Банки

Некоторые вопросы налогообложения кредитных организаций

При подготовке и реализации учетной политики для целей налогообложения на 2006 год в части операций с недвижимостью кредитной организации необходимо учесть некоторые наиболее часто задаваемые аудиторам вопросы.

Методический журнал «Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке»

Е.В. Коротких
ЗАО «BKR-Интерком-Аудит», руководитель Департамента банковского аудита

При подготовке и реализации учетной политики для целей налогообложения на 2006 год в части операций с недвижимостью кредитной организации необходимо учесть некоторые наиболее часто задаваемые аудиторам вопросы.

Использование банком жилого помещения в качестве дополнительного офиса

Банк приобрел в собственность жилое помещение, которое использует в качестве дополнительного офиса. В ноябре 2005 года банком было получено временное разрешение на использование помещения в качестве нежилого. По истечении срока разрешения банку было отказано в переводе помещения в нежилое. В настоящее время подан иск на действия местной администрации в арбитражный суд.

В момент прекращения действия временного разрешения на использование помещения в качестве нежилого банк не приостановил свою работу в этом помещении, а решил опротестовать действия администрации в арбитражном суде.

Ввод в эксплуатацию объектов недвижимости в соответствии с п. 3.1.4.3 Приложения 10 к Положению Банка России от 05.12.2002 № 205-П «Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (далее — Положение ЦБ РФ № 205-П) осуществляется на основании документов, определенных законодательством Российской Федерации, после подачи документов на государственную регистрацию проводкой:

Д-т счетов по учету основных средств, нематериальных активов (в разрезе инвентарных объектов)

К-т счета по учету капитальных вложений.

Банк ввел в эксплуатацию помещение как амортизируемое имущество на основании наличия свидетельства о собственности и временного разрешения на использование помещения в качестве нежилого и фактически используемого для основного вида деятельности. Начисление амортизации для целей налогового и бухгалтерского учета во время действия временного разрешения на использование помещения в качестве нежилого правомерно. Этот актив являлся собственным, использовался для основной деятельности в целях получения дохода.

Однако после окончания срока действия временного разрешения у банка возникают налоговые риски в случае начисления амортизации для целей налогового учета, так как это помещение в соответствии с Жилищным кодексом не могло использоваться банком для своей деятельности. Расходы на амортизацию помещения для целей налогообложения могут быть признаны экономически не обоснованными. Возникают налоговые риски.

Для целей бухгалтерского учета помещение является амортизируемым имуществом, и основанием для прекращения начисления амортизации в учете должен быть документ (акт) о прекращении эксплуатации или консервации.

Капитальные вложения в арендованное имущество

Банк арендовал помещение для дополнительного офиса в 1994 году. Через пять лет офис был закрыт, а помещение сдано в аренду. Банком были проведены капитальные вложения в арендуемое помещение в форме неотделимых улучшений. Эти вложения были отражены на счете 60401 «Основные средства (кроме земли)». Следует ли списать со счета 60401 эти капитальные вложения?

Исходя из определения основного средства (п. 2.1 Приложения 10 к Положению

ЦБ РФ № 205-П) следует, что к основным средствам могут быть отнесены только те капитальные вложения, по которым банком может быть подтверждено право собственности. В случае с неотделимыми улучшениями, произведенными в арендованное недвижимое имущество, подтвердить право собственности практически невозможно. Капитальные вложения, не подтвержденные правами собственности, являются для целей бухгалтерского учета расходами банка.

Согласно НК РФ неотделимые улучшения арендованного имущества, в случае если арендодатель не возмещает арендатору понесенных им расходов, не могут быть учтены для целей налогообложения. Для целей налогообложения неотделимые улучшения в арендованное имущество в составе амортизируемого имущества до недавних пор не учитывались, поскольку это не предусматривалось главой 25 НК РФ.

Федеральным Законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ внесены изменения в НК РФ в отношении признания капитальных затрат в арендованное имущество, вступившие в силу с 1 января 2006 года. Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом «признаются капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя».

Согласно п. 1 ст. 258 НК РФ капитальные вложения, указанные в п. 1 ст. 256 НК РФ, амортизируются в следующем порядке:

    — капитальные вложения, стоимость которых возмещается арендатору арендодателем, амортизируются арендодателем в порядке, установленном главой 25 НК РФ;

    — капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды, исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств в соответствии с Классификацией основных средств, утверждаемой Правительством РФ.

Капитальные вложения в арендованное имущество, сделанные с согласия арендодателя, с 1 января 2006 года являются амортизируемым имуществом. Расходы на амортизацию этого имущества учитываются в целях налогообложения прибыли.

