РАУЗ. Причины и этапы перехода с партионной системы учета

В статье рассмотрены причины и этапы перехода с традиционного партионного учета на расширенную аналитику учета затрат (РАУЗ) на производственном предприятии (УПП 1.3), а также некоторые моменты, с которыми пришлось столкнуться.
9,7 тыс. 322

В статье рассмотрены причины и этапы перехода с традиционного партионного учета на расширенную аналитику учета затрат (РАУЗ) на производственном предприятии (УПП 1.3), а также некоторые моменты, с которыми пришлось столкнуться. 

Для предприятия с большим документооборотом использование методологии «Партионный учет» является большой проблемой. Нужно поддерживать документы в хронологическом порядке, постоянно восстанавливать последовательность партий. На производственном предприятии процедура восстановления партий длилась более  12 часов. Закрытие месяца занимало очень длительное время, так как только восстановление партий в лучшем случае делалось дважды: первый раз для выявления ошибок,  второй, после их исправления. Иногда партии восстанавливали 4-5 раз за месяц. Естественно, что это никого не устраивало и явилось главной причиной для перехода на РАУЗ.  

В партионном учете расчет себестоимости по средней ведется не по средневзвешенной, а по среднескользящей, а при закрытии месяца корректируется до средневзвешенной.  Отсюда, искажения, когда на конец месяца могут накапливаться «копейки», ввиду чего стоимость списания не совпадает со средней. Особенно ярко эта проблема вырисовывается для многопередельного производства.

Партионный учет, оборотно-сальдовая ведомость (ОСВ) по 43 счету за месяц по конкретной номенклатуре без учета складов:

РАУЗ, ОСВ по 43 счету за месяц по конкретной номенклатуре без учета складов:

Так как документооборот достаточно большой, то работать при партионном учете с установленными флагами «Списывать партии при отражении документов (в управленческом учете, в регламентированном учете)» в настройке параметров учета не возможно. 

О проблемах данного рода нам сообщает и справка: «При интенсивном документообороте запрещается устанавливать флаги «Списывать партии при отражении документов», иначе это приведет к снижению показателей производительности и параллельности системы».

Таким образом, необходимо было постоянно использовать обработку «Проведение по партиям», что в режиме работы предприятия 24/7  представляло собой проблему наряду с восстановлением партий.

Еще одной причиной в пользу перехода на РАУЗ  стало длительное проведение документа «Расчет себестоимости». При использовании партионного учета выполняемые действия документа «Расчет себестоимости» приходилось делить на несколько документов для проверки промежуточных данных и экономии времени. Каждый из них проводился около  40 минут. Так как документ «Расчет себестоимости» проводится по УУ, БУ и НУ, то затрачиваемое время только  на проведение документов данного вида составляло: 40 мин * 6 док. = 4 часа, а это половина рабочего дня. Для сравнения, после перехода на РАУЗ проведение документа «Расчет себестоимости» стало занимать около 5 минут. Колоссальная экономия времени.

УУ 1-й документ

УУ 2-й документ

Основными плюсами в пользу использования РАУЗ стали:

  • отсутствие длительной процедуры восстановления партий; 
  • оценка МПЗ, после  закрытия месяца стоимость списания совпадает со средней, так как именно это предполагает система линейных уравнений (СЛАУ)  РАУЗ (рис. 3);
  • более быстрое проведение документов в текущем режиме работы;
  • движения по регистрам учета формируются всегда при проведении документов, отпала необходимость делать проведение документов по партиям;
  • не нужно исправлять ошибки, возникшие из-за того, что документы ввели не в том порядке. Для РАУЗ достаточно того, чтобы в конце месяца не было отрицательных остатков по затратам;
  • расчет себестоимости выполняется одним документом по каждому юридическому лицу, его проведение намного быстрее, чем при партионном учете. В списке всего пять операций, которые можно выполнить одним документом;
  • для анализа данных по затратам и себестоимости можно применять лишь 2-3 отчета вместо разных ведомостей, которые собирают данные по множеству регистров при использовании партионного учета.

 Ниже приведу список задач, которые нужно выполнить, прежде чем включить использование РАУЗ в рабочей базе:

1. Определиться с порядком формирования учетных цен

В учетной политике есть параметр, который критичен при переходе на РАУЗ  –  порядок формирования учетных цен. Он может принимать одно из трех значений:

  • по плановым ценам (в течение месяца запасы оцениваются по заданному типу цен, а в конце месяца при расчете себестоимости их стоимость корректируется, но без изменения первоначальных документов);
  • по прямым затратам (при каждом проведении документа со списанием, перемещением, продажей МПЗ делается мини-расчет себестоимости, в конце месяца при расчете себестоимости происходит корректировка, но без изменения первоначальных документов);
  • по нулевым ценам (в течение месяца запасы не оцениваются, а при расчете себестоимости единоразово определяется стоимость всех МПЗ и затрат за месяц).   

