Клерк.Ру

Фото Бориса Мальцева, Клерк.Ру

По прямой дорожке

2168

Безошибочная примета кризиса – это падение объемов торговли. По итогам 2015-го розничный рынок в России, как ожидается, сократится процентов на 15. А вот в прямых продажах (или сетевом маркетинге, кому как больше нравится) дела обстоят ровно противоположным образом. По итогам года здесь ждут роста – и так уж совпало, на те же 15%. В чем тут секрет, корреспонденту Клерк.Ру Сергею Васильеву рассказывает президент Ассоциации прямых продаж, исполнительный директор компании «Мэри Кэй» Тамара Шокарева.

В прошлый кризис Владимир Путин любил называть Россию «тихой гаванью» - у нас, мол, можно спастись от мировых потрясений. Сейчас ситуация, скорее, обратная. Но вот как прямым продажам удается оставаться «тихой гаванью» в штормящем море торговли?

Первое наше преимущество в том, что у нас меньше посредников, короче цепочка между производителем и конечным потребителем.

Цены на товары, конечно, не могли не вырасти, но компании делали это очень аккуратно, ниже инфляции. Чтобы сохранить покупателя, ужались, где только можно, урезали социальные пакеты, бюджеты на командировки, заморозили многие проекты.

Ну а второе - прямые продажи занимают активную позицию. Обычный магазин как может привлекать покупателей? Витрину разукрасить, рекламу повесить, увеличить часы работы. И ждать. А наши распространители не ждут, они сами идут к людям. 

Предпочтения покупателей как-то изменились?

В последний год, что интересно, вновь увеличились темпы роста продаж парфюмерии и косметики. Раньше этот сегмент сужался. Росли продажи товаров для здорового образа жизни, бытовой химии. А сейчас, видимо, заботы о здоровье и чистоте отошли на второй план, народ борется со стрессом. И, как ни странно, сегмент одежды пошел в рост. Тоже, очевидно, снятие стресса для женщин.

Успех прямых продаж зависит не только от того, сколько реализуется продукции, но и того, сколько людей этой реализацией занимается. Кругом увольнения, сокращения. Приток новых продавцов ощущаете?

По сравнению с прошлыми кризисами (1998, 2008-2009) нынешний цикл вообще смотрится не вполне традиционно. Во время кризиса у нас обычно идет сильное падение продаж и заметный рост числа продавцов. Был даже признак определяющий - если количество людей начинает сокращаться, мы видим, что кризис закончился.

В этот раз все немного иначе. О падении продаж в 2015-м, как вы уже в курсе, речи не идет, но и количество распространителей/лояльных покупателей тоже увеличилось не слишком значительно - всего на 7,8%. Притока людей в индустрию я не вижу.

Тамара, а много ли среди ваших продавцов индивидуальных предпринимателей, и как они себя в нынешних условиях чувствуют?

Вообще, для участия в прямых продажах регистрироваться в качестве ИП не обязательно.

В конце концов, от 25 до 75% (в зависимости от компании) тех, с кем мы работаем – это так называемые лояльные покупатели.То есть люди, которые просто приобретают продукцию со скидкой для себя, не для перепродажи. Понятно, что мы – не фискальный орган и не можем отследить, кто и для чего покупает продукцию, но мы всегда разъясняем тем, кто ее у нас приобретает, что регистрация необходима , если вы перепродаете эту продукцию, т.е. занимаетесь предпринимательской деятельностью.

Конечно, не все следуют нашему совету. И для этого есть объективные причины – условия, в которые поставлен микробизнес.

А как же патенты для самозанятых граждан?

Мы очень надеялись, что идея Минэкономразвития РФ о патентах для самозанятых позволит большому числу микропредпринимателей работать легально. Но получается, как всегда, по-другому. Как с платной дорогой на Петербург: там ведь тоже говорили, что плата за проезд будет иной, меньше, чем назначено сейчас. И люди готовы были платить, чтобы не стоять в пробке. А в реальности сделали плату гораздо выше. И для кого эта пустующая трасса сейчас? Для единиц, для тех, кто деньги не считает. Остальные толпятся, как и раньше, на Ленинградке.

И с патентами для самозанятых будет то же самое - могли бы открыть «трассу» для тех, кто хочет работать легально. А в итоге трасса  будет пустая, народ патенты не будет покупать, потому что от уплаты страховых взносов они не освобождают.

Правительство рассчитывало получить крупные деньги - а в итоге не получит ничего.

В предлагаемом варианте патент для самозанятых - мертворожденное дитя. Говорят, что нельзя делать единый платеж, потому что нет инструмента, как разделять эти взносы. Но ведь когда хотят - делают. В Крыму малый бизнес платит 6% в качестве пенсионных взносов и еще 0,1% - на медстрах. Итого 6,1%. А у нас, если посчитать – при малых доходах страховые взносы образуют непосильную нагрузку. 

Социальный блок у нас в правительстве провальный, благодаря им малый бизнес уже потерял в 2013 году более 600 тысяч ИП. Для них, видимо, люди, которые зарабатывают себе на жизнь сами, - это не предприниматели, они вообще не имеют права на существование.

Сергей Васильев,

корреспондент ИА "Клерк.Ру"

Специально для Клерк.Ру

Мнение авторов материалов может не совпадать с мнением редакции.
Мнения
 
Люди которым это нравится