Менеджмент

Управленческий учет.

Хотя основное внимание на этапе постановки управленческого учёта уделяется технической стороне (разработка или настройка компьютерных программ, выявление параметров управленческого учёта), всё же наиболее сложной задачей является возведение УП в систему. Часто это связано с тем, что в условиях становления бизнеса руководство больше внимания обращает на другие проблемы: снижение налоговой нагрузки путём использования различных схем; создание структур под отдельных людей. После того, как сформированный таким образом бизнес входит в стадию зрелости, руководство начинает больше внимания уделять \"тонким\" вопросам. Одновременно с этим оно приходит к пониманию того, как много денег в период становления \"ушло в песок\" из-за отсутствия продуманной системы управленческого учёта.
7,3 тыс. 2,9 тыс.

Основная задача. Бухгалтерский учет (БУ) использует (только!) такие категории, которые позволяют рассчитывать платежи в бюджет. Есть очень много понятий в управлении предприятием, которые для БУ чужды, например, для положения о бухучете (ПБУ) план производства - это не документ и никаких проводок с него не делается. Кроме того, есть много понятий, которые руководитель и бухгалтер трактуют по-разному, например запасы склада в бухгалтерии учитываются без НДС, а любой руководитель желает видеть их с учетом НДС, и т.д. Поэтому руководитель в своей ежедневной деятельности не может воспользоваться данными БУ. По большому счету ПБУ - это инструкция, как стать банкротом, а перед Управленческим учетом стоит принципиально иная задача. В небольших предприятиях вопросы оптимизации затрат (уменьшения платежей в бюджет) решаются увеличением теневого оборота. Первые документы с разделителем УПР я увидел в типовых решениях 1С-торговля 7.7. На самом деле разработчики 1С предложили инструмент для ведения двойной бухгалтерии. Просто документы с разделителем УПР не включаются в выгрузки для бухгалтерии и не появляются там. Но сами отчеты ФИН и УПР не отличаются по структуре и форме, хотя заполняются разными цифрами. Для небольших предприятий такое решение было приемлимо, но по мере роста капитала заниматься бизнесом в тени становится все труднее, а вопросы построения управленческого учета становятся академическими. Сегодня любое крупное предприятие - это корпорация, это несколько юридических лиц, которые ведут согласованную хозяйственную деятельность в какой - то области. Часто они находятся в разных городах, но принадлежат одному хозяину. Поэтому возникает потребность в качественной оценке результатов и принятых решений.

Оценки качества систем учета. В теории автоматического управления есть такое понятие: КАЧЕСТВО УПРАВЛЕНИЯ. Оно выражается числом (всегда меньше 1), а отражает отношение фактического параметра к максимально возможному. Например, в городе допустимая скорость движения автомобиля 60 км/час. От дома до работы 15 км. На автомобиле этот путь должен занять 15 мин, но фактически получается 30 мин. Получим качество управления дорожным движением КУ = 0,5 (50%). Но, по пятницам вечером качество падает до 0,1-0,05 (усложняется задача, все едут на дачу, и система управления показывает неудовлетворительное качество). Поэтому при выборе системы управления предприятием необходимо усвоить, что любая система может отрабатывать с заданным качеством только до определенного уровня сложности. Я делал обзор корпоративных систем учета в статье: Корпоративный учет средствами 1c

Почему-то разработчики не публикуют качественных оценок для своих систем. От них можно узнать только о первоначальных затратах на рабочее место, и иногда об эксплуатационных затратах (обычно заниженных). Вопрос методики расчета качества управления - это тема для отдельной работы, а наша задача рассмотреть правила построения управленческого учета.

Управленческий баланс. В русском значении слово БАЛАНС - это равновесие. А первоначальное (balans sheet) переводится как ТАБЛИЦА ОСТАТКОВ. Управленческий баланс (УБ) состоит из активов (все, что можно сегодня продать) и долговых обязательств (пассивов). Разница между ними - это собственные средства.(последнее время их называют чистыми активами). В некотором смысле УБ - это ответ на вопрос: "Сколько денег останется, если сегодня ликвидировать предприятие?". Его обычно составляют раз в декаду.

Табл1. Управленческий баланс предпреятия.

Статьи баланса/даты На начало мес. На 10-ое число На 20-оечисло На конец мес.
Основные ср-ва
Запасы
Дебеторы
Активы:
200
50
50
300
200
60
50
310
200
40
50
290
200
40
50
290
Поставщикам
Рабочим
бюджету
Долг. обязательства:
50
10
20
80
79

10
89

35
10
20
66
35
10
20
65
Собственные ср-ва:
прирост
220

221
+1
224
+3
225
+1

В нашем примере качество управления = 1/3 = 0,33.

