Мысли на тему партионного учёта . "А как бы я вёл учёт?"

Если в двух словах, то все прямые расходы сразу ложатся на себестоимость, все косвенные расходы и предполагаемые продажи планируются на месяц вперёд. Рассчитывается некая величина, на которую увеличивается себестоимость за счет косвенных расходов. Итого мы имеем два баланса План и Факт. И мы можем сравнить их в любой момент времени, а не только на конец отчётного периода (месяца). На конец месяца мы корректируем.
Мысли на тему партионного учёта V. "А как бы я вёл учёт?"
автор статьи: Вячеслав Тютюнников a.k.a. Zmey.

Оригинал статьи

Здесь я постараюсь обобщить все предыдущие "мысли на тему...", и в результате попробую ответить на вопрос "А как бы я вёл учет?".

Что мы имеем на входе: по закону можно воспользоваться одним из четырёх методов расчета себестоимости МПЗ при списании. Но я бы выбрал вот что:

  1. Для бухгалтерии самым привлекательным является метод учета "по себестоимости каждой единицы".
  2. Для управленческого учета я бы рассчитывал себестоимость "по среднему", но не так, как гласит новый ПБУ, а так, как это происходит в текущих типовых конфигурациях 1С.

Почему?

Первое. При этом методе появляется возможность выбирать, по какой стоимости списывать товар- а это дает возможность уменьшать (или увеличивать) налогооблагаемую базу. Автоматизируя этот метод, я бы поступил достаточно просто- в общем случае у нас будет списываться товар с самой высокой себестоимостью. Результат- этим мы уменьшаем прибыль и стоимость товаров на остатке; и, как следствие, уменьшаются и те налоги которые платятся с прибыли, и налог на имущество.

Далее, необходимо иметь инструмент корректировки списания, который бы использовался в конце отчетного периода и давал бухгалтеру возможность изменить списываемую партию. Ситуаций, при которых бы такая возможность была необходима, я вижу две- продажа ниже себестоимости и общий убыток (прибыль уходит в минус).

Первую ситуацию корректировать необходимо. Вторая же зависит от разных условий. Но, в общем случае, лучше показать, что прибыль (хоть и маленькая) есть: и налоговая с лишней проверкой не придёт, и некоторые налоги платить не надо (например, если прибыли в отчетном периоде нет, то, материальная помощь сотрудникам до 2000 руб. облагается налогом ЕСН, если же прибыль есть- не облагается).

Второе. Я думаю, что для управленцу, который занимается ценовой политикой, абсолютно безразлично, по каким именно ценам к нему приходил данный товар. В общем случае его интересует средняя себестоимость товара, лежащего на складе.

Скажем, есть у него на складе 100 коробок конфет из трёх партий по ценам: 25 коробок по 45 рублей, 40 коробок по 47 рублей и 35 коробок по 48 рублей (цены приходные). Продав все 100 коробок по 55 рублей, он получит маржу 815 рублей (общая себестоимость коробок 4685 рублей).

Далее, усредняя себестоимость, можно маневрировать ценой, т.е. за счет более дешёвой партии на остатке уменьшить отпускную цену на весь товар. Мне трудно найти более весомые доводы, почему для управленческого учета оптимальной политикой являеется учёт по среднему, но думаю, что этих достаточно.

Ещё один интересный аспект- в себестоимость товара для управленческого учёта я бы сразу включал стоимость транспортных расходов. Это даст более реальную картину себестоимости продаваемого товара.

Вот, пожалуй, и всё. Реализовать средствами 1С первый пункт не так уж и сложно. Думаю, что сами разработчики к концу года обязательно это сделают. Второй пункт реализован за исключением транспортных расходов, что реализовать тоже достаточно просто.


Комментарий редактора.

Транспортные расходы- это, конечно, интересно. Но почему только транспортные? Если уж включать в себестомость товара операционные расходы, то сюда же нужно отнести и расходы на хранение товара на складе (отопление, электроэнергия), и расходы на рекламу, и много чего еще.. и зарплату того самого управленца, кстати говоря. Только вот стоит ли это делать?

