Клерк.Ру

Опять двойка

Финансовая дисциплина россиян не улучшается. Так, семейный бюджет ведут меньше трети из них, а оценки самих граждан в отношении своего уровня финансовой грамотности продолжают снижаться. Таковы результаты предоставленных порталу Банки.ру опросов Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) в 2008—2013 годах.

Несмотря на то что Минфин России время от времени рассказывает о ходе реализации программы «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», сограждане не стало тщательнее заботиться о деньгах и лучше разбираться в финансовых вопросах. Об этом свидетельствуют данные исследований НАФИ, предоставленных на эксклюзивной основе порталу Банки.ру. «Уровень финансовой дисциплинированности населения практически не меняется с 2009 года и остается низким», — отмечают эксперты НАФИ.

📌 Реклама

К ведению строгого письменного учета финансов отечественные семьи в большинстве своем остаются равнодушными. С 2009 года, по данным НАФИ, доля россиян, четко ведущих бюджет, увеличилась всего на один процентный пункт. Доля тех, кто не ведет учет и точно не знает объемы финансовых поступлений и расходов в семье за месяц, согласно последнему опросу НАФИ (есть в распоряжении портала Банки.ру), выросла по сравнению с 2008 года на 6 п. п. и составила к настоящему моменту 15%.

Правда, отмечают эксперты агентства, более распространенным становится учет семейных финансов, когда фиксируются не все доходы и расходы, но в целом у людей есть понимание, сколько денег поступило и потрачено. Таковых в этом году оказалось 53% — против 45% в 2008-м. «Традиционно практика максимально четкого и строго учета наиболее распространена среди семей с высокими доходами. Нестрогое ведение бюджета более типично для среднего и так называемого «предсреднего» класса, — комментируют эксперты НАФИ. — А отсутствие навыков и практики ведения учета семейных финансов в большей степени присуще представителям низкодоходных групп». Притом наиболее ответственна в плане ведения личного бюджета молодежь (18—24 года), проживающая в городах-миллионниках.

«Семейные бюджеты доходов и расходов ведут менее трети населения, при этом количество таких ответственных россиян за время кризиса сократилось почти наполовину, — отмечают исследователи. — Причины очевидны. Произошло снижение определенности и стабильности доходов людей и их планов. На текущий момент мы наблюдаем повышение покупательской активности, увеличение объемов кредитования населения. Однако при этом уровень финансовой грамотности остался низким». «С учетом уровня и скорости развития финансовых услуг в России, соответствующая грамотность населения находится на очень низком уровне, и улучшения происходят очень медленно, — соглашается главный исполнительный директор микрофинансовой компании «Домашние деньги» Андрей Бахвалов. — Такая ситуация связана с тем, что никто централизованно, на государственном уровне этим не занимается. Передовые банки, МФО, страховые, инвестиционные и другие профильные компании при продвижении своих услуг разъясняют населению их особенности и преимущества. Но в масштабах России этого однозначно мало».

📌 Реклама

По информации руководителя социальных программ Ситибанка Татьяны Авраменко, россияне действительно не привыкли вести семейный бюджет. «Кроме того, многим еще и кажется, что их доходы не настолько значительные, чтобы заниматься сведением дебета с кредитом, — говорит Авраменко. — Но по сути ведение семейного бюджета — это планирование ежедневных трат с целью эффективного использования средств и их накопления. А еще это минимизация случайных, спонтанных покупок: вот этот аспект вообще мало кому приходится по душе, и ведение семейного бюджета воспринимается в результате как безрадостное занятие. Тем не менее именно благодаря ему можно понять, каким образом сбалансировать расходы, чтобы позволить себе то, что очень хочется». «Ведение семейного бюджета в нашем обществе не принято, непонятно, как это делать, а значит, кажется сложным и лишним действием, — полагает Бахвалов. — Хотя, по нашим оценкам, финансовое планирование помогает сократить ежемесячные траты на 10—30%».

📌 Реклама

Оптимистичнее смотрит на проблему директор департамента продаж и продуктов Росгосстрах Банка Вилен Ли. «В настоящее время в России наблюдается активный рост числа пользователей современными банковскими услугами. Это прямое следствие повышения финансовой грамотности населения. Растет популярность использования банковских карт, в том числе кредитных, знание таких услуг, как ДБО и мобильный банкинг, многие россияне уже не хранят деньги под подушкой, а используют для сбережения вклады». Хорошего мнения о рациональности россиян и председатель правления микрофинансовой компании «МигКредит» Лора Файнзильберг. «Сегодня в подавляющем большинстве случаев заемщики прекрасно понимают цель займа и его структуру, включающую и график платежей. Они готовы принимать на себя финансовые обязательства, адекватно оценивают свое финансовое положение, а также имеют полное представление о том, из каких источников они будут погашать заем», — уверена Файнзильберг.

И тем не менее Ли согласна с тем, что уровень пользования россиян банковскими продуктами и услугами все еще достаточно низкий. «Одной из наиболее популярных банковских услуг до сих пор остается пластиковая карта для снятия зарплаты в банкомате, а также оплата услуг ЖКХ и другие обязательные платежи. Современные кредитные, депозитные и платежные продукты следуют за ними со значительным отставанием. Системами интернет-банка пользуются только 5% банковских клиентов. Из-за низкой финансовой грамотности люди не могут правильно выбирать выгодные для них финансовые продукты (например, дешевые кредиты) или даже становятся жертвами финансовых мошенников, — продолжает Ли. — Такие инвестиционные инструменты, как ПИФы и ОФБУ, ОМС, сберегательные сертификаты, мало кому известны. Количество активных инвесторов в фондовый рынок на сегодня не превышает 1—2% от всего экономически активного населения страны».

📌 Реклама

Среди основных причин, объясняющих отсутствие интереса россиян к строгому учету доходов и расходов, Ли назвала низкий уровень жизни большинства населения нашей страны, невысокие заработки, отсутствие накоплений, слабое знание банковских продуктов, отсутствие традиций ведения семейного бюджета и времени на планирование, а также низкий уровень финансовой грамотности. По словам старшего вице-президента по развитию банковских продуктов и маркетингу банка «Ренессанс Кредит» Дениса Власова, до кризиса 2008—2009 годов большее, чем сейчас, число россиян серьезно относилось к финансовому планированию. «Наши граждане активно пользовались долгосрочными кредитными продуктами банков — чаще оформляли автокредиты и ипотеку, — уточняет Власов. — После кризиса интервал финансового планирования у россиян существенно сократился. Поэтому в розничном кредитовании мы, например, наблюдаем смещение в сторону краткосрочных и среднесрочных продуктов — кредитов наличными, кредитных карт и POS-кредитов, которые не предполагают длительной долговой нагрузки».

📌 Реклама

Для того чтобы повысить финансовую грамотность населения, по общему мнению опрошенных порталом Банки.ру финансистов, нужно активно работать над повышением финансового образования молодежи начиная со школы и ломать устоявшиеся стереотипы финансового поведения. «Многие россияне старшего поколения оценивают финансистов как спекулянтов, не доверяют банкам в целом. Кроме этого, нужно научить граждан думать о будущем, самостоятельно планировать свои доходы и расходы, не ждать милости от государства, а самим обеспечивать себе финансовую стабильность и сейчас, и в старости», — резюмировал Ли.

Подборка полезных мероприятий

Разместить
📌 Реклама