Из примера видно, что управленческий учет состоит из двух больших блоков: учета активов и учета долговых обязательств, причем требования этого учета не всегда вписываются в ПБУ. Например, предприятие закупило в Африке бананы и отправило их в С-Петербург морем. С точки зрения БУ нечего не произошло, еще не было таможенной процедуры, нет оснований приходовать на склад товар. Но для управленца очень важно продать этот товар еще до прихода в порт. Поэтому я встречал такие конструкции в управленческом учете, как склад с названием "Товар в пути", а каждое распоряжение на отгрузку списывает остатки этого склада. Причем на этом абстрактном складе ведется учет по партиям.

Консолидированный баланс позволяет для корпоративного предприятия свести разнородную деятельность дочерних фирм в одной таблице.

Табл2. Консолидированный баланс корпорации.

Статьи баланса/фирмы Предриятие1 Предриятие2 Предриятие3 Корпорация
Основные ср-ва
Запасы
Дебеторы
Активы:
200
50
50
300
100
60
50
210
50
40
50
140
350
150
150
650
Поставщикам
Рабочим
бюджету
Долг. обязательства:
50
10
20
80
15

10
25

21
10
20
51
86
20
50
156
Собственные ср-ва: 220 185 89 494

Прирост собственных средств можно контролировать так же. Анализ этих таблиц возможен при наличии истории вопроса, поэтому управленческий учет должен быть консервативным. Как же выбрать платформу для автоматизации управленческого учета? Попробуйте сделать в рамблере поиск по ключевому слову "управленческий учет". Ссылок будет много, но описаний внедренных решений не найдете. Лично я пришел к выводу, что для этих целей самая удачная платформа - 1С. Во всяком случае, когда надо было выбирать, мы выбрали ее. Вот что из этого получилось:
http://www.multicash.nm.ru

Хотя основное внимание на этапе постановки управленческого учёта уделяется технической стороне (разработка или настройка компьютерных программ, выявление параметров управленческого учёта), всё же наиболее сложной задачей является возведение УП в систему. Часто это связано с тем, что в условиях становления бизнеса руководство больше внимания обращает на другие проблемы: снижение налоговой нагрузки путём использования различных схем; создание структур под отдельных людей. После того, как сформированный таким образом бизнес входит в стадию зрелости, руководство начинает больше внимания уделять "тонким" вопросам. Одновременно с этим оно приходит к пониманию того, как много денег в период становления "ушло в песок" из-за отсутствия продуманной системы управленческого учёта.



С-Петербург, Казаков Сергей, 2002г.

Комментарии

6
  • Хранитель_врат
    Ага бухучет придумали чтоб отчеты в налоговую сдавать. Вот только откуда об этом знали в Венеции 500 лет назад.
  • Хранитель_врат
    описаний через рамблер Вы не найдете не потому что их нет, а потому что описания стоят денег.
    Задаром никто делится инфой не будет.
    А система лучшая та - которую знает команда внедрения и под которую существуют методики для специфики автоматизируемого предприятия.
    Если 1С такая дешевая и пригожая, то чтож НИ ОДНА западная фирма не использует её для управленческого учета, хотя бы в Рссии. Как бухгалтерию (только для ГНИ) - есть несколько прецендентов, но не больше.
    Во всем мире СТАНДАРТНЫЕ решения внедряют, а у нас все самопальными продуктами балуются, велосипед изобретаем.
  • Хранитель_врат
    Для того, чтобы \"деньги не уходили в песок\", надо всего лишь думать головой, а не задним местом, когда осуществляется \"постановка управленческого учета\". Нормальные внедренцы для того и нужны, чтобы сначала возвести УУ в систему, а уж потом \"уделять внимание технической стороне\" и делать конкретные шаги по практическому внедрению. Согласны? Тогда возведите, пожалуйста, в систему то, что Вы хотели сказать в этой статье, а потом делайте конкретные шаги по практическому опубликованию. По вопросам рекламы проекта multicash.nm.ru обращаться www.klerk.ru/about/?559
    ЗЫ: все это - всего лишь мое частное мнение

О госзакупках простым языком

Сегодня, как и было обещано, хочу поделиться с вами обновлениями в системе государственных закупок.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

МВД хочет приостанавливать денежные переводы в рамках уголовного преследования

Силовые структуры смогут приостанавливать такие переводы на 10 дней

Банки обяжут за 24 часа предоставлять в МВД данные о переводе цифровых денег

Ведомство разработало проект соответствующего федерального закона

Лучшие спикеры, новый каждый день

Киргизский Finca Bank приостановит зачисление переводов из «Сбера» и «Тинькофф»

Ограничения начнут действовать в мае

142

⚡️Меняем тарифы на «Клерке». Успейте подключить безлимитные консультации

У нас молния. С понедельника на «Клерке» произойдут изменения. Тарифов с безлимитными консультациями больше не будет. Хотите безлимит? Подключайте тариф на год или на полтора прямо сейчас.

