Бюджетирование как механизм сохранения стабильности бизнеса

В статье рассказывается, как система бюджетирования предприятия, организованная с помощью программы "1С:Управление производственным предприятием 8", может помочь вести бизнес в период экономического кризиса, моделировать различные варианты развития событий с целью достижения наилучших финансовых показателей.
1,9 тыс. 9

В статье рассказывается, как система бюджетирования предприятия, организованная с помощью программы "1С:Управление производственным предприятием 8", может помочь вести бизнес в период экономического кризиса, моделировать различные варианты развития событий с целью достижения наилучших финансовых показателей.

В кризис планирование критически важно

В периоды активного роста рынка, не всегда у предприятий есть необходимость постоянного и четкого планирования. Еще не так давно мы часто слышали такие утверждения:

  • "Зачем планировать объемы продаж? - Сколько произвели - столько и продали".
  • "А объемы закупок? - Есть потребность - осуществляем закупку товаров и материалов".
  • "План движения денежных средств? - Можно "на глазок" прикинуть, что нужно сделать для положительного денежного потока, в крайнем случае, всегда можно взять недорогой кредит и устранить кассовый разрыв".
  • "Планирование доходов и расходов? - В период роста основным показателем деятельности может являться скорость роста и доля рынка".

Но наступил кризис - спрос падает, кредиты становятся безумно дорогими. И вот в такой ситуации вопрос планирования показателей деятельности предприятия становится критически важным. Необходимо постоянно планировать и отслеживать финансы: сможем ли мы обеспечить производство материалами, сможем ли мы расплатиться с поставщиками и кредиторами, сможем ли мы выплатить заработную плату. Дать ответы на эти вопросы способна внедренная на предприятии система бюджетирования.

С самого начала хочется определиться, что же такое система бюджетирования. В тот момент, когда от отдельных планов (таких как планы продаж, закупок, движения денежных средств, затрат и т.д.) мы переходим к единой системе планирования с возможностью постоянного контроля отклонения фактических показателей от плановых, можно говорить о создании системы бюджетирования на нашем предприятии.

Как же система бюджетирования помогает вести бизнес и достичь наилучших результатов?

Правильно организованная система бюджетирования дает ответ на вопрос "как достичь поставленных целей предприятия, опираясь на контролируемые показатели". Мы хотим обеспечить определенный объем прибыли по итогам года? Необходимо спланировать многие параметры: объем продаж, объем закупок материалов и товаров, себестоимость производимой продукции, объемы финансирования. При этом нужно заплатить зарплату, рассчитаться с поставщиками, заплатить налоги. Сбалансировав эти (и многие другие) показатели мы можем понять, как должно работать наше предприятие, чтобы достичь поставленной цели (и достижима ли она). Причем, получив список показателей и их планируемые значения, менеджмент предприятия должен иметь возможность оперативно следить "всё ли идет по плану" (проводить план-фактный анализ) и в случаях отклонения плановых показателей от фактических, активно анализировать причины отклонения и то, как они могут повлиять на достижение конечной цели. После проведения анализа, необходимо корректировать все планы с учетом новой информации (реальных фактических данных). Имея работающую систему бюджетирования, руководитель понимает, что все под контролем и ничего не упущено. В условиях колоссального количества показателей, которые необходимо планировать и отслеживать, невозможно организовать грамотную систему бюджетирования без автоматизации.

Вопрос, какой программный продукт выбрать для автоматизации системы бюджетирования каждый решает сам. Огромным достоинством программного продукта "1С:Управление производственным предприятием 8" является возможность в рамках одной программы осуществлять и планирование показателей, и автоматическое их сравнение с фактическими данными управленческой системы. В числе возможностей и инструментов, которые предоставляет подсистема бюджетирования:

  • Простой и мощный механизм формирования отчетов
  • Количество показателей бюджетов в программе не ограничено - пользователь может добавлять произвольные. Можно применять самые разнообразные методики построения бюджетов не внося изменений в программу.
  • Формирование различных версий бюджетов
  • Одни и те же бюджеты могут строиться в разрезе различных сценариев (как пример, пессимистичный, оптимистичный, реалистичный), могут создаваться бюджеты с разной детализацией по периодам (месячные, квартальные, годовые и т.д.) и разной аналитикой (с расшифровкой показателей до конкретных контрагентов, позиций номенклатуры, проектов и т.д.)
  • Оперативное получение данных
  • Подсистема "Бюджетирование" в "1С:Управление производственным предприятием 8" может использоваться самостоятельно или совместно с другими подсистемами. Используя ее совместно с другими подсистемами (Бухгалтерский учет, Управление торговлей, Управление производством, Управление запасами и т.д.) мы можем максимально оперативно формировать бюджеты на основе данных из различных подсистем и осуществлять сравнение показателей бюджетов с фактическими (план-фактный анализ).
  • Автоматизированный ввод данных
  • В подсистеме "Бюджетирование" включены удобные механизмы, упрощающие ввод больших объемов данных. Например, с помощью обработки "Пакетный ввод данных" (Рис.1) можно ввести документы со схожими реквизитами за определенный отрезок времени.