Оптимальнее всего использовать нулевую стоимость или формировать ее «по плановым ценам». 

На предприятии был выбран порядок формирования учетных цен «по прямым затратам».  Аргументы в пользу данного выбора:

  • необходимость иметь оперативные данные по себестоимости по прямым затратам;
  • на складах нужен актуальный суммовой остаток;

Очевидно, что аргументы спорные, а выбор порядка формирования учетных цен очень не оптимальный. 

Во-первых, при использовании порядка формирования учетных цен «по нулевой стоимости» документы проводились бы гораздо быстрее, а расчет себестоимости делался бы единовременно. 

Во-вторых, если мы задним числом изменим оприходование и не перепроведем документ списания, то суммы у него не изменятся. Естественно, при расчете себестоимости будет корректировка, но документ списания останется прежним. 

Из-за того, что документы вносятся в произвольном порядке в пределах дня (порядок документов не играет роли) на счетах и в регистрах может складываться не совсем  красивая картина, с наличием огромных сумм, которых в принципе быть не должно.

Данная проблема может быть устранена расположением документов в нужной хронологии, но тогда теряется основной смысл РАУЗ - возможность произвольного расположения документов в течение месяца.

Таким образом, порядок формирования учетных цен «по прямым затратам» искусственно создает последовательность.

Если закрывать месяц не убирая огромные и не реальные суммы, то счета закрываются, но обороты по ним будут просто фантастическими, что естественно не устраивает бухгалтерию.

Разработчики не рекомендуют использовать порядок формирования учетных цен "По прямым затратам".

Следует обратить внимание на то, что изменение порядка формирования учетных цен вероятнее всего потребует изменения учетных политик организаций, подписанных ответственными лицами на бумажном носителе. 

2. Определиться с датой перехода

Учетные цены устанавливаются организацией самостоятельно, в силу чего в учетной политике в обязательном порядке указывается, что понимается под учетной ценой МПЗ, кем они утверждаются, и в каком порядке производится их пересмотр. В налоговом кодексе четко написано: «Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода».

Применение  РАУЗ на предприятии начали с 2014 года. Однако фактически процесс перехода произошел позже. После того как были сформированы документы ввода остатков по РАУЗ, уже закрытые месяца были перепроведены и перезакрыты. 

3. Определиться с режимом использования РАУЗ

Каждый режим определяет  соотношение регламентированного и управленческого учета при ведении учета затрат на предприятии. Кроме того, от режима использования РАУЗ зависит состав аналитических разрезов учета затрат.  

Для режима «Регламентированный учет» нельзя настроить детализацию затрат, для режима «Регламентированный учет с дополнительной аналитикой»  детализация затрат настраивается только по регламентированному учету, а для режима «Управленческий и регламентированный учет» - только по управленческому учету.

На предприятии был выбран  режим «регламентированный учет с дополнительной аналитикой», так как отсутствовала необходимость в ведении управленческого учета. 

4. Определить список нетиповых объектов и доработок, использующих регистры партий и себестоимость

Список вышеназванных объектов был определен для предприятия, в них внесли соответствующие изменения, так как при РАУЗ используются другие регистры. Обратите внимание, что объекты должны иметь два режима работы: партионный учет для использования старого периода, РАУЗ - для использования нового периода.

5. Перевести тестовую базу на РАУЗ

Дату начала использования РАУЗ  в тестовой базе желательно выбрать так, чтобы была возможность перепровести несколько месяцев, рассчитать себестоимость и полностью закрыть месяцы, а потом сверить результат с рабочей базой.

6. Сформировать регламент закрытия месяца

Исходя из результатов, полученных на предыдущем этапе и специфики предприятия.

Начать дискуссию

Отпуска

Сотрудник не может переносить отпуск, если у него заболел ребенок

Продлить или перенести ежегодный оплачиваемый отпуск разрешено только если заболел сам сотрудник, а не его ребенок.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Песков: нейросети в руках недобросовестных людей — еще одна большая угроза

Заместитель руководителя администрации президента РФ, пресс-секретарь В. Путина Дмитрий Песков заявил, что нейросети в руках недобросовестных людей или террористов могут стать грозным оружием.

👫 На одну штатную единицу можно принять двух полставочников. Эксперт: запрета нет, и Верховный Суд это косвенно подтверждает

Ранее Роструд заявлял, что одну должность не могут делить между собой два человека по полставки каждый, должно быть 2 должности. Теперь поступили новые вводные.

310
Лучшие спикеры, новый каждый день

Шестиугольник управления проектами. Что это такое и для чего нужен

Управление любым проектом представляет собой многоуровневый процесс, имеющий множество составляющих. Как минимум он включает в себя планирование, мотивацию, материальное и прочее обеспечение, а также контроль исполнительных процессов.