Момент перехода прав собственности на недвижимое имущество для целей бухгалтерского и налогового учета

На практике часто возникает вопрос, как правильно определить момент выбытия (постановки на учет) недвижимого имущества.

В соответствии с п. 10.1 Приложения 10 к Положению ЦБ РФ № 205-П имущество выбывает в результате перехода права собственности (в том числе при реализации). В соответствии со ст. 131, 164, 551 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» юридическим актом признания и подтверждения возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество является государственная регистрация прав на недвижимое имущество. Между датой подписания акта приема-передачи, датой передачи документов на государственную регистрацию и датой государственной регистрации прав на недвижимое имущество есть различия. Какая же из трех дат является датой постановки на учет (списания) для целей бухгалтерского и налогового учета?

Между датами перехода прав собственности и прекращения использования имущества для деятельности организации с целью получения дохода обычно имеется различие в несколько месяцев.

Очевидно, что банк перестает использовать объект недвижимости в момент его передачи по акту приема-передачи имущества. После этого банк не может использовать это имущество в целях получения дохода. Если имущество не может использоваться для получения дохода, то оно не может быть амортизируемым. После передачи имущества банк не должен начислять амортизацию. При этом организация-покупатель после подачи документов на государственную регистрацию и начала использования недвижимости для своей деятельности в целях получения дохода признает это имущество в качестве амортизируемого и начисляет амортизацию.

Разъяснения по данному вопросу даны в Письме Минфина России от 26.10.2005 № 03-03-04/1/301.

В бухгалтерском и налоговом учете следует приходовать недвижимость в момент передачи документов на государственную регистрацию, списывать по акту приема-передачи.

При этом налог на имущество начисляется в соответствии с главой 30 НК РФ. Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Переоценка основных средств и налог на имущество

Учитываются ли при расчете налога на имущество результаты переоценки основных средств, проведенной банком путем индексации его стоимости в соответствии с рыночными ценами?

В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ «объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета». В соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ «налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации».

Результаты переоценки основных средств на 1 января отчетного года подлежат отражению в бухгалтерском учете оборотами за январь. Если отражение результатов переоценки в учете в этот срок в силу определенных причин невозможно, то крайний срок для отражения переоценки в учете — последний рабочий день марта отчетного года. При этом начисление амортизации с 1 января отчетного года должно производиться исходя из восстановительной стоимости объектов основных средств с учетом произведенной переоценки.

В Письме Минфина России от 09.03.2006 № 03-06-01-04/63 даны разъяснения по расчету среднегодовой стоимости имущества при проведении переоценки основных средств. Если результаты переоценки объектов основных средств отражены в бухгалтерском учете и отчетности банка по состоянию на 1 января 2006 года, то при определении среднегодовой стоимости имущества за налоговый период остаточная стоимость имущества на первое число следующего за налоговым периодом месяца должна учитываться в том значении, в котором она сформирована в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета на соответствующую дату (то есть на 1 января календарного года, следующего за налоговым периодом).

Исходя из вышеизложенного, при исчислении налога на имущество основные средства, первоначальная стоимость которых была переоценена по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации по рыночным ценам по состоянию на 1 января 2006 года, включаются в налоговую базу за 2005 год с учетом результатов проведенной переоценки.

Начать дискуссию

За год количество занятых увеличилось до 74 млн человек

В мае 100 тысяч человек нашли работу, общее число трудоустроенных выросло до 74,1 млн.

Госзакупки у малого и среднего бизнеса превысили 4 трлн рублей

Компании с государственным участием обращаются к МСП-поставщикам за услугами по страхованию и финансовому посредничеству.

Ведение бизнеса

Больше 8 тысяч проектов запустили в рамках программы «Мама-предприниматель»

Мамы несовершеннолетних детей могут пройти тренинги и получить грант в 100 тысяч рублей на открытие собственного бизнеса.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Курортный сбор

Туристический налог не войдет в состав ЕНП

С 2025 года вводят новый налог – туристический. Его будут платить отели. Уплата будет идти на отдельный КБК.

Отчетность

Компании могут обязать публиковать нефинансовую отчетность

Мосбиржа хочет обязать эмитентов раскрывать нефинансовую отчетность, при этом для таких данных не будут устанавливать специальный формат.

К процедуре внесудебного банкротства стали обращаться в пять раз чаще

За полгода россияне начали больше 25 тысяч процедур внесудебного банкротства, из них 60% заявлений приходится на пенсионеров и получателей пособий.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Инвестиции

Какая ЗП нужна, чтобы взять ипотеку? Недвижка не падает, обвал акций, доллар, IPO, дивиденды, облигации и другие новости. Воскресный инвестдайджест

Можете выкидывать калькуляторы, они бесполезны. Теперь чтобы взять ипотеку без льгот, нужно иметь зарплату выше средней по региону в 3–4 раза. Грустно? А ведь это ещё не всё. На рынке произошёл очередной обвал, доллар не хочет расти, везде пессимизм кроме оптимизма у тапателей хомяков.

Какая ЗП нужна, чтобы взять ипотеку? Недвижка не падает, обвал акций, доллар, IPO, дивиденды, облигации и другие новости. Воскресный инвестдайджест
Налог на прибыль

Снижение налога на прибыль при закрытии дочерних организаций. Советы из практики

Эта статья будет полезна владельцам бизнеса, финансовым директорам и бухгалтерам, занимающимся налоговым планированием. В статье рассматриваются практические методы снижения налогового бремени, связанные с передачей имущества дочерней организации компании-учредителю.

Снижение налога на прибыль при закрытии дочерних организаций. Советы из практики

470 тысяч женщин оформили пособие по беременности

Минимальный размер пособия в 2024 году составляет больше 88 тысяч рублей.

По долгам участников СВО приостановили 760 тысяч исполнительных производств

Участникам СВО и их семьям также оказывают бесплатную юридическую помощь и предоставляют иные меры социальной поддержки.

НДФЛ

Работодатель не удерживает НДФЛ с возмещенных сотруднику расходов при переезде за границу

Компенсационные выплаты, связанные с выполнением трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, не облагаются НДФЛ и взносами.

В Московской области число представителей малого и среднего бизнеса выросло на 5%

Показатель роста предпринимательской активности в Подмосковье оказался выше среднего по стране. В сфере малого и среднего бизнеса работает больше 128 тысяч компаний и 297 тысяч ИП.

Налоговые штрафы

Отложенную переплату будут учитывать при начислении штрафов за налоговые долги

За неуплату налога из-за занижения налоговой базы положен штраф 20%. Его не будет, если на ЕНС все время было положительное сальдо. Теперь будут учитывать не только сальдо ЕНС, но и зарезервированные суммы.

Акцизы

Акцизы на алкоголь каждый год будут расти на уровень инфляции

На спирт будет установлена нулевая ставка акциза, если продукция из этанола продается аптекам или для производства парфюмерии, бытовой химии и красок.

Инвестиции

Рынок падает. Пополнил брокерский счёт на 300 000 в июле. Что купил? Часть 1

Продолжаю ежемесячное инвестирование, в июле удалось пополнить брокерский счёт на рекордные 300 000 рублей, а значит можно провести традиционный анпакинг покупок на бирже. Продолжаются распродажи в отделе акций и облигаций, дополнительные скидки дарит дивидендный сезон, так что удалось приобрести много интересного.

Рынок падает. Пополнил брокерский счёт на 300 000 в июле. Что купил? Часть 1

Налог на сахар и пустой дом, загадочная история в финансовом обзоре

Налоговые события в России и мире

Налоговая реформа еще не начала действовать, а у бухгалтеров уже есть вопросы к ФНС про НДС для упрощенцев. 😡«Ночной бухгалтер» № 1723

У бухгалтеров, что называется, наболело. Они хотят получить ответы на вопросы, которые возникли в ходе принятия поправок в НК на 2025 год. Вопросов много, они могут стать большой проблемой для бизнеса в следующем году. Предполагаем, что вместо принятия продуманной редакции кодекса будут снова многочисленные письма и разъяснения.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
ЕАЭС

Какую отчетность нужно сдавать ИП на УСН при работе с контрагентом из ЕАЭС

Если ИП начал импортировать товар из любой страны ЕАЭС, то ему придется сдавать особую отчетность. Рассказываем, что должен сдать ИП и какие налоги ему нужно уплатить.

Какую отчетность нужно сдавать ИП на УСН при работе с контрагентом из ЕАЭС

Разбираемся, как заполнить ЕФС-1, проходить проверки, оформлять и оплачивать сверхурочную работу бухгалтера и получать налоговые уведомления через Госуслуги

Новый дайджест подписки Клерк.Плюс! 

Разбираемся, как заполнить ЕФС-1, проходить проверки, оформлять и оплачивать сверхурочную работу бухгалтера и получать налоговые уведомления через Госуслуги

Интересные материалы

Что сдавать ИП и организациям за второй квартал 2024 (полугодие): обзор для всех режимов налогообложения

Что и когда сдавать во втором квартале 2024 года ИП с работниками и без на УСН, ОСНО, ЕСХН и ПСН, а также организациям на ОСНО, УСН и ЕСХН. Мы объединили в обзоре информацию о сроках и формах отчетов (ссылки на бланки и инструкции по заполнению тоже найдете здесь).