Рисунок 1. Обработка "Пакетный ввод бюджетных операций"

В подсистеме бюджетирования "1С:УПП" реализовано мощное средство автоматизированной подготовки бюджетов - "Расчет по модели бюджетирования". С помощью этой обработки можно настроить формирование бюджетных показателей на основе данных (плановых или фактических) из любых подсистем программы.

Подсистема бюджетирования позволяет сформировать самые разнообразные отчеты, которые помогут руководителю предприятия и плановой службе получать информацию быстро и в любых необходимы разрезах. Среди них есть встроенные отчеты, которые разработаны с применением самых популярных показателей финансового менеджмента.

Например, в программу уже встроен отчет "Агрегированный аналитический баланс" предприятия (Таблица 1). Причем, мы можем рассчитать показатели как фактической деятельности нашего предприятия ("взгляд в прошлое"), чтобы проанализировать эффективность нашей работы за какой-то период, а можем рассчитать этот баланс и на основании запланированных данных. Тогда мы получим комплексную картину состояния нашего предприятия в будущем, что очень важно в кризисные периоды. Можно сформировать несколько вариантов, чтобы обыграть различные сценарии развития экономической действительности.  

Агрегированный аналитический баланс (Aggregated balance sheet)

за период с 01.09.2008 по 1.10.2008.

Основной квартальный (НГ. К)

    Таблица 1

Рисунок 2. Отчет "Анализ ликвидности баланса"

В программе можно сформировать отчет "Анализ ликвидности баланса" (Рис.2). И снова мы можем проанализировать как фактические результаты нашей деятельности, так и плановые результаты.

Анализ ликвидности баланса позволит провести оценку кредитоспособности организации, т.е. ее способности своевременно и в полной мере рассчитываться по своим обязательствам. Таким образом, возможно обыграть различные сценарии ведения экономической политики компании в период кризиса, добиваясь максимальной платежеспособности.

Показатели, которые используются руководством для анализа наиболее часто, можно получить с помощью отчета "Финансовый расчет" С помощью именно этого отчета пользователь может анализировать свой набор заданных показателей и отслеживать динамику их изменений. Например, рассчитать показатели прибылей и убытков в соответствии с конкретным вариантом плана на квартал (включая такие показатели как маржинальный доход, операционная прибыль и операционный рычаг). Данная информация крайне важна в период экономической нестабильности, например, важен параметр маржинальной прибыли. Прямые затраты осуществляются непосредственно по каждому виду продукции, а накладные расходы - в рамках всего предприятия, следовательно, разница между отпускной ценой продукта и прямыми затратами на его производство может быть представлена как потенциальный вклад каждого продукта в общую прибыль компании. Другими словами, маржинальная прибыль - это предельная прибыль, которую может получить предприятие от производства и продажи конкретного вида продукции. Имея данную информацию, можно ответить на вопрос, а что выгоднее производить сейчас или в ближайшем будущем.

 Еще одна немаловажная особенность подсистемы бюджетирования в "1С:Управлении производственным предприятием 8" заключается в потенциале работы со множеством валют - это значимо сейчас, в условиях быстрого изменения курсов. Это дает возможность запланировать ряд сценариев бюджета под различные возможные соотношения валют.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что бюджетирование в период кризиса та самая "палочка выручалочка", которая может позволить планировать деятельность предприятия, рассчитывать, достигаются ли наши цели при тех или иных плановых показателях, автоматически отслеживать выполняются ли планы и при необходимости их оперативно корректировать. Это позволяет руководителю даже в период экономического кризиса добиваться стратегических целей в финансовой политике компании.

По словам Ивановой И.Ю., заместителя генерального директора по финансам компании МОЗ ВНИИМЕТМАШ: "Внедрение бюджета движения денежных средств позволило нам повысить ликвидность предприятия за счет более детального и оперативного контроля статей прихода и расхода денежных средств. Теперь мы можем планировать свои средства на долгосрочные периоды и выявлять возможные кассовые разрывы или, наоборот, свободные средства. Ежемесячный анализ исполнения бюджета не требует особых трудозатрат, что особенно приятно"

Начать дискуссию

Примеры задач для обязательного курса «Начинающий предприниматель»

Мы подготовили действительно ценный курс для предпринимателей. Здесь вы найдете не только задачи по бухгалтерскому учету, но и уникальные жизненные бизнес-ситуации, которые требуют от трупредпринимателей нестандартного мышления и гибкости.

Примеры задач для обязательного курса «Начинающий предприниматель»
4
330

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Зачем Бенефициара объявляют в международный розыск?

