Бухгалтерия

Электронный архив – рабочий инструмент бухгалтера

Современный бухгалтер решает не только задачи организации и ведения учета компании. В нашем усложнившемся мире он каждый день сталкивается с новыми технологиями, которые вынужден освоить, адаптировать к своим задачам и научиться применять в работе. Одна из таких технологий – электронный архив.

Источник: ООО «Реал БС»

Современный бухгалтер решает не только задачи организации и ведения учета компании.  В нашем усложнившемся мире он каждый день сталкивается с новыми технологиями, которые вынужден освоить, адаптировать к своим задачам и научиться применять в работе.  Одна из таких технологий – электронный архив.

Анализ проектов крупнейших организаций за последние годы показал, что не менее четверти внедрений приходится на автоматизацию хранения документов и управления их жизненным циклом.  Сегодня свои документы переводят в электронный вид и организуют в упорядоченные хранилища органы гос. статистики, библиотеки, министерства, топливно-энергетические и металлургические компании.  Оцифровке подлежат архивы ЗАГС, нормативно-технические документы, паспорта скважин…

Тенденция обещает сохраниться несколько ближайших лет.  Затронет она и многих бухгалтеров, так как пришла в финансовый учет.  Сегодня компании массово переводят в электронный архив свою первичную бухгалтерскую документацию.

Цель данной статьи – рассказать о возможностях, которые сулит для бухгалтера электронный архив.  Как существенно облегчить свою работу с помощью электронного архива?  Какие функциональные требования обязательно поставить перед разработчиками, чтобы получить от внедрения данной технологии максимум преимуществ для себя? В этом и разберемся.

Определимся с понятиями:

Заглянем в русскую Википедию, которая нам говорит:

«Электронный архив, система электронного архива — система структурированного хранения электронных документов, обеспечивающая надежность хранения, конфиденциальность и разграничение прав доступа, отслеживание истории использования документа, быстрый и удобный поиск»

Отталкиваясь от этого исчерпывающего определения, выведем понятие электронного архива бухгалтерской документации:

Электронный архив бухгалтерской документации - это система хранения, обеспечивающая ввод (сканирование), архивацию и упорядоченное хранение электронных (оцифрованных) образов первичных бухгалтерских документов, а также интеграцию с действующей учетной системой.

Для полного понимания отметим: в отличие систем электронного документооборота (СЭД), электронный архив не предназначен для управления полным жизненным циклом документа (от создания, через правку и согласование, до обнародования итоговой версии).  В электронном архиве хранятся сканобразы полностью оформленных (с подписями и печатями) первичных документов, не подлежащих изменению.

Как это работает?

Электронный архив существенно меняет бизнес-процесс обработки документов.

Процесс, к которому мы привыкли, выглядит так.  Бумажный документ приносит в бухгалтерию сам ответственный исполнитель либо иной представитель бизнес-подразделения.  При этом временной разрыв между готовностью документа и попаданием его на стол к бухгалтеру может составлять до нескольких дней: ведь производственники с удаленных площадок, цехов и складов традиционно в бухгалтерию не спешат, да и предпочитают «подкопить» документы, чтобы оправдать хлопоты по их доставке.  Бухгалтер на основании первичного документа отражает в учете соответствующую хозяйственную операцию, а сам документ подшивает в папку.

С использованием системы электронного архива процесс выглядит иначе.  Теперь не бумажные документы поступают бухгалтеру на стол, а электронные образы этих документов появляются в его программном интерфейсе со статусом к исполнению.  На основании этого электронного образа и делается отражение хозяйственной операции в учетной системе.  Там же в учетной системе можно привязать системный документ (транзакцию) к сканобразу документа-основания.

Но чтобы бухгалтер увидел сканобразы документов к отражению, кто-то должен их заведомо разместить в системе электронного архива. Эта работа выполняется отдельными специалистами.  Они принимают документы от ответственных лиц (МОЛ, кладовщиков, кураторов договоров, табельщиков), проверяют их на корректность оформления, сортируют по пакетам, оцифровывают поточным сканированием и заполняет необходимые атрибуты документа в системе.  После этого оцифрованный документ автоматически маршрутизируется на обработку заданным бухгалтерам.