Иллюстрация: Вера Ревина / «Клерк»

В Telegram можно заработать на продаже стикеров

Создатели стикеров и эмодзи в Telegram смогут получить в криптовалюте 95% выручки от продажи своего творчества.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Самозанятые

👵 Чтобы заработать пенсию, самозанятые должны платить добровольные взносы. Но не обязаны, уточняет наш эксперт

В стаж для пенсии идет период работы, если за этот период начисляют и уплачивают взносы. За работников взносы платит работодатель, ИП сами платят свои взносы. А самозанятые не платят.

Экономика России

Официально: сколько в России ресторанов, кафе и баров

Росстат привел статистику за 2023 год по местам общепита.

Налоговая подсмотрит за вами через камеры, если понадобится. 🎥«Ночной бухгалтер» № 1668

Улыбнитесь, вас скрывает скрытая камера! А может и не скрытая, а просто камера наблюдения на улице. Корреспондент «Клерка» узнала о любопытном способе налоговиков проверять ваш бизнес.

Иллюстрация: создана при помощи ИИ playground.com / Елена Балаклицкая

КС РФ: иногда УК должна продолжать управление домом и после прекращения договора

Конституционный Суд уточнил порядок прекращения обязательств компании (УК) по управлению многоквартирным домом.

Малый и средний бизнес выпустил облигации на 2,5 млрд рублей

До конца года МСП Банк готов поддержать выпуск биржевых облигаций компаний на сумму до 8 млрд рублей.

Банкротство

Новое постановление КС: как теперь платить налоги при банкротстве компании

Чтобы не получать требования о взыскании убытков от налоговиков или других кредиторов, арбитражный управляющий должен согласовать интересы сторон в суде, который определит порядок выплат при банкротстве организации.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Бухгалтеры

❗️ Оформите подписку «Клерк.Премиум» со скидкой 50%! В понедельник цена вырастет

До 22 апреля вы можете купить подписку «Клерк.Премиум» на 12 месяцев со скидкой 50% за 9900 рублей. Успейте получить доступ к образовательным материалам «Клерка» по старой цене.

Больничные

Как бывшим контрактникам считать стаж для оплаты больничного

Военная служба по контракту входит в стаж для больничного.

Самозанятый написал жалобу на руководителя в трудовую? А так можно было?

Привет, это налоговый юрист для бизнеса и СЕО «Патрикеев и партнеры» Павел Патрикеев. И я никогда не думал, что тема переквалификации будет окутана такими интригами.

Самозанятый написал жалобу на руководителя в трудовую? А так можно было?
1
212
Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: сотрудники не хотят терпеть токсичных начальников, глава Willdberries стала обедневшим миллиардером, в Москве будет шторм, а Питер завалит снегом

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

158

Решила зайти в рефералку «Клерка». Как думаете, получится?

Коллеги, решила поделиться с вами. Сегодня решила стать участником Клерк.Партнер. Буду рекомендовать наши курсы и вебинары и получать пассивный доход. Говорят, что через рефералку может зарабатывать любой, а не только менеджеры. Посмотрим, что у меня получится😉

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Охрана труда

Порядок обучения сотрудников по охране труда в организации

Разобрались с тем, какие программы обучения существуют, кто имеет право проводить инструктаж и по каким правилам это нужно делать, чтобы не получить штраф от проверяющих органов.

Иллюстрация: dcstudio/freepik
Бухгалтеры

Эксперты «Клерка» ответили с начала года на 3000+ вопросов бухгалтеров. Торопитесь — безлимитные консультации можно получать только до 21 апреля!

Всегда приятно получить совет профессионала, а получить консультацию эксперта в трудное время сдачи отчетов — еще и полезно! Пока вы можете получать ответы на вопросы без ограничений, но скоро такой возможности не будет. Поспешите подключить подписку, пока есть время.

Интересные материалы

Сайты с картинками могут воровать telegram-аккаунты

В поисковиках пользователи рискуют наткнуться на изображения, которые ведут на фишинговые ресурсы и просят пройти авторизацию в мессенджере Telegram.

80