Автоматизация учета

Внедрение — на ошибках учимся...

«Умные учатся на чужих ошибках» - на мой взгляд, это философская тема. Некоторые говорят, что пока своих шишек не набьешь, ничего не поймешь, а некоторые все-таки стараются извлечь что-то полезное из чужого опыта. Я надеюсь, что эта статья поможет избежать многих ошибок компаниям, собирающимся внедрять программные продукты «1С».

«Умные учатся на чужих ошибках» - на мой взгляд, это философская тема. Некоторые говорят, что пока своих шишек не набьешь, ничего не поймешь, а некоторые все-таки стараются извлечь что-то полезное из чужого опыта. Я надеюсь, что эта статья поможет избежать многих ошибок компаниям, собирающимся внедрять программные продукты «1С». 

Процесс внедрения, на первый взгляд, выглядит очень просто – «купили – установили». Но на самом деле, это определенная последовательность шагов, каждый из которых очень важен. И не потому, что это чья-то прихоть, а потому, что эти шаги стали результатом чужого опыта, это предостережение от совершения своих ошибок, это универсальная схема, которая может применяться любой организацией. Итак, какие же это шаги?

Шаг 1. Выбор программного продукта.  В-первую очередь после принятия решения об автоматизации учета, необходимо проконсультироваться со специалистами и выбрать подходящий программный продукт. Выбор продукта будет зависеть от целей автоматизации, специфики отрасли, размеров организации и других важных факторов. Казалось бы, что сложного – выбрать программу? Оказывается, многих последующих ошибок и неудобств можно избежать, если на первом этапе правильно выбрать программный продукт.

Шаг 2. Моделирование. Если пропустить этот этап, то можно сэкономить немного денег … Сначала … Но потратить огромную уйму впоследствии … Я считаю, что это самый важный шаг, потому что от правильного моделирования будет зависеть вся дальнейшая работа по исправлению ошибок. Модель – это информационная база, в которой смоделирован 1 месяц работы конкретной организации, автоматизирующей учет. Модель создается индивидуально для каждого клиента. Созданию модели предшествует анализ специфики деятельности организации, требований к автоматизации учета и возможностей программного продукта. На примере модели пользователю объясняется смысл и назначение тех или иных справочников, документов и отчетов.  Модель – это пример, из которого можно понять принцип работы программного продукта.

Модель – это подсказка для пользователя. Кроме того, что модель будет являться основой для дальнейшей работы пользователей программного продукта, она так же выявляет необходимость доработки типовой конфигурации.

Если перед пользователем стоят задачи, которые невозможно или неудобно реализовать в типовой конфигурации модели, совместно со специалистами сопровождающей фирмы, пользователем составляется техническое задание на доработку программного продукта. Но в первую очередь, конечно же, анализируется возможность реализации поставленных задач в типовой конфигурации. К сожалению, часто приходилось встречаться с такой ситуацией, когда обнаруживается, что сторонняя организация дописала типовую конфигурацию, не разобравшись в ее возможностях и требованиях пользователя.

Добавили свои объекты, хотя на самом деле можно было обойтись типовыми механизмами, и, соответственно, сэкономить время и деньги. Именно поэтому модели нужно уделить особое внимание. Если индивидуальные доработки не нужны и никакие «хотелки» реализовывать не надо, можем сразу переходить к шагу № 5.

Шаг 3. Доработка конфигурации. Как было замечено выше, этот шаг не является обязательным. Но если необходимость доработки существует, план действий будет следующим:
Составляется и утверждается техническое задание на доработку типовой конфигурации. Вообще, техническое задание представляет собой документ, написанный «языком программистов», т.е. содержащий в себе термины, непонятные обычному пользователю. Поэтому, необходимо также составить функционально-техническую спецификацию (описание требований к конфигурации).

Это документ, написанный совместно пользователем и специалистом предметной области, понятный обычному человеку, но на основании которого можно поставить конкретное задание программисту. Т.е. необходимо подробно описать, какие функции должен нести тот или иной механизм. Например, какую информацию должен содержать документ, какие реквизиты в нем будут указываться, какие проводки или движения по регистрам он должен отражать при проведении.

Шаг 4. Тестирование. Этот шаг предполагает проверку доработанной конфигурации на конкретных данных. Пользователи должны уделить этому этапу особое внимание, потому что только пользователь может знать и предполагать все возможные ситуации и операции, которые должны отражаться доработанными механизмами. Желательно проводить тестирование в несколько этапов:

  • Тестирование специалистами сопровождающей фирмы. Цель – проверка механизма работы и соответствия техническому заданию.
  • Тестирование пользователями (сотрудниками заказчика). Цель – Отработка как стандартных, так и нестандартных операций, проверка логики работы механизма, выявление дополнительных пожеланий.

