Клерк.Ру

Михаил Лапушинский, основатель ресурса Банкир.Ру и сайта NDFLka.ru. Фото Бориса Мальцева, ИА "Клерк.Ру"

Возвращение подоходного налога: миссия выполнима

1860

Полтора года назад основатель ресурса Банкир.Ру Михаил Лапушинский пополнил семейство своих интернет-проектов сайтом NDFLka.ru. Название у сайта говорящее – это онлайн-сервис, который помогает людям заполнять декларацию 3-НДФЛ. Есть ли в России критическая масса клиентов, которые хотят платить налоги правильно? Лапушинский уверен, что есть. В этом он попробовал убедить своего коллегу и земляка из Краснодара, руководителя и основателя Клерк.Ру Бориса Мальцева.

Для справки:

Проект NDFLka.ru стартовал в начале 2014 года. В конце марта 2015-го Лапушинский в числе прочих интернет-стартаперов, пользующихся поддержкой Фонда развития интернет-инициатив, получил аудиенцию у президента России Владимира Путина. А уже через неделю после встречи с президентом он убеждал в правильности своих идей руководителя ФНС Михаила Мишустина.

- Миш, а почему ты считаешь, что обычные физические лица готовы оплачивать услуги консультанта по составлению декларации?

- Ну, какое-то количество физлиц делает это прямо сейчас, тут и доказывать ничего не надо. Другое дело, что сегодня налоговые вычеты для граждан не имеют того значения, которое могли бы иметь. Сколько лет их уже не увеличивали? Учеба, лечение, социальные вычеты - их можно назвать, скорее, символическими. Самый большой вычет – при покупке недвижимости, но и его зачем-то ограничивают сверху двумя миллионами рублей. Я Путину так и сказал: в итоге у людей нет стимула требовать у своих работодателей белую зарплату. Банки-то, как известно, выдают кредиты и по «серой».

Сборы НДФЛ, по статистике, уже обогнали налог на прибыль, догоняют НДС и НДПИ. Конечно, таможня лучше всего дает деньги, потому что проще администрировать, но НДФЛ даже в период кризиса не падает, а растет. Уже сейчас в Госдуме обсуждают возможность его увеличения до 16%. Но прежде чем поднимать налог, нужно сначала научить людей управлять своими финансами.

Я уверен, что если государство повысит размер вычетов, расширит их состав – люди будут требовать белую зарплату. У нас каждый год подают на миллион 3-НДФЛ больше, общее число деклараций в прошлом году дошло уже до 10 миллионов. А ведь получать налоговые вычеты могли бы еще миллионов пятнадцать человек, но они такой возможностью не пользуются. И мотивации нет, да и не знают они об этом.

- Ну, как бы то ни было, но сегмент этот в интернете активно разрабатывается. NDFLka же далеко не единственный сервис такого рода.

- Не единственный. Таких сервисов, как наш, в Рунете несколько. Но мы делаем ставку на «человеческий» подход, на личных консультантов, практически ручную работу, а не только на выверенную систему заранее записанных вопросов и ответов.

На сайте ФНС есть программа для заполнения 3-НДФЛ (после нас уже появилась). Она нас очень радует. И все равно мы считаем, что у каждого россиянина рано или поздно будет свой налоговый консультант. Мы развиваем сервис по коммуникации физика и личного консультанта. Проблема, конечно, в том, что физик не привык платить напрямую. Его обирают через процентные ставки, через дикую ипотеку валютную, но ему не хочется платить определенную сумму за декларацию, которая позволит ему вернуть несколько десятков тысяч рублей. Для потребителя сложно понять, почему он должен за это платить. Но те клиенты, которые приходят второй-третий раз -для них вопросов нет, они уже все понимают.

Консультируем и в онлайне, и по телефону. Пока клиент только зарегистрировался, он может задавать публичные вопросы. Когда он делает личную декларацию, общение должно становиться более приватным – в приватном чате. В принципе, если клиент хочет, чтобы мы заполнили декларацию сами, ему достаточно сфотографировать свои документы, мы за него все сделаем.

- Так какие перспективы ты видишь для проекта? Будешь ждать, когда в Налоговом кодексе изменятся правила вычетов, и к тебе хлынет новая армии клиентов?

- Это задача-максимум. Но есть и более близкие горизонты. Мы сейчас обслуживаем 500 человек в день, можем обслуживать в десять раз больше. Но ведь дальше все упирается в скорость и удобство передачи декларации.

Сегодня клиент должен печатать свою 3-НДФЛ, потом самостоятельно нести в налоговую. Отправлять декларацию через интернет пока что можно только при наличии ЭЦП – а она есть мало у кого из физлиц. ФНС в этом плане очень большое дело сделали - через несколько месяцев декларацию 3-НДФЛ физические лицо может сдать с бесплатной ЭЦП, получив ее не выходя из дома. Я думаю, что 10-15 миллионов «незадействованных» граждан, которые имеют право на вычет, наконец, начнут это делать.

Мы сейчас пытаемся «встроиться» в этот интерфейс в качестве сервиса второго уровня. Разрабатываем с несколькими банками возможность заполнять декларацию в их личных кабинетах. Но мы все равно должны клиенту помогать и гарантировать ему, что декларация сделана верно.

- Планируешь развивать такое сопровождение как службу частных финансовых консультаций?

- В России это делать тяжело – обычные люди еще не привыкли управлять своими финансами. Слишком много бедных, которым нечем управлять, им бы дожить до зарплаты. Второй момент – та экономика, которая у нас сейчас есть, нас развратила. Если мы покупаем в кредит айфон с жуткой переплатой или берем ипотеку под 15%, о каком управлении финансами может идти речь?

Вот как только физлица начнут управлять своми реальными денежными потоками и видеть, что там происходит на самом деле, тогда на первый план выйдут сервисы, подобные нашему. А пока приходится начинать с малого. Работаем для тех, кто уже понимает, что небольшой труд по правильному составлению 3-НДФЛ приносит очень конкретную материальную отдачу.

Автор фото, использованных в материале - Борис Мальцев.

Борис Мальцев
Борис Мальцев

руководитель «Клерк.Ру»

Специально для Клерк.Ру

Мнение авторов материалов может не совпадать с мнением редакции.
Мнения
 
Люди которым это нравится