеть и стать влиятельным. Поэтому идет на все крайние меры и риски для достижения своей основной цели – завладения деньгами любой ценой, не исключая совершение преступлений. При этом обесцениваются такие человеческие ценности как дружба, взаимная поддержка и честность.

Особое отношение правоохранителей к уголовным делам о мошенничестве объясняется, прежде всего, относимостью данного вида преступления к экономическим преступлениям, частота совершения которых неуклонно растет с каждым годом. В 2019 году Генпрокуратура назвала мошенничество одним из самых распространенных видов преступлений, еще в 2017 году мошенничества в России регистрировались каждые три минуты.

По данным МВД России по состоянию на январь 2020 года зарегистрировано 159,2 тыс. преступлений, или на 2,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост регистрируемых преступлений отмечен в 60 субъектах Российской Федерации, снижение – в 25 субъектах. Половину всех зарегистрированных преступлений (50,3%) составляют хищения чужого имущества, совершённые путём: кражи – 54,0 тыс. (+3,1%), мошенничества – 22,2 тыс. (+17,0%), грабежа – 3,5 тыс. (?10,3%), разбоя – 415 (?30,7%).
Характерно, что 16 % из преступлений о мошенничестве совершается в сфере предпринимательства.

Нередки случаи, когда чрезмерный интерес к преступлениям о мошенничестве, вызывает у правоохранителей необоснованное привлечение к данному виду преступлений всех, кто подпадает в поле их зрения, даже лиц со специальным статусом. Возможно, это объясняется желанием поддержать общую статистику преступлений или выполнить задачи, поставленные на селекторном совещании в начале года, когда объявляется год борьбы с каким-либо видом преступлений.

Для специализирующихся адвокатов по мошенничеству возникает непочатый край работы и трудности в квалификации деяния, вызванные нежеланием правоохранителей видеть истинную картину уголовного дела.

Хочу рассказать несколько случаев из своей практики.

Дело происходило в Москве. Все имена вымышленные, но события и места реальные. К адвокату по гражданским делам по телефону через сеть интернет обратился потенциальный доверитель с просьбой сопроводить генерального директора коммерческой фирмы в Банк для снятия денежных средств с расчетного счета, объяснив сложность тем, что Банк отказывает в выдаче денежных средств и закрытии расчетного счета. Доверитель, сославшись на срочный характер поручения, заключил соглашение по электронной форме и произвел оплату на расчетный счет адвоката. Связь с адвокатом держал заочно, по телефону.

Адвокат тут же приступил к исполнению поручения и выехал в Банк «А» на встречу с генеральным директором Ивановым. Перед входом немного посоветовавших о тактике поведения и позиции, адвокат, совместно с директором, прошли в Банк и стали обсуждать с менеджером Банка условия снятия денежных средств и закрытия расчетного счета юридического лица. Менеджер Банка сославшись на некие трудности пригласил сотрудников службы безопасности Банка, которые подвергли сомнению личность генерального директора и заподозрили его в «номинальности». Присутствовавший при этом адвокат ничего не подозревал и не имел представлений о подобных обстоятельствах.

Сотрудники службы безопасности Банка попросили подождать некоторое время пока идет проверка документов и директор Иванов с адвокатом проследовали к выходу. При выходе из Банка они оба были задержаны сотрудниками ФСБ и ОЭБиПК. Правоохранители сообщили, что операции с данного расчетного счета, а так же деятельность указанного юридического лица давно привлекли их внимание и что генеральный директор является «номинальным», неизвестные лица с его помощью совершали мошенничество и обналичивание денежных средств с использованием операций по данному расчетному счету. По счастливому стечению обстоятельств, сотрудники правоохранительных органов не заинтересовались личностью адвоката как фигуранта по делу о мошенничестве, а ограничились «номинальным директором» юридического лица и после продолжительной беседы, вопросов к авдокату более не имели. Так, адвокату удалось избежать необоснованного привлечения к ответственности по мошенничеству в качестве соучастника.


В другом случае, адвокату не удалось избежать привлечения к уголовной ответственности по мошенничеству.