Шаг 5. Обучение. Этап, который так же, как и предыдущие, позволит в последствии сэкономить деньги. Конечно же, вся необходимая для начала работы информация содержится в книгах, издаваемых фирмой 1С. Но если до момента внедрения новой программы у пользователей не было опыта работы с программными продуктами 1С, очные занятия не помешают. Обучение может быть организовано в нескольких вариантах:

  • Групповые лекционные занятия, которые прослушиваются всеми пользователями с последующим проведением практических занятий
  • Индивидуальная работа с каждым пользователем на его рабочем месте и по его задачам
  • Занятия в небольших группах пользователей, выполняющих одни и те же должностные обязанности.

В процессе обучения можно чередовать лекционные и практические занятия с контролем знаний. То есть можно организовать тестирование с целью проверки усвоения информации. В результате тестирования выявляются непонятные пользователю вопросы, к ним можно вернуться и пройти эти темы еще раз.

Шаг 6. Текущие консультации. Этап представляет собой не какое-то конкретное законченное действие, а процесс. Обычно во время работы у пользователей возникают некоторые вопросы: почему авансы не зачитываются, почему месяц не закрывается, почему ндс не сходится и так далее. Сопровождающая фирма всегда должна быть готова помочь. В зависимости от сложности вопроса, консультации могут оказываться как по телефону, так и с выездом к клиенту. А для клиентов, находящихся территориально далеко от сопровождающей фирмы, могут быть организованы консультации с использованием технологии «удаленный доступ».

Шаг 7. Закрытие месяца. Исправление ошибок. Для первого закрытия месяца можно пригласить к себе специалистов-консультантов сопровождающей фирмы. Но делать это нужно не для того, чтобы они сами все закрыли без вашего ведома, а для того, чтобы на ваших цифрах показали алгоритм выявления ошибок, логику работы программы и механизм закрытия месяца. Очень важно на этом этапе не просто все закрыть и свести, но составить определенный алгоритм проверки, исправления ошибок в учете, проведения регламентных операций. Важно научиться все это делать, потому что в следующий раз нужно будет проделать ту же работу самостоятельно, ведь чем реже вы видитесь с сопровождающей фирмой, тем эффективнее  сопровождение.

Шаг 8. Самостоятельная работа. Завершающий этап. Предполагает своевременное обновление программных продуктов и оказание текущих консультаций только в нестандартных ситуациях и операциях, которые проводятся впервые и вызывают затруднения. Если до этого момента ни один шаг не был пропущен, можно сказать, что мы пришли к идеальному развитию ситуации — организация, внедрившая программный продукт живет самостоятельно и независимо от сопровождающей фирмы. Если используются типовые конфигурации программных продуктов 1С, то даже обновление можно выполнять самостоятельно, используя диски ИТС.

Почему последовательность шагов должна быть именно такая? Почему очень важно выполнять все шаги, а не «прыгать через ступеньки»? Потому что на ошибках учатся, и в нашей практике работы встречалось немало ситуаций, когда к нам обращается организация, до этого момента у нас не обслуживающаяся, с просьбой помочь с восстановлением учета. На первый взгляд, нужны просто текущие консультации, но выясняется, что нужно исправлять все ошибки с начала ведения учета в новой базе. Хорошо,  если внедряться начали недавно и не успели много наработать. А если прошло полгода ?

Целесообразно было бы сначала потратить немного денег и времени для того, чтобы в последствии не пришлось исправлять все то, что уже успели сделать. Уж лучше воспользоваться чужим опытом и чужими ошибками —  «Умные люди учатся на чужих ошибках» . В завершении своих рассуждений хочу задать только один вопрос: А на чьих ошибках будете учиться вы ?

Желаю успешной работы и правильных решений!

Комментарии

8
  • Алексей
    На чужих ошибках еще никто ничему не научился...Человек все постигает с опытом, даже еще будучи ребенком - идет, падает, набивает шишку, встает, опять идет, но уже осторожнее))
    Что касается внедрения, то здесь скорее всего применима пословица - "Каждый сверчок знай свой шесток". Внедрением должны заниматься исключительно профессионалы, потому что стоимость переделок ошибок, выполненных самоучками, может на порядок увеличить ваши расходы. Заплатите профессионалу и требуйте от него по полной, как в вопросах интерграции, так и в вопросах обучения и сопровождения.
  • Андрей
    "техническое задание представляет собой документ, написанный «языком программистов»"- я не согласен. Техническое задание пишется общедоступным языком для заказчика и разработчкика
  • Павел
    Нельзя господин Голубин учиться только на своих ошибках. Дети ведь не все героин пробуют. Я вот не пробовал, чужих ошибок мне хватило ;)

При ввозе белорусских товаров надо платить НДС, даже если в Беларуси они необлагаемые

Неважно, какие НДС-льготы есть при реализации товаров в стране ЕАЭС. При ввозе в РФ этих товаров действуют свои правила и свои льготы.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Предварительно известен размер вычета за сдачу норм ГТО

Налоговый вычет по НДФЛ можно будет получить за сдачу норм ГТО.

Капитальное строительство разрешат вести без рабочих документов

Кабмин определит перечень строительных работ, которые можно проводить без проектной документации. Это сэкономит застройщикам время и деньги.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Банки

Модульбанк повысил лимит переводов на карты физлиц для селлеров до 30 млн рублей

Клиенты Модульбанка уже могут выпустить цифровую Маркет Карту мгновенно в личном кабинете банка.

Нужно ли уведомлять сотрудников о начале отпуска, если он вне графика

По общему правилу в отпуск работники ходят по графику, а за 2 недели до его начала работодатель уведомляет об этом. Уведомлять надо и в том случае, если сам сотрудник попросил отпуск вне графика.

Отличие субсидиарки от убытков

Почему кому-то конкурсный предъявляет иск об убытках, а кому-то субсидиарку?Чем они отличаются? Какие последствия наступают для ответчиков по таким искам?

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Банки начали тестировать сервис «Знай своего криптоклиента»

Пять банков, Центробанк и Росфинмониторинг участвуют в пилотном проекте по выявлению связей обычных денег с криптовалютой.

Роструд разъяснил, в каких случаях работодатель вправе привлекать работников к работе в выходные и праздничные дни

В каких случаях работодатель вправе привлекать сотрудников к работе в выходные и праздничные дни? Как такая работа должна оплачиваться?

Если при расчете налога на прибыль учитывать прошлые убытки, надо хранить всю старую первичку

Пока убытки прошлых лет идут на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль текущего года, документы, подтверждающие этот убыток, должны храниться.

5 ошибок финдира, котоыре мешают бизнесу расти

Финансовый директор — ключевая фигура в управлении финансами бизнеса, которая отвечает за долгосрочное благополучие предприятия. Но даже самые умелые специалисты могут совершать ошибки, которые мешают компании расти и развиваться.

5 ошибок финдира, котоыре мешают бизнесу расти

Дробление бизнеса

Вопросы «дробления бизнеса» остаются предметом повышенного внимания налоговых органов, такие риски активно выявляются и реализуются. Рассказываем, какие признаки дробления бизнеса выявляет ФНС и что делать, если у группы компаний есть основания для разделения.

Дробление бизнеса
УСН

Если ИП на УСН уведомление по ЕНП сдал, а на взносы 1% не уменьшил: что делать

Письмо ФНС с разрешением уменьшать налог по УСН за 2024 год на взносы 1% за 2024 год вышло в начале апреле. Но некоторые ИП узнали о новых правилах, когда уже посчитали налог и сдали уведомление.

1
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

❗ Важно: сегодня последний день сдачи налоговой отчетности

По календарю бухгалтера на 25 апреля попадает последний день представления множества основных видов налоговой отчетности, в том числе за 1 квартал 2024 года. А ИП на ОСНО еще и платят за себя аванс по НДФЛ за 1 кв.

3

Совет Федерации не хочет убирать алкоголь из прикассовых зон супермаркетов

Сенаторы указали депутатам на то, что в законе нет термина «прикассовая зона».

☀️ Сегодня последний день акции! Успейте купить курсы по ВЭД, управленке, кадровому учету и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Расширьте список ваших профессиональных навыков: научитесь вест кадровый и управленческий учет, узнайте особенности бухучета при ведении ВЭД и выходите на новый уровень дохода! Сегодня последний день, когда вы можете приобрести онлайн-курс «Профессия бухгалтер с нуля: учет, налоги, 1С» за 3 690 рублей и сделать первый шаг к карьере бухгалтера.

☀️ Сегодня последний день акции! Успейте купить курсы по ВЭД, управленке, кадровому учету и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!
5

🔥 Сегодня последний день акции! Успейте купить курсы по ВЭД, управленке, кадровому учету и бухгалтерии с нуля за 3 690 рублей!

Приведите знания в форму! Воспользуйтесь акцией и пройдите топовые онлайн-курсы «Клерка» по ВЭД, кадровому и управленческому учету за 3 690 рублей! Получите повышение и увеличьте свой доход с новыми навыками. Кроме этого, вы можете освоить профессию бухгалтера с нуля также за 3 690 рублей.

Как работать над несколькими проектами одновременно и ничего не упустить

Как управлять кучей проектов и выживать — с советами от медиаменеджера Паши Федорова, CEO мессенджера «Пачка» Григория Любачёва, ведущего подкаста «Потом доделаю» Ильи Вахмистрова и директора музыкальной группы «Свидание» Катерины Павловой.

Право

Как заключить госконтракт и не попасть под уголовную статью? Теперь читатели «Клерка» будут лучше разбираться в законах!

Ростовская областная коллегия адвокатов «Советник» начала вести свой блог на «Клерке». Правозащитники уже рассказали, как правильно работать по госконтрактам и не попасть под уголовную ответственность.

Как заключить госконтракт и не попасть под уголовную статью? Теперь читатели «Клерка» будут лучше разбираться в законах!

При выполнении нацпроектов обнаружены ценовые соглашения

Компании и ИП вступили в картельный сговор для поддержания цен на торгах. Общая сумма контрактов превысила 2,8 млрд рублей.

Интересные материалы

💥Обзор к утру четврега: нашли лекарство от болезни Бехтерева, цены на хлеб взлетели, в Perrier нашли бактерии

Добавим в ленту самых свежих новостей. Рассказываем обо всем, что писали и обсуждали в мире.