Парадигма......

Чтобы о чем-то спорить или доказывать, оппонентам по правилам риторики требуется хотя бы засинхронизироваться на терминах и определениях. Я уж не говорю о знании предмета. Пардон, но на мой взгляд, истины в этих флеймах никогда найдено не будет. Т.к. когда производитель HASP-эмуляторов и программист говорят о принципах бухучета, то это похоже на рассуждение сапожника и дантиста о соотношении неопределенностей Гейзенберга в квантовой механике. (Это ни к кому конкретно не относится)
919 344

Андрей Куликов

Проблема: Кто-нибудь может внятно сказать
чем отличаются два направления в софте:
а) Управленческое.
б) Финансовое.

О принципах.

И чем эти "направления" определяются?
Чтобы о чем-то спорить или доказывать, оппонентам по правилам риторики требуется хотя бы засинхронизироваться на терминах и определениях. Я уж не говорю о знании предмета. Пардон, но на мой взгляд, истины в этих флеймах никогда найдено не будет. Т.к. когда производитель HASP-эмуляторов и программист говорят о принципах бухучета, то это похоже на рассуждение сапожника и дантиста о соотношении неопределенностей Гейзенберга в квантовой механике. (Это ни к кому конкретно не относится)

Поэтому исподобился я и открыл Ван_Бреда и решил загрузить немного цитат, да и от себя кой-чего откомментировать. Но если Хендриксен и Ван-Бреда и FASB с ними звонят со своей бухгалтерской колокольни, я буду комментировать с кочки зрения системного анализа. Первое что приходит на ум при упоминании о принципах это GAAP или IAS. Так вот мужики зарубите на носу. Двойная запись это не принцип, а парадигма. А вот принципы в GAAP это: "..конвенции (соглашения) о правилах и процедурах, определяющих в некоторый момент времени учетную политику предприятия".

Но рассуждая о принципах системно, придется поднимать всю пирамиду иерархии элементов концептуальной основы финансового учета и отчетности. Пирамида же финансового учета является составной частью общей Управленческой Информационной системы или благозвучнее Информационной Системы Управления (ИСУ) или MIS (managamet information sistem) фирмы.

Итак, о пирамиде элементов концептуальной основы в терминах FASB:

1. Цели - "нечто предстоящее, к чему слудует стремиться, т.е. намерение того или иного действия, задача." Далее идет более обширное определение финансовой отчетности и требований к ней по удовлетворению интересов круга лиц - инвесторов, собственников, управленцев и т.д. С системной же точки в целом, целью учета является предоставление управленцам информации для принятия необходимых управленческих решений. То бишь убийстве энтропии. Об этом хорошо у С.Бира почитать "Мозг фирмы".

2. Необходимая информация и ее качественные характеристики - "атрибуты учетной информации, которые имеют тенденцию повышать свою полезность. Такими характеристиками могут быть - а) устойчивость во времени;
б) применимость на всех фирмах - распространимость;
г) выполнимость, т.е. пригодность к применению и восприимчивость к обЪективному контролю."

Далее говорится о Свойствах информации. Границы свойств - снизу Существенность как уровень признания, сверху "прибыль выше затрат" как уровень всеобЪемлющего ограничения. А внутри - релевантность, репрезентативность, сравнимость, своевременность, независимость и т.д. как свойства. Тут комментировать нечего - азы теории информации и управления.

3. Принципы. О они где! На третьем уровне. "Положения, лежащие в основе определения размеров (оценок) фактов хозяйственной жизни и раскрывающие их в такой форме, в которой они имеют смысл (!) для пользователей учетной информации. Принципы могут включать в себя определения таких понятий как 'хоз.еденица' -'accounting enity', 'активы'-'assets', 'расход', 'реализация' и т.д." Сюда же относятся принципы консерватизма, осмотрительности, действующего предприятия и т.д.

4. Стандарты (!) - " представляют общие решения проблем учета" .
5. Интерпретация - "вносит ясность".
6. Практика - "средство достижения основной цели".

4-5-6 no comment. Вернемся к принципам. На "принципах бухучета" строится только бухучет. И весь он служит целям управления. В зависимости от задач управления учет может быть налоговым, финансовым и управленческим. Вот в этом месте и зарыта семантическая собака. Вроде бы весь бухучет управленческий, а тут внутри еще об управлении говорится. Но все встанет на свои места если разделить пользователей учета и его особенности. Так для налогового учета не требуется режим ажура (реального масштаба времени) а в финансовом учете не требуется оценка активов в ликвидных ценах. Для управленческого же учета, наоборот.

В управлении подразумевается следующий цикл: контроль-анализ-планирование-исполнение. Будь это фирма или самолет везде эта квадрилья будет присутствовать. В управлении фирмой, функции контроля выполняет бухгалтерский учет, к стати в Германии так и именуется "контроллинг", и в зависимости от задач управления он будет финансовый, налоговый или управленческий. В управлении ракетой это телеметрия. В телеметрии тоже есть свой журнал хояйственных операций. И везде понятие "оперативность" применительно к учету, понятие не уместно. Даже налоговый учет должен быть оперативный, как не странно. И хотя анализа требует и не оперативного, тем не менее, его "неоперативность" приводит к повышенным издержкам на анализ.

Позиционируя софт как "управленческий" или "бухгалтерский", значит изначально ограничивать пользователя. Софт должен служить единой задаче - управлению.



Комментарии

3
  • Хранитель_врат
    цикл управления на самом деле подлиннее.
    целеполагание-планирование-исполнение-контроль-анализ-корректировка.
    впрочем, это не очень принципиально. принципиально то, что каждый из элементов цикла содержит точно такой же цикл управления. а это создает в свою очередь структуру латентности системы. таким образом, понятие "оперативность" имеет различный смысл на различных уровнях. уровень управленческих решений находится на самом высоком уровне. уровень финансовых - чуть ниже. уровень отчетно-фискальных - еще ниже. поэтому структура учетных регистров построена так, чтобы каждое действие, каждый цикл самого нижнего уровня сначала изменяли итоги управленческих регистров, затем финансовых, а лишь затем - отчетно-фискальных. и в этом таится проблема. срез итогов является нерегулярным. а значит - несопоставимым. поэтому существует разница в анализе экономическом и финансовом. экономический анализ имеет цикл восстановления точности. финансовый анализ точен на любой момент времени. финансовый анализ имеет цикл восстановления достоверности. экономический анализ достоверен в любой момент времени.
    но, в целом, это мало имеет отношения к понятиям финансового и управленческого учета в конфигурациях 1с. потому как там это чисто технические (ну, немножко методологические) термины.
  • Хранитель_врат
    жуется, пережевывается, дуется очередной мыльный пузырь управленческий, финансовый учеты. кому они нужны, только их корыстным прародителям и их последователям. бухгалтерский, налоговый узаконены, обязательны и с ними приходится считаться. а все остальное следует делать по уму без всяких лишних слов, но если требуется защитить диссертацию, то здесь слова управленческий и т.п. будут весьма кстати.

До 1 апреля надо сдать бухотчетность за 2023 год

Организации на всех режимах налогообложения должны сдавать бухгалтерскую отчетность не позднее 3-ех месяцев после окончания отчетного года. Срок сдачи за 2023 год – 01.04.2024.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
ПСН

🔨 ИП на ПСН должен сам оказывать услуги, а не перезаказывать их у других ИП. Эксперт: достаточно спорная позиция Минфина

Заключение предпринимателем договоров субподряда с другими ИП не вписывается в рамки патента.

66

ТОП-15 курсов по 1С:Документоборот (делопроизводство) в 2024 году

В этой статье мы собрали платные и бесплатные курсы по 1С:Документообороту.

ТОП-15 курсов по 1С:Документоборот (делопроизводство) в 2024 году
Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

Клиенты ВТБ будут получать кешбэк в рублях

ВТБ по программе мультибонусов будет начислять кешбэк в реальных рублях. Клиенты могут установить избранные категории товаров для получения повышенных бонусов до 25% с покупок.

🏃 Какие выплаты положены работнику при увольнении переводом. Эксперт: допвыплаты на уровне закона были бы странными

Если сотрудник увольняется переводом к другому работодателю, то никаких выходных пособий и компенсаций в ТК за это не предусмотрено.

127

Инвесторы жалуются на «Лукойл» из-за сокрытия финансовой отчетности

Компания в отчетности по МСФО за 2023 год не сравнила результаты с прошлым годом, ссылаясь на постановление, которое перестало действовать.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Верховный Суд поддержал рекомендации Роспотребнадзора обеспечивать водой и спецодеждой работающих в жару

ВС РФ признал законными Рекомендации по работе в условиях сильной жары и повышенных температур, изданные Роспотребнадзором.

Бесплатно с Кадры

Кадровое законодательство 2024: изменения и дополнения. Мини-курс с видео, конспектом и тестами

Обо всех изменениях кадрового законодательства, нововведениях в ТК, нюансах заполнения ЕФС-1 и новых формах налоговой отчетности рассказываем в мини-курсе.

Кадровое законодательство 2024: изменения и дополнения. Мини-курс с видео, конспектом и тестами

Прокуратора может изъять акции «Макфы» в пользу государства

Прокуроры доказывают в суде, что производство макаронных изделий под брендом «Макфа» имеет коррупционное происхождение. Их бенефициары вели бизнес, работая в органах госвласти.

87
ЭДО

Минтранс хочет провести эксперимент с переходом на ЭДО грузоперевозок на всех видах транспорта

Проведение эксперимента по переходу на электронный документооборот затронет грузоперевозки автомобильным, морским, речным, железнодорожным и воздушным видами транспорта.

Что ест бухгалтер. Давно не ели десертов

Лекарство от негатива. Тирамису — самый популярный в мире десерт.

Что ест бухгалтер. Давно не ели десертов
122
Банки

Приложение Райффайзенбанка снова работает

Специалисты устранили внутреннюю техническую ошибку, которая не позволяла клиентам отправить деньги.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как нанять толкового бухгалтера в компанию: рекомендации экспертов

Ошибки бухгалтера приводят организацию к лишним затратам и огромным штрафам, а в особенно тяжелых случаях могут довести до ликвидации компании. Как же не допустить этого и нанять хорошего специалиста? Составили инструкцию для руководителей с комментариями наших экспертов.

Как нанять толкового бухгалтера в компанию: рекомендации экспертов
2
84

с 1 апреля 2024 года меняются правила работы с госзакупками: все переходят на цифровой контракт. Кто и в какой форме должен его составлять

С 1 апреля у заказчиков на госзакупках появляются новые обязательства. Теперь после проведения тендера они должны заключать цифровой контракт в единой информационной системе.

Иллюстрация: Вера Ревина, Клерк.ру

Верховный Суд защитил недвижимость предпринимателя от притязаний церкви

Коммерсант много лет добросовестного использовал для сельского хозяйства арендованный земельный участок, на который вдруг стала претендовать РПЦ.

2
108

ФРМР: обязательная регистрация (до 01.04.2024) медицинских и фармацевтических работников

Медицинские и фармацевтические работники, а также лица, которые обучаются медицинским и фармацевтическим специальностям, должны зарегистрироваться в ФРМР. Разбираемся в этой подсистеме ЕГИСЗ.

ФРМР: обязательная регистрация (до 01.04.2024) медицинских и фармацевтических работников

Управление персоналом. Принципы управления человеческим ресурсом

Даже при условии стремительного развития автоматизации в бизнесе еще невозможно отказаться от человека. От персонала требуется обслуживание оборудования, предоставление консультационных услуг, ведь машины пока не обладают теми способностями для разъяснения сложных вопросов, как это способен сделать человек.

Управление персоналом. Принципы управления человеческим ресурсом

🔥 Четыре новые онлайн-курса этой весны уже в подписке Клерк.Премиум!

Оформите годовую подписку Клерк.Премиум со скидкой 50% за 9900 рублей и получите доступ к самым свежим материалам и курсам!

Российский экологический оператор: нужно отказаться от пластиковых бонусных карт и бумажных чеков

В РЭО создали концепцию по сокращению отходов. Экологи, Минприроды и ФНС поддерживают идею перейти на электронные чеки и не печатать бумажные.

159

Интересные материалы

С какими страхами сталкиваются предприниматели. Чего боятся успешные люди

По данным ВЦИОМ, те или иные фобии есть у каждого восьмого жителя России. Предприниматели, в том числе достигшие определенных высот – не исключение. Почему страх нельзя отрицать, и какие чаще всего преследуют людей в бизнесе.

С какими страхами сталкиваются предприниматели. Чего боятся успешные люди
1
239