Пишем сами.Трудности, возникающие при написании корпоративных систем силами программистов предприятия

Вообще говоря, решиться написать полноценную корпоративную систему, отвечающею всем (или хотя бы большей части) нуждам предприятия, способны только смелые люди. Ведь шаг этот достаточно рисковый. А при создании самой системы программисты обычно наталкиваются на такое количество "подводных камней", что чаще всего сама эта идея затухает в самом начале её реализации.

Пишем сами Трудности, возникающие при написании корпоративных систем силами программистов предприятия

Вячеслав Ковалев,
tjern@mcsa.ru

Вообще говоря, решиться написать полноценную корпоративную систему, отвечающею всем (или хотя бы большей части) нуждам предприятия, способны только смелые люди. Ведь шаг этот достаточно рисковый. А при создании самой системы программисты обычно наталкиваются на такое количество "подводных камней", что чаще всего сама эта идея затухает в самом начале её реализации.

О том, что лучше - использовать ли готовую систему, лишь настроив её для существующего учета на предприятии (либо наоборот, подстроив сам учет) или заняться разработкой собственной системы, мы спорить не будем. Поговорим лишь о тех, очевидных трудностях, с которыми придется столкнуться в процессе работы над системой. О самых очевидных, ибо на самом деле в каждом конкретном случае, их может быть великое множество, и зависят они от конкретной организации, налаженных или наоборот разлаженных внутренних процессов и даже от личных пристрастий тех или иных руководителей.

Для начала несколько тезисов, исходя из которых обычно и принимаются решения о написание корпоративной системы "внутри" предприятия, а не закупки и настройки готовой. Есть тут как субЪективные, так и обЪективные факторы.

Один из первых факторов (который, может быть, как бы странно это не звучало, быть как субЪективным, так и обЪективным) является то, что существующие на рынке системы не удовлетворяют руководство или конечных пользователей предприятия. Это может быть связано как с тем, что пользователи просто-напросто старается переложить ответственность с себя на программистов. Привыкнув работать в конкретной программе, они не испытывают особого желания обучаться новым навыкам и "просят" чтобы программисты написали что-то похожие, но может быть с улучшенным интерфейсом или с дополнительными, отсутствующими в конкретной сторонней программе, функциями. Конечно, такое далеко не обЪективное мнение, не может служить поводом для начала работ по написанию "внутренней" корпоративной системы, но зачастую случается именно так. Понятно, что прежде чем решиться на такой ответственный шаг, как написание достаточно сложной и требующий больших затрат системы нелишне досконально (насколько это возможно) изучить существующие на рынке предложения. А вот если действительно существующие программные продукты никак не вяжутся с логикой внутренних процессов предприятия, то стоит задуматься о разработке своего продукта. Да и в этом случае, может оказаться более приемлемым тот вариант, когда существующая на рынке система будет доводиться до "ума" после.

Почему так? Хотя бы потому, что пока программисты будут одолевать бастионы программирования, создавая сносную, рабочую версию программы, реализуя пока лишь основные, базовые принципы, та самая программа, от закупки которой отказались в начале может обзавестись необходимым отсутствующим модулем. Тогда возможно придется забросить собственную разработку и приобрести внешний продукт, который к тому же будет уже пригоден к коммерческой эксплуатации, в отличие от неготовой и сырой внутренней разработки. Двойные расходы.

Вообще надо изначально понимать, что разработка и внедрение сложной системы требует достаточно продолжительного времени, которое мерить нужно не месяцами, а годами. Какой бы не были квалификации программисты, разработка столь полномасштабных проектов, как корпоративная система, требует много времени. Пара-тройка лет, как минимум. Поэтому нужно иметь твердую уверенность, что за это время не появиться нужный вам продукт. И не будет ли это дешевле. Конечно, если разработка внутренней системы соизмерима только с зарплатой программистов, то может быть и невелика потеря. Но ведь потраченное время сотрудников - это тоже деньги.