Меньше непродуктивных коммуникаций

Итак, технология электронного архива диктует нам разделение труда: экспертиза документа и его отражение в учете выполняются разными специалистами.  Что это меняет? Хорошо это или плохо?

Давайте зададимся вопросами.  Какую часть своего времени бухгалтер вынужден уделять приему и проверке первичных документов?  Как часто документы приходится возвращать на исправление?  Легко ли в случае возврата проходят переговоры с производственниками?  Ответы покажут нам, как много сил уходит на разбор и многократное разъяснение производственникам их типичных и повторяемых ошибок, на разговоры – зачастую, конфликтные.

При работе с электронным архивом бухгалтер может сосредоточиться только на операциях, действительно существенных и предусмотренных его высокой квалификации: заведение системных документов, проведение транзакций, участие в финансовом закрытии.

Ноль временных потерь на передаче документов

Еще одно важное преимущество, которое дает нам такое разделение труда, - это возможность принимать и сканировать документы прямо на территории бизнес-подразделений.  Что мешает вынести пункт приема (сканер и специалист) прямо в склад, цех, производственную площадку?

А уж маршрутизация сканобразов к бухгалтеру произойдет за считанные мгновения.  Такое преимущество трудно переоценить сегодня, когда большинство крупных компаний ставит перед своими учетными службами требование закрывать отчетный период в быстрые сроки.

Контроль исполнительской дисциплины производственников

Отношения бухгалтерии и бизнеса принципиально укладываются в обоюдное обязательство: «Вы нам вовремя качественную первичную документацию – мы вам вовремя качественную отчетность».

Что же делать с левой частью уравнения, без которой не работает правая?  Всегда ли бизнес выполняет свое обязательство «вовремя качественную первичную документацию»?  Конечно, не всегда!

Каждому бухгалтеру не раз приносили документы в критично поздние для закрытия сроки, или подавали документ, не оформленный по всем требованиям.  Чаще всего эти важные прецеденты – нарушение срока сдачи документа, его низкое качество, его переделка, его неоднократная переделка – не фиксируются нигде, кроме как в истории конфликтов и взаимных претензий бухгалтера и ответственного лица.

А кто или что выступит объективным свидетелем этой истории?  Как бухгалтер потом подтвердит, что тогда к закрытию периода так и не получил документа должного качества и потому не отразил его сумму в учете?  Таким объективным свидетелем выступит электронный архив.

В электронном архиве фиксируется точное время принятия (сканирования) документа.  Многие компании считают необходимым сканировать абсолютно все поступающие в пункт приема документы – в том числе некорректно оформленные.  Конечно, такие заведомо некорректные документы не поступают к бухгалтеру на отработку, но сохраняются в базе электронного архива как первая (черновая) версия.  Последующие версии этого документа также сохраняются и нумеруются.  Ведь практика показывает: возвращений документов на доработку нерадивому производственнику может быть два, три и даже более.

Накопление такой истории в электронном архиве позволяет в любой момент «расследовать» любой прецедент, а также получить сводные отчеты по качеству исполнения бизнес-подразделениями своих обязательств перед бухгалтерией.

Так, благодаря электронному архиву, бухгалтер, в ответ на попытку назначить его виновным, может смело заявить: «Позвольте, у меня все ходы записаны!».

Поиск и самопроверка: нет «методу отлистывания»!

Как знакомо: запись в учете вызвала сомнение - необходимо взглянуть на документ-основание – достаем папку и листаем, листаем…

Электронный архив позволит об этом забыть.  Благодаря интеграции с учетной системой, открывая системный документ, бухгалтер просматривает в специальном окне весь пакет связанных с ним документов из электронного архива: сканобраз самого документа-основания (счет-фактура, товарная накладная и др.) и электронные образы сопроводительных документов к нему (акт, договор, служебная записка и др.).

Конечно, реализована и возможность быстрого поиска документа по любому атрибуту.  Критерием поиска может стать все, что угодно - тип документа, вид хозяйственной операции, дата документа, дата его поступления (размещения в электронном архиве), наименование и ИНН контрагента и многое другое.