Шестиугольник управления проектами. Что это такое и для чего нужен

ФНС объяснила, какой ОКТМО указывать в ЕНП-уведомлении по налогу на имущество

В уведомлении по ЕНП при указании кода ОКТМО надо учитывать особенности исчисления и уплаты налогов.

🎓 Уже завтра бухгалтеры узнают, как Минтруд и ФНС будут бороться со скрытыми сотрудниками

Подготовьтесь к проверкам и запросам по сотрудникам и уберегите себя от штрафов.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Клиенты Сбера могут разблокировать карту после блокировки из-за криптовалют

Чтобы снизить риск блокировки карт из-за сомнительных операций, клиенты Сбербанка могут подтвердить свои криптовалютные доходы, сделав скриншот с сайтов криптобирж.

УСН

📌 Как ИП на УСН «доходы» в 2024 году уменьшать налог на фиксированные взносы: таблица

Чтобы уменьшать налог по УСН за 2024 год на взносы ИП за 2024, их не нужно платить. А вот на взносы 1% за 2024-й налог за 2024 год уменьшить нельзя независимо от того, платили вы их или нет.

НДФЛ

За подаренную двоюродным братом квартиру придется платить НДФЛ

За подаренную недвижимость не надо платить НДФЛ, если даритель и одаряемый являются членами семьи или близкими родственниками по Семейному кодексу. Двоюродный брат – это не близкий родственник.

💰 Зарплату иностранным работникам надо платить только безналом

Выплата денег валютным резидентом (российской компанией) нерезиденту (сотруднику-иностранцу) в наличной форме не входит в перечень разрешенных валютных операций.

Как составить прогнозный баланс на основе управленческой отчётности. 5 шагов

Устойчивое развитие бизнеса можно поставить под сомнение, если руководство на основе целей не составляет планы, а управленческий учёт заключается только в фиксировании фактических данных. И наоборот, планирование помогает находить резервы для роста компании, координировать все службы, чётко рассчитывать денежные потоки, поставки сырья и материалов.

Как составить прогнозный баланс на основе управленческой отчётности. 5 шагов

Минстрой утвердил официальную стоимость 1 кв. м жилья на II квартал

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства России установило показатели средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам РФ на II квартал 2024 года.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

МСП получили 500 млрд руб. поддержки в рамках льготных микрозаймов и поручительств

За 2023 год объем финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в рамках Национальной гарантийной системы вырос: кредитов под поручительства — на 47%, льготных микрозаймов — на 3,4%.

МСП получили 500 млрд руб. поддержки в рамках льготных микрозаймов и поручительств

Означает ли запрос ИФНС документов у контрагентов предстоящую проверку?

Добрый день! ИФНС запросила документы у наших заказчиков (4 разных контрагента) по некоторым договорам с нашей организацией вне рамок налоговой проверки. Коллеги, кто сталкивался, означает ли это, что нам самим в скором времени следует ожидать проверку?

4
79

Песков: Telegram не будут блокировать

Дмитрий Песков посоветовал Павлу Дурову уделять больше внимания тому, что Telegram используют в том числе и террористы.

💥 Сегодня — последний день уплаты текущих налогов и за прошлый год без последствий

До 28 марта надо уплатить налоги за 2023 год, а также налоги за текущий период. Смотрите список, чтобы ничего не пропустить.

Для «профессиональных дропов» могут ввести свою уголовную ответственность

Начальник Управления организации надзорной деятельности Росфинмониторинга Александр Курьянов рассказал, что мошенники стали чаще вовлекать в свои схемы молодых людей в качестве «дропов» - подставных лиц.

НДФЛ 35% вместо 13%. Новые изменения законодательства

Опубликован законопроект, прошедший второе чтение. Он направлен на изменение налоговых ставок для физических лиц, работающих по трудовому и гражданско правовому договору (договора оказания услуг и оказания работ) и ИП, применяющих общую систему налогообложения (ОСНО).

НДФЛ 35% вместо 13%. Новые изменения законодательства
9
386

Новые налоговые вычеты на долгосрочные сбережения: разбираемся как работает схема

Принятый 23 марта 2024 года закон[1] предусматривает введение единого налогового вычета по взносам в программу долгосрочных сбережений, по договору негосударственного пенсионного обеспечения и вложений на ИИС типа III.

Новые налоговые вычеты на долгосрочные сбережения: разбираемся как работает схема

Интересные материалы

Нулевая ставка по НДС: порядок применения в 2024 году

Налог на добавленную стоимость может рассчитываться по разным ставкам, в том числе — 0%. В этой статье расскажем о том, когда и как применять такую ставку, а также об изменениях 2024 года.

Нулевая ставка по НДС: порядок применения в 2024 году