ImHO это будет не очень корректно- не зря же умные люди учитывают операционные расходы отдельно и общий баланс (не в бухгалтерском смыле слова) сводят, имея перед глазами все свои цифры..


Ответ на комментарий редактора.

Почему же всё-таки транспортные расходы стоит включать в себестоимость товаров, а, например, расходы на рекламу нет?

В общем случае мы имеем два типа расходов- прямые и косвенные. Транспортные расходы я бы отнёс именно к прямым расходам. И здесь достаточно просто пропорционально распределить их на тот товар, который доставляется.

А вот как грамотно распределить рекламные расходы на себестоимость товара, если я оплатил рекламу на три месяца вперёд? Откуда я знаю, сколько я продам? Это уже косвенные расходы.

Расходы по хранению- вопрос сложный, тут уже по ситуации. Нужно учитывать обЪём товара (занимаемое место на складе), необходимо ли для хранения создание специфических условий (температура, влажность и др.) или т.д. На складе может храниться много различных товаров с разными критериями хранения. Для каждого конкретного предприятия этот вопрос может решаться по-разному. Всё зависит от того, насколько просто реализовать эту модель учёта.

Цитата из комментария редактора:

не зря же умные люди учитывают операционные расходы отдельно и общий баланс (не в бухгалтерском смысле слова) сводят, имея перед глазами все свои цифры.

Согласен, очень многие именно так и поступают. НО! Многие от этого начинают отходить. Почему? Да потому, что результат они видят только после сведения баланса. И результат может быть отрицательным. Эти многие теперь приходят к системе планирования. Это, разумеется, довольно сложная модель учёта.

Если в двух словах, то все прямые расходы сразу ложатся на себестоимость, все косвенные расходы и предполагаемые продажи планируются на месяц вперёд. Рассчитывается некая величина, на которую увеличивается себестоимость за счет косвенных расходов. Итого мы имеем два баланса План и Факт. И мы можем сравнить их в любой момент времени, а не только на конец отчётного периода (месяца). На конец месяца мы корректируем.

Конечным результатом будет, разумеется, баланс Факт. Но, имея возможность сравнения, управленец в течение месяца может принимать решения по корректировке плана.

Хотя, пожалуй, это тема для отдельной статьи...

Начать дискуссию

Проверки

Власти расширят индикаторы риска для проверок компаний. Их будет 500

Минэкономразвития уже утвердил больше 30 новых индикаторов, которые сигнализируют о возможных нарушениях законодательства. На основании этой информации контролирующие органы будут принимать решение о плановой проверке бизнеса.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Вы знаете какой праздник отмечается 28 апреля

День охраны труда — это международный праздник, который отмечается ежегодно в 175 странах мира, включая Россию. 

Вы знаете какой праздник отмечается 28 апреля

5 лайфхаков для бухгалтера: что делать, если директор не повышает зарплату

Даже самая достойная зарплата бухгалтера после пары лет без повышения становится не очень впечатляющей. Цены на жизнь растут, а индексация окладов оставляет желать лучшего. Рассказываем, что делать специалисту, который хочет повысить доход, но не может достучаться до начальства. 

5 лайфхаков для бухгалтера: что делать, если директор не повышает зарплату
Лучшие спикеры, новый каждый день
ВЭД

Как доказать, что взаимосвязь между продавцом и покупателем не влияет на цену вывозимых товаров

В случае перемещения продукции между взаимосвязанными продавцом и покупателем это должно быть заявлено в декларации таможенной стоимости по форме ДТС-3. Одновременно декларант заявляет о наличии либо отсутствии влияния взаимосвязи на цену вывозимых товаров.

Clearstream не поддержал выкуп заблокированных акций у россиян

Депозитарий отказался поддержать обмен заблокированными акциями и призвал клиентов соблюдать требования ЕС.

Внешний табель учета рабочего времени для 1С?