Другой аспект. Часто программу пишут потому, что думают она будет лучше, чем существующие на рынке. Но дело в том, что те программы, которые и есть на рынке - они лучшие. Дело в том, что практически все существующие на российском рынке корпоративные системы имеют корни в таких же кулуарных разработках для конкретного предприятия. Но перед тем как эту систему купите вы, сторонняя программа прошла "откатку" на множестве других предприятий. А вот мучиться с вашей придется вам самим. Учиться дешевле на чужих ошибках.

Теперь о тех "подводных камнях", с которыми придется повоевать программистам. Самый существенный - изначально неверно рассчитанная стратегия написания программы. Может так оказаться, что на каком-то из этапов, окажется, что нужно делать совершенно другую программу. Меняются внешние и внутренние условия. Поэтому перед тем как начать само программирование надо хорошенько позаботиться о том, чтобы структура программы была как можно тщательнее обкатано на бумаге. При этом, даже если в программу нужно будет вносить коренные изменения, сам данный процесс должен быть оговорен еще до начала работы на программой.

Время. При написание больших проектов его нужно много. Желательно - неограниченно. А так как это не реально и понятно, что существуют определенные сроки, то время нужно планировать. Причем жестко и недвусмысленно. И дело не в том, чтобы не выбиться из определенного вначале работ графика. Скорее в том, чтобы выделенное время тратилось именно на то, что было запланировано. Глупо в ходе проекта менять язык программирования или тип сервера баз данных.

Профессионализм. На самом деле может оказаться, что качество написанного проекта будет зависеть не от того насколько профессиональны разработчики, а от верного управления разработкой самого проекта. И это, пожалуй, самый главный "подводный камень" на который наталкивались великолепные команды разработчиков. Программирование больших проектов не имеет никакого отношения к творчеству, это нудный ежедневный монотонный труд, где нужно лишь строго и досконально идти по заранее составленному маршруту. Не многие программисты готовы к этому.

Это конечно не полный перечень возможных проблем при написание больших корпоративных задач. Но мы надеемся, что данную тему продолжим в других статьях.

Комментарии

11
  • Хранитель_врат
    об этом уже было лет 30 тому назад за бугром.стоит ли повторятся,лучше пусть читают книги,кому это нужно.
  • Хранитель_врат
    давно заметил что здесь публикуются разработчики коммерческого софта. но в такой статье (заметке) хотелось бы услышать и противоположную сторону. что ж, половина информации - половина оценки. хорошей :)

⚡️В подписке «Клерк.Премиум» глобальные изменения. Расскажем, что у нас новенького

На этой неделе подписка «Клерк.Премиум» изменилась! В ней теперь есть две бесплатные консультации у наших экспертов и открыт доступ к базе из более чем 20 тыс. уже решенных вопросов. Теперь вы можете сэкономить время на ожидании ответа и найти похожую ситуацию в нашей базе консультаций.

⚡️В подписке «Клерк.Премиум» глобальные изменения. Расскажем, что у нас новенького

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Верховный Суд: ИП из реестра малого бизнеса не может снижать размер штрафов

Особый порядок определения штрафов для бизнеса из категории «малое предприятие» распространяется только на юридических лиц, а не на индивидуальных предпринимателей.

Как в 2024 году оплатить больничный по ГПД

С 2023 года организации и ИП должны уплачивать страховые взносы по гражданско-правовым договорам на случай болезни и материнства исполнителя. Рассказываем, как оплачивается пособие по временной нетрудоспособности таким лицам в 2024 году.

Как в 2024 году оплатить больничный по ГПД
Лучшие спикеры, новый каждый день

При ввозе белорусских товаров надо платить НДС, даже если в Беларуси они необлагаемые

Неважно, какие НДС-льготы есть при реализации товаров в стране ЕАЭС. При ввозе в РФ этих товаров действуют свои правила и свои льготы.

Предварительно известен размер вычета за сдачу норм ГТО

Налоговый вычет по НДФЛ можно будет получить за сдачу норм ГТО.

Про цифровой рубль. Будущее криптовалют в России обещает быть интересным

На прошлой неделе я выступила на конференции посвященной новым технологиям в бухгалтерском деле. Темой моего выступления были криптовалюты и цифровой рубль в частности. Решила поднять эту тему и со своими читателями.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Капитальное строительство разрешат вести без рабочих документов

Кабмин определит перечень строительных работ, которые можно проводить без проектной документации. Это сэкономит застройщикам время и деньги.

Банки

Модульбанк повысил лимит переводов на карты физлиц для селлеров до 30 млн рублей

Клиенты Модульбанка уже могут выпустить цифровую Маркет Карту мгновенно в личном кабинете банка.

Нужно ли уведомлять сотрудников о начале отпуска, если он вне графика

По общему правилу в отпуск работники ходят по графику, а за 2 недели до его начала работодатель уведомляет об этом. Уведомлять надо и в том случае, если сам сотрудник попросил отпуск вне графика.

Отличие субсидиарки от убытков

Почему кому-то конкурсный предъявляет иск об убытках, а кому-то субсидиарку?Чем они отличаются? Какие последствия наступают для ответчиков по таким искам?

Банки начали тестировать сервис «Знай своего криптоклиента»

Пять банков, Центробанк и Росфинмониторинг участвуют в пилотном проекте по выявлению связей обычных денег с криптовалютой.

Роструд разъяснил, в каких случаях работодатель вправе привлекать работников к работе в выходные и праздничные дни

В каких случаях работодатель вправе привлекать сотрудников к работе в выходные и праздничные дни? Как такая работа должна оплачиваться?

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Если при расчете налога на прибыль учитывать прошлые убытки, надо хранить всю старую первичку

Пока убытки прошлых лет идут на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль текущего года, документы, подтверждающие этот убыток, должны храниться.

5 ошибок финдира, котоыре мешают бизнесу расти

Финансовый директор — ключевая фигура в управлении финансами бизнеса, которая отвечает за долгосрочное благополучие предприятия. Но даже самые умелые специалисты могут совершать ошибки, которые мешают компании расти и развиваться.

5 ошибок финдира, котоыре мешают бизнесу расти

Дробление бизнеса

Вопросы «дробления бизнеса» остаются предметом повышенного внимания налоговых органов, такие риски активно выявляются и реализуются. Рассказываем, какие признаки дробления бизнеса выявляет ФНС и что делать, если у группы компаний есть основания для разделения.

Дробление бизнеса
УСН

Если ИП на УСН уведомление по ЕНП сдал, а на взносы 1% не уменьшил: что делать

Письмо ФНС с разрешением уменьшать налог по УСН за 2024 год на взносы 1% за 2024 год вышло в начале апреле. Но некоторые ИП узнали о новых правилах, когда уже посчитали налог и сдали уведомление.

1

❗ Важно: сегодня последний день сдачи налоговой отчетности

По календарю бухгалтера на 25 апреля попадает последний день представления множества основных видов налоговой отчетности, в том числе за 1 квартал 2024 года. А ИП на ОСНО еще и платят за себя аванс по НДФЛ за 1 кв.

3

Совет Федерации не хочет убирать алкоголь из прикассовых зон супермаркетов

Сенаторы указали депутатам на то, что в законе нет термина «прикассовая зона».

☀️ Сегодня последний день акции! Успейте купить курсы по ВЭД, управленке, кадровому учету и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Расширьте список ваших профессиональных навыков: научитесь вест кадровый и управленческий учет, узнайте особенности бухучета при ведении ВЭД и выходите на новый уровень дохода! Сегодня последний день, когда вы можете приобрести онлайн-курс «Профессия бухгалтер с нуля: учет, налоги, 1С» за 3 690 рублей и сделать первый шаг к карьере бухгалтера.

☀️ Сегодня последний день акции! Успейте купить курсы по ВЭД, управленке, кадровому учету и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!
5

Интересные материалы

🔥 Сегодня последний день акции! Успейте купить курсы по ВЭД, управленке, кадровому учету и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Приведите знания в форму! Воспользуйтесь акцией и пройдите топовые онлайн-курсы «Клерка» по ВЭД, кадровому и управленческому учету за 3 690 рублей! Получите повышение и увеличьте свой доход с новыми навыками. Кроме этого, вы можете освоить профессию бухгалтера с нуля также за 3 690 рублей.