Все это обеспечивает бухгалтеру абсолютную ориентацию в данных учета и уверенность в их качестве и обоснованности.

Мгновенная отработка запросов налоговой

Интеграция электронного архива с учетной системой значительно упростит и подготовку копий документов к налоговым проверкам.

Теперь можно прямо в интерфейсе учетной системы сформировать реестр и массово вывести по нему на печать копии документов из электронного архива.  Стоит ли говорить о количестве времени и усилий, сэкономленных на ручном отборе и ксерокопировании документов?

Долой горы документов!

Статья 17 Федерального закона «О бухгалтерском учете» обязует организации хранить свою первичную бухгалтерскую документацию не менее пяти лет.  Этого требования не обойдешь.  Но точно можно изменить место хранения самого бумажного архива.

Конечно, после оцифровки и размещения в электронном архиве, сами оригиналы документов доставляются к месту их постоянного хранения.  Вот только нужно ли теперь бухгалтерам держать их в паках и стеллажах прямо у себя за спиной?  Нет.  Удобный инструментарий электронного архива неизбежно приведет к выводу: оригиналы в оперативном доступе более не нужны.  Основную часть архива можно вынести за пределы помещений бухгалтерии.

При этом синхронизация архивов - реального и электронного – будет выполнена.  Этому послужит общий признак систематизации документов – например, номер архивного дела.  В итоге найти нужный документ сперва в электронном архиве, а потом и в бумажном (и наоборот) не составит труда.

Проект внедрения электронного архива может стать реальностью для любого бухгалтера уже завтра.  И он потребует серьезной вовлеченности и трудозатрат.  Придется предусмотреть свои типовые пакеты документов, сценарии их использования, правила маршрутизации на обработку, обучиться работе в новой программе.  Но разве усилия не стоят описанных преимуществ?

Комментарии

5
  • frolova lena

    Это конечно все хорошо, но временно. Через какое то время придет электронный формат документов, как например пп, и в этом отпадет вся необходимость. Пока компании тратят на это время и средства, все уже будут обмениваться электронными формами. Возможно это катуально для большого документооборота в больших компаниях, но явно не приемлимо в малом бизнесе.

  • Strykov

    Лена, Вы совершенно правы, такой электронный архив будет актуален именно в больших компаниях с немаленьким документооборотом. И в настоящее время многие компании нефтяной, металлургической и иных отраслей активно внедряют подобные инструменты.

  • frolova lena
    Я все таки мечтаю и жду когда будут загружаться документы как платежки в базу, одной кнопочкой, вот будет удовольствие, а не работа )))
ЕСХН

Когда применяющих ЕСХН освободят от уплаты налога на имущество

Налог на имущество организаций можно не платить только в отношении объектов, которые участвуют в производстве, переработке и продаже сельскохозяйственной продукции.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Реклама

ФАС обвиняет Сбер в нарушении рекламного законодательства

Потребители из рекламного сообщения не смогли получить полную информацию о кредитном продукте Сбербанка, их ввели в заблуждение привлекательные ставки, выделенные жирным шрифтом.

Глава Минфина: в России нужна «донастройка» налогов

Антон Силуанов готов предложить бизнесу идеи по модернизации фискальной системы.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Брокерские компании восстановились после убытка в 2022 году

Известно, что брокеры получили 33,7 млрд рублей чистой прибыли за 2023 год и стали больше зарабатывать на услугах по размещению ценных бумаг.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

20 лет я главный бухгалтер. Большую часть из них работала в Хабаровском крае. С проблемой ниже, конечно, сталкивалась, но не сплошь, а вопрос с контрагентом решался быстро и безболезненно.

Бухгалтеры не знают элементарных вещей!

Еще один великолепный МИФ о техподдержке СБИС

Пишу в техподдержку СБИС так мол и так, почему Уведомление не доходит до ФНС?