Почему Вашей компании может быть нужен внешний табель для 1С: слишком дорого иили долго дорабатывать решение на базе 1С, нежелание давать доступ сторонним людям к любой информации в 1С, невозможностьнежелание доработки конфигурации 1С.

Внешний табель учета рабочего времени для 1С?
1
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

С 29 мая будет новая форма расчета финансового результата инвестиционного товарищества

ФНС утвердила новые форму и формат представления расчета финансового результата инвестиционного товарищества.

29 отчетов и 27 платежей мая, о которых нужно помнить

Памятка для руководителя и бухгалтера: все дедлайны мая.

29 отчетов и 27 платежей мая, о которых нужно помнить

В честь Дня главбуха вышла новая кавер-версия песни «Бухгалтер»

Главную роль в клипе сыграла народная артистка России Ирина Пегова, а саму песню исполнила певица Anna, которая раньше участвовала в группе Cream Soda.

1

Что хотят работодатели, или нужен ли навык работы в Excel всем бухгалтерам?

В каждой третьей вакансии на нашем канале БухДжоб работодатели хотят видеть навыки работы в Excel у своего нового бухгалтера. На самом деле все еще интереснее. Расскажем, что хотят работодатели, а также что думают бухгалтеры и эксперты по этому поводу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
3

Кому продадут Hugo Boss в России: назван покупатель

Правкомиссия одобрила сделку по продаже бизнеса Hugo Boss в РФ. Главным условием стало сохранение рабочих мест для сотрудников компании.

Самозанятый не выдал чек: что делать компании

Представьте: вы сотрудничаете с самозанятым, всё идет хорошо, вы переводите деньги – и тут самозанятый пропадает. На сообщения не отвечает и не отправляет чек. 

Самозанятый не выдал чек: что делать компании
19
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Автоматизация бизнеса с помощью простой электронной подписи

В современном мире, где бизнес сталкивается с растущей конкуренцией и необходимостью оптимизации процессов, автоматизация становится ключевым фактором успеха. Она позволяет повысить эффективность работы, снизить риски ошибок и обеспечить более высокий уровень обслуживания клиентов.

Автоматизация бизнеса с помощью простой электронной подписи

Пользователи могут принять участие в охоте на телефонных мошенников

У «Тинькофф» появился новый сервис «Фрод-рулетка», где пользователи могут общаться с реальными мошенниками, выстраивать линию поведения и отнимать у них время.

2

В положение об оплате труда вносятся изменения, перераспределяются размеры выплат. Нужно ли уведомлять работника

Информация для работодателей. ТК РФ предусматривает обязательные и дополнительные условия трудового договора, разделенные законодателем по принципу необходимости их включения в трудовой договор.

С 3 мая — новый регламент подачи по электронке документов и сведений в СФР

22 апреля Минюст зарегистрировал приказ СФР от 12.01.2024 № 9, который утвердил новый порядок и условия представления страхователем в электронной форме сведений и документов, необходимых для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам.

😵 Изменили правила заполнения уведомлений по ЕНП, и бухгалтеры пытаются запомнить коды

На днях Минюст зарегистрировал изменения в порядок заполнения уведомлений по ЕНП. Поправки связаны с тем, что с 2024 года уведомления на НДФЛ надо сдавать 2 раза в месяц.

Wildberries планирует выйти на рынок ОАЭ

Компания может запустить сервис в Дубае и в других регионах Ближнего Востока, а также в Северной Африке.

С 1 января 2024 года вступили в силу новые правила по учету имущества организаций

Изменения в правилах учета направлены на повышение его прозрачности и надежности, эффективное использование и справедливое распределение имущества. Организации должны привести свою деятельность в соответствие с новыми требованиями, чтобы избежать негативных последствий. 

С 1 января 2024 года вступили в силу новые правила по учету имущества организаций

Интересные материалы

Могут ли оспорить в банкротстве соглашение об алиментах?

У большинства должников банкротов есть дети. Обычно, если имеются официальные доходы, то должник пытается обезопасить их от взыскания со стороны кредиторов. Иногда прибегают к оформлению повышенных алиментов на несовершеннолетних детей.