Адвокат С не специализирующийся по гражданским делам попросил у коллеги адвоката Б занимающегося гражданскими делами посмотреть материалы одного дела, предоставленного неким доверителем по вопросу признания права собственности на жилое помещение. Адвокат Б просмотрев материалы, увидел перспективу в деле и сообщил С что мог бы заняться этим делом. Тогда С предоставил доверенность от имени доверителя и имеющиеся в его распоряжении документы, передал гонорар за ведение гражданского дела в суде.


Адвокат Б принял поручение и произвел ряд процессуальных действий по делу: направлял запросы в различные инстанции, составил гражданский иск в суд, участвовал в судебных слушаниях по делу в первой и апелляционной инстанциях. Выиграв дело, Б исполнил поручение в полном объеме.

Спустя более года, адвокат был обвинен в мошенничестве в приобретении третьими лицами права на жилое помещение – квартиру. Следствие сочло, что адвокат Б подделал подпись на исковом заявлении от имени умершей доверительницы, просудился в суде, выиграл дело и приобрел для третьих лиц право собственности на жилое помещение – квартиру, при этом, выполняя свою роль в преступном сообществе, получил свое вознаграждение.

Между тем, по фактическим обстоятельствам, адвокат не подписывал исковое заявление от имени доверительницы, а уж тем более не мог знать, что она скончалась, имея на руках доверенность, которую ему передал С. На основании указанной доверенности, адвокат исполнял свои профессиональные обязанности по оказанию юридической помощи. Не интересовался иными вопросами в связи с наличием доверительных отношений со своим коллегой С. и за это поплатился своей свободой.

Как видим, от таких случайностей в жизни никто не застрахован. Что говорить о простых людях, не имеющих специальных познаний, если на уловку и хитрость мошенников попался сам адвокат.

Опыт адвокатов по уголовным делам подсказывает, что при соприкосновении с подобными делами, никак не обойтись без участия специалистов, будь то в сфере недвижимости или банковской сфере. Никогда не стоит экономить на профессиональных услугах юриста или адвоката, поскольку такая экономия обходится значительно дороже – свободой.



Случаев мошенничества с обычными гражданами мы знаем не меньше.

К примеру, популярным видом мошенничества является электронное или телефонное мошенничество, когда неизвестные лица звонят Вам и представляются сотрудниками Банка, для проверки данных о достоверности произведенных денежных переводов просят сообщить им конфиденциальную информацию по Вашему счету или кредитной карте. Конечно же, этого делать не следует, но некоторые граждане доверчивы и в результате с их банковского счета происходит списание значительных средств.


Другим видом мошенничества является дистанционная реализация биологически активных добавок через колл центры по всей стране. В большинстве случаев страдают лица пожилого возраста, которые становятся жертвами мошенников, реализующих пищевые добавки под видом лекарственных средств, способных вылечить многочисленные болезни пенсионеров. Для большей убедительности, мошенники транслировали рекламу на центральных каналах телевидения. Пожилым людям, позвонившим в колл центры обещали излечения от всех заболеваний после покупки и приема одного или нескольких курсов продаваемых ими препаратов. Пенсионеры зачастую тратили все свои сбережения на приобретение данных препаратов. Когда препараты не давали никакого положительного эффекта, сотрудники колл центра говорили, что вероятно были нарушены правила приема препаратов и что необходимо заново приобрести препараты и пройти новый курс их приема. Ущерб по таким продажам для пенсионеров доходил до значительных сумм – до 1 мл. р.



В описанных выше действиях сложно усмотреть признаки мошенничества, поскольку граждане добровольно приобретали препараты, самостоятельно производили платежи и сообщали персональные данные. Однако, при профессиональном участии в деле адвоката по 159 УК в интересах потерпевшего, доказать факт злоупотребления доверием возможно. Результатами такого участия могут стать возбуждение уголовного дела о мошенничестве, привлечение виновных лиц к ответственности и возмещение ущерба в рамках уголовного дела.


#мошенничество #уголовный адвокат
Председатель КА Москвы «Шериев и партнеры»
А. Н. Шериев