Еще один великолепный МИФ о техподдержке СБИС
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Обязательное применение МЧД СФР с 11 марта 2024 года: кто может отчитываться без доверенности, переходный период

СФР с 11 марта 2024 года начал принимать отчеты от страхователей в электронном виде с машиночитаемыми доверенностями — МЧД СФР. Теперь документы больше не получится сдать на сайте фонда с помощью скан-копий бумажных доверенностей. Разбираемся, что поменялось для страхователей и как сейчас представлять отчеты в СФР.

Обязательное применение МЧД СФР с 11 марта 2024 года: кто может отчитываться без доверенности, переходный период

Календарь вебинаров для бухгалтера в мае 2024. Платные и бесплатные

Собрали для вас анонсы вебинаров на май 2024 года.

Уменьшение патента на взносы, если у ИП несколько патентов

Не самая справедливая тема, а что делать. Вы знаете (я надеюсь) что патент можно уменьшать на фиксированные взносы ИП, а еще на взносы с зарплаты работников. И правила очень похожи на уменьшение упрощенки на взносы, но, как говорится, есть нюанс.

Уменьшение патента на взносы, если у ИП несколько патентов

💳 МВД хочет ввести уголовную ответственность за передачу банковских карт незнакомцам. Адвокат: это не способствует снижению количества преступлений

Ведомство уже подготовило законопроект, который позволит отправлять за решетку тех, кто помогает мошенникам выводить украденные деньги.

Корпоративная социальная ответственность. Что это такое

Любой бизнес не может существовать в изоляции от общества, так как является его полноценным участником. Это относится как к крупным корпорациям, так и к малым или средним предприятиям.

Корпоративная социальная ответственность. Что это такое

Как выбрать надежного исполнителя для внедрения 1С

Разберем, где компания, которая собирается внедрить 1С, может найти исполнителя, и на что обращать внимание при выборе.

Как выбрать надежного исполнителя для внедрения 1С
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Сдать декларацию по УСН можно через личный кабинет ИП: как

Быстро и бесплатно сдать декларацию по УСН могут ИП, у которых есть квалифицированная электронная подпись.

🐟 Давно пора было, тут есть очевидные проблемы: реакция на введение маркировки икры

С 1 апреля и до 1 мая производители и импортеры икры должны быть зарегистрированы в системе «Честный ЗНАК» и полностью настроить все процессы по оплате кодов, подаче сведений в систему маркировки об обороте и выводу из него этой продукции.

Банки

ЦБ сможет устанавливать реквизиты распоряжения клиента в национальной платежной системе

Регулятор установит формы распоряжений, по которым клиенты смогут получать денежные переводы по картам «Мир» и через СБП.

🎉 Новый сервис «Клерк.Консультации»: задайте вопрос эксперту и получите ответ в течение нескольких часов

Если вы столкнулись со сложной ситуацией на работе и нужен срочный совет, то обратитесь к экспертам «Клерка». В течение нескольких часов вы получите подробный ответ с рекомендациями. Выберете пакет консультаций и получите доступ к базе проведенных консультаций — более 20 тыс. ответов экспертов на разные вопросы в вашем распоряжении.

ФСБУ

Правила ФСБУ могут влиять на расходы по УСН

Налоговый учет на бухгалтерский не влияет, а бухучет на налоговый может. Поэтому ряд расходов на упрощенке зависит от того, как их учли в бухгалтерском учете. 

Неочевидные риски для всех участников схем по дроблению бизнеса

Налоговая проверка может выявить у предпринимателя признаки дробления бизнеса. Но в отличие от обычной кражи, в процессе искусственного создания нескольких юрлиц с целью незаконной налоговой оптимизации все не так очевидно.

⏰ Уже завтра вы узнаете, как защитить себя при налоговых проверках

Получите советы адвоката и построите эффективную линию защиты своих прав при налоговых проверках.

Интересные материалы

ВЭД

Как вести учет ВЭД в 2024 году: изменения, документация и налоги

Бухгалтерский учет ВЭД фиксирует все действия, которые связаны с экспортом, импортом товаров, капитала или услуг, а также там отражается статус важных документов — это контракты, налоговые и таможенные декларации, инвойсы и т. д.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру