Аркадий Брызгалин, генеральный директор Группы компаний "Налоги и финансовое право". Все статьи автора

ГосДума, как и обещал в начале 2017 г. ее новый председатель Вячеслав Викторович Володин, активно "расчищает" завалы законопроектов, доставшихся ГосДуме седьмого созыва от депутатов прежних созывов. Не являются в этой работе исключением и налоговые законопроекты. 

Так 12 апреля ГосДумой были отклонены следующие законопроекты: 

  • № 980348-6 «О внесении дополнений и изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (в части установления дополнительных гарантий неухудшения условий налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства)»;
  • № 1089883-6 «О внесении изменения в ст.  251 части второй НК РФ (об особенностях учета при исчислении налога на прибыль организаций доходов собственников помещений многоквартирных домов)»;
  • № 1083183-6 «О внесении изменений в ст.ст. 250 и 251 части второй НК РФ (в части  расширения перечня средств целевого финансирования для целей налогообложения прибыли организаций)»;
  • № 819634-6 «О внесении изменений в гл. 23 части второй НК РФ и статью 3 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (об изменении ставки НДФЛ)»;
  • № 871036-6 «О внесении изменений в ст.ст. 255 и 270 части второй НК РФ» (в части включения в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли организаций, расходов на оплату услуг по организации туризма и отдыха работников и членов их семей на территории РФ);
  • № 25391-3 «О внесении изменения и дополнения в ст. 217 части второй НК РФ» (об освобождении от налогообложения доходов тренеров, полученных за призовые места на спортивных соревнованиях);
  • № 56001-4 «О внесении изменений и дополнений в ст.ст.146, 251 и 265 части второй НК РФ» (о налогообложении физкультурно-спортивных организаций и детско-юношеских спортивных школ).
20 апреля ГосДума отклонила законопроекты:

  • № 908625-6 «О внесении изменений в ст. 217 НК РФ (в части освобождения от налогообложения сумм единовременных выплат, осуществляемых образовательными организациями нуждающимся студентам);
  • № 88702-6 «О внесении изменения в ст. 217 части второй НК РФ (в части освобождения от налога на доходы физических лиц сумм единовременной материальной помощи, выплачиваемых за счет средств стипендиального фонда студентам, аспирантам, докторантам)».
21 апреля ГосДумой были отклонены законопроекты:

  • № 1096596-6 «О внесении изменения в НК РФ в целях совершенствования регулирования налогообложения индивидуальных предпринимателей»;
  • № 912150-6 «О внесении изменений в ст.  381 части второй НК РФ (в части изменения порядка применения льготы по налогу на движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств)»;
  • № 282588-4 «О внесении изменений в ст. 18 части первой, часть вторую НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ (Глава 26.5 Система налогообложения для организаций области информационных технологий)».

Налоговые органы приступают к расчету налога на имущество физических лиц за 2016 г., исходя из кадастровой стоимости жилых домов, квартир, гаражей, иных зданий, строений, сооружений, помещений.

Согласно Информации ФНС от 10.04.2017 «Об изменении порядка налогообложения недвижимости в 2017 году» в перечень регионов, в которых такой порядок налогообложения применяется, вошли: республики Калмыкия, Хакасия, Кабардино-Балкарская, Чеченская и Чувашская республики, Ставропольский и Камчатский края, Белгородская, Брянская, Вологодская, Воронежская, Калининградская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курская, Ленинградская, Омская, Тульская, Челябинская области, Санкт-Петербург.

Сообщается о действующих правилах расчета налога, предусматривающих применение:

  • понижающего коэффициента 0,2 (за первый год применения кадастровой стоимости);
  • налогового вычета по каждому виду объекта недвижимости;
  • налоговых льгот для отдельных категорий граждан.
Отмечено также, что для предварительного расчета налога можно воспользоваться размещенным на сайте ФНС России «Налоговым калькулятором».

На общественное обсуждение вынесен законопроект о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части установления ответственности за выдачу заведомо ложного аудиторского заключения.

Минфин (разработчик законопроекта) поясняет свою инициативу следующим образом: АЗ является документом, подтверждающим достоверность отчетности. Если аудиторская организация, индивидуальный аудитор выдают АЗ, не проводя аудит либо проводя его, но выраженное в нем мнение не соответствует проаудированной информации, то такое аудиторское заключение по решению суда может быть признано заведомо ложным. Вместе с тем, пока не установлена ответственность за выдачу (в том числе подписание уполномоченным лицом) заведомо ложного АЗ. Такое заключение по существу является
общественно опасным деянием в отношении неограниченного круга лиц, считает ведомство.

Для решения проблемы в Уголовный кодекс предлагается внести новую статью 202.1 «Подписание заведомо ложного аудиторского заключения».

Ее состав – подписание АЗ, которое впоследствии было представлено аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг, и признано заведомо ложным, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым интересам общества или государства.

Наказанием будет штраф от 100 до 300 тысяч рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет. В качестве альтернативы предусматриваются принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (или без такового). Еще вариант – лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Кроме того, статья с таким же названием может появиться и в КоАП. Составом правонарушения при этом будет подписание АЗ, которое впоследствии было представлено аудируемому лицу либо лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг, и признано заведомо ложным, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния. За такой вариант липового АЗ будет грозить штраф для должностных лиц 20-50 тысяч рублей; для ИП – 50-100 тысяч рублей; для юрлиц – 100-500 тысяч рублей.