Мнение налогового адвоката

Экономика России

В 2023 году дефицит федерального бюджета составил почти 3,23 трлн рублей

Минфин засекретил часть расходов федерального бюджета, за 2023 год они составили 32,35 трлн рублей. Тогда как на доходы пришлось 29,12 трлн.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Банкротство

Совокупные долги банкротов выросли в 2 раза

За 2023 год суд признал порядка 7,3 тысяч компаний несостоятельными. Их задолженность достигла 3,98 трлн рублей.

Общество

На что обратить внимание при покупке загородного дома, дачи или участка

Федеральная нотариальная палата (ФНП) разъяснила, на что обратить внимание при покупке дачи или земельного участка.

Маркетплейсы

У Wildberries появились брендированные грузовики

Автомобили с фирменными логотипами будут доставлять заказы со складов и сортировочных центров до ПВЗ.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Новые штрафы для бизнеса, банки против маркетплейсов и директор с лапками. Что обсуждали сегодня бухгалтеры. 😺«Ночной бухгалтер» № 1667

Бизнес больше не может звонить и отправлять рассылки по смс и e-mail без предварительного согласия абонента. Банкам не нравится, что маркетплейсы проводят платежи через собственную структуру. Компания ищет сотрудника с лапками, который будет создавать уют, контролировать запасы вкусняшек и обниматься. А также другие новости дня для бухгалтера.

Иллюстрация: создана при помощи ИИ playground.com / Елена Балаклицкая
1
147
Банки

Данные об иностранных поставщиках платежных услуг станут закрытыми

Центробанк закроет доступ к перечню иностранных поставщиков платежных услуг до конца 2024 года.

Бесплатно с Социальные пособия

Новый порядок назначения пособия по уходу за ребенком в 2024 году. Мини-курс

Как назначается пособие по уходу за ребенком по новым правилам в 2024 году, какие документы нужно предоставить, рассказываем в мини-курсе и приводим форму уведомления о прекращение права сотрудника на получение ежемесячного пособия.

Новый порядок назначения пособия по уходу за ребенком в 2024 году. Мини-курс
Бесплатно с КоАП РФ

Новые штрафы в КоАП: за «холодные» звонки могут наказать на миллион, как избежать наказания

17 апреля 2024 года вступили в силу поправки в КоАП. Рассказываем, при каких условиях могут оштрафовать за обзвоны, письма и рассылку смс  и как не попасть под санкции.

Новые штрафы в КоАП: за «холодные» звонки могут наказать на миллион, как избежать наказания

Новостной дайджест: правила переводов с Сбербанке, новые меры поддержки МСБ, план Минэкономразвития, изменения в налогах, форум «Создай НАШЕ»

Самое интересное и важное за день в новостном дайджесте.

47
Банки

RBI: Европейский центральный банк потребует быстрее свернуть бизнес в РФ

Raiffeisen Bank International ждет требования от ЕЦБ ускорить процесс сокращения бизнеса в России.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Импорт

Вводится режим «параллельного импорта» для зарубежных патентов

Импорт параллельного характера позволяет ввозить в РФ иностранные товары без получения на это согласия от производителя. Такой импорт считается параллельным, так как он осуществляется независимо от официальных каналов через дистрибьюторов.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Мошенничество

Доверительные отношения между ИП и его бухгалтером обошлись предпринимателю в 20,6 млн рублей ущерба

Бухгалтер из Краснодарского края предстанет перед судом по обвинению в неправомерном обороте средств платежей и мошенничестве.

199

Что такое системное мышление и как руководителю научиться использовать его на практике

Мы живем в мире систем. Рабочий коллектив, проектная группа, спортивная команда, семья, зрители в театре, пользователи приложения — мы всегда находимся во взаимодействии с другими людьми и организациями или участвуем в процессах, а значит ведем системную деятельность. И этой деятельностью важно научиться управлять, чтобы достигать своих целей.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: «Яндекс» будет продавать товары для взрослых, Китай урезал поставки, а россияне стали чаще пить растворимый кофе и есть лапшу быстрого приготовления

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

1
101
Бухгалтеры

Авито ищет бухгалтеров и специалистов по финансам

Разбирайте горячие вакансии от крупной компании. Авито нужен специалист казначейства, бухгалтер и старший бухгалтер!

Отпуска

Как уйти в отпуск в 2024 году: как написать и подать заявление и рассчитать отпускные

Каждый работник имеет право на отпуск. Рассказываем, какие отпуска бывают, как написать заявление на каждый из них, как оплачивается период отдыха и когда работодатель может отказать в его предоставлении.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Маркетплейсы

Госдума защитит трудовые права работников маркетплейсов

Работодатели скрывают трудовые отношения с сотрудниками маркетплейсов под договорами с самозанятыми. Из-за этого работники не получают отпускных и больничных.

84

Интересные материалы

Бухгалтеры

🔥 Безлимитных консультаций больше не будет! Успейте купить подписку «Клерк.Премиум» с безлимитными консультациями

Воспользуйтесь шансом купить подписку с безлимитными консультациями экспертов «Клерка» до 22 апреля, чтобы задавать вопросы без ограничений.