Банки

Клиенты не хотят слушать рекламу

Продвижение банковских продуктов с помощью call-центра требует поиска компромиссного решения

Великий соблазн — рассказать о самых актуальных, самых интересных продуктах банка клиенту, пока он, беспомощный, висит на другом конце телефонной линии. Автоинформатор call-центра практически бесплатный рекламный канал с широчайшим охватом. Но на другой чаше весов столь же большой риск, что клиент бросит трубку, не дождавшись ответа оператора. Большинство банков считает, что в этом деле можно рисковать грамотно — рассказать о сезонных продуктах или акциях, не вызвав особого раздражения у клиента.

Таисия Мартынова

Денис Кагане,
начальник управления маркетинга
Московского кредитного банка:

— Позвонив по телефону единой справочной службы МКБ, клиент с помощью автоинформатора может круглосуточно получить информацию о таких продуктах, как вклады или кредитные карты, а также о других наиболее массовых продуктах банка для физических и юридических лиц. Происходит это следующим образом: позвонивший слышит приветствие банка, а затем краткую информацию о каком-либо одном «хитовом» предложении. Например, в январе 2007 года «хитом» являлся вклад «Рождественский». Рекламная информация очень короткая: название продукта и его преимущества по сравнению с другими продуктами, например, повышенная ставка по депозиту, розыгрыш призов, бонусы или что-то иное. У «хитового» предложения нет своей кнопки в меню — подробную информацию клиенту предлагается получить, обратившись к оператору справочной службы.

Мы комплексно подходим к продвижению услуг банка, поэтому, зачастую срок действия «речевки» по тому или иному продукту определяется длительностью рекламной кампании по данному направлению бизнеса. Как правило, это три-четыре месяца. В прошлом году в качестве «хитов» выступили четыре продукта: специальные вклады «Рождественский» и «Жемчужина Нила», кредиты на развитие бизнеса и кредитные карты.

Выбор продуктов, заслуживающих отдельного продвижения, осуществляется на основании приоритетов деятельности банка в данный период, а также характеристик и численности потенциальной аудитории, которая услышит информацию, обратившись в справочную службу. Эффективность такого продвижения, по нашим данным, несколько уступает эффективности других каналов продвижения, например рекламе в интернете, прессе, на радио и т.п. Но этот канал не требует существенных расходов, а следовательно, приводит в банк практически «бесплатных» клиентов.

Наталья Романенко,
заместитель начальника
отдела маркетинга
и брэнд-менеджмента банка «Возрождение»:

— Определяя формат работы call-центра, специалисты банка «Возрождение» исходили из того, что клиенты обращаются в банк по разным, в том числе срочным вопросам, требующим немедленного решения, например по проблеме с использованием пластиковой карты. Мы стремимся, чтобы время ожидания клиента было минимальным.

Мы считаем важнейшим, чтобы клиент, обратившись в call-центр, получил полную и квалифицированную информацию обо всех наших продуктах. Для этого важно, прежде всего, живое общение клиента с оператором call-центра. Мы высоко оцениваем эффективность call-центра по профессиональному консультированию клиентов и предложению им стандартного набора наших продуктов и услуг.

Кроме того, в автоматическом режиме, нажав необходимые клавиши на телефоне, клиент может прослушать информацию по всем предлагаемым банком продуктам: ипотечное кредитование, сведения о потребительском кредите, автокредитование, информация о вкладах, банковские карты. Эта информация обновляется по мере изменения продуктовой линейки. Естественно, в рекламных сообщениях мы информируем клиентов обо всех наших новинках и предлагаем больше узнать о продуктах непосредственно у наших специалистов-консультантов.

Алексей Кирюшенков,
директор департамента систем
электронного банковского обслуживания
компании R-Style Softlab:

— Cегодня call-центр такая же неотъемлемая часть IT-инфраструктуры розничных банков, как любая другая автоматизированная система. Полагаю, людям, чья профессия — считать деньги, не нужно объяснять, насколько можно уменьшить издержки с помощью программных решений класса «call-центр». Конечно, каких-то сумм требует обслуживание, но они не сопоставимы с оплатой даже одного работника, призванного отвечать на телефонные звонки. Ко всему прочему системы достаточно просты и не нуждаются в больших начальных инвестициях.

Сall-центры воспринимаются и как имиджевые системы — решения, которые повышают лояльность клиентов. Согласитесь, каждому приятно осознавать, что при необходимости можно получить информацию о состоянии счета, набрав определенный номер телефона. Call-центр — это услуга, которая обеспечивает максимальную открытость деятельности кредитного учреждения, а значит, является еще одним преимуществом в конкурентной борьбе для банка.

Виктор Кочетков,
начальник управления
маркетинга и рекламы Росбанка:

— Как таковой «речевки» — рекламного блока, в котором записаны аудиоролики для автоматической прокрутки каждому позвонившему в банк, — у нас нет. Клиент слышит приветствие «Добро пожаловать в Росбанк!» и предложение, переключившись в тоновый режим, нажать кнопки на телефоне, чтобы выбрать интересующую его информацию. При этом несколько кнопок отведено ключевым продуктам. В настоящий момент это «Кредит на неотложные нужды «Просто деньги» (клавиша 1) и «Кредиты для малого бизнеса» (клавиша 2). Информацию об остальных продуктах и услугах можно получить, пройдя дальше по голосовому меню автоматической справочной системы: выбрать соответствующую клавишу «продукты и услуги Росбанка», а затем в следующих подменю выбрать нужную услугу.

Статистика соединений с IVR (автоматическая справочная служба) показывает, что находящиеся на верхних уровнях меню продукты наиболее активно выбираются потребителями. В связи с тем, что про находящиеся на первом уровне меню продукты услышат практически все абоненты, позвонившие в банк, отбор наиболее важных на данный момент продуктов производят руководители бизнес-подразделений, ответственные за их разработку и продажу.

Сроки продвижения того или иного продукта зависят от общей стратегии продвижения розничных продуктов и продуктов для малого и среднего бизнеса. Частой смены, безусловно, не производится, чтобы постоянные клиенты не запутались в меню. Кроме того, «горячих» клавиш, обеспечивающих прямое переключение на продукт из главного меню, не может быть много — только две-три. Учитывая универсальный и в хорошем смысле «народный» характер Росбанка, на первый уровень голосового меню выносятся продукты массового спроса.

Дмитрий Орлов,
начальник департамента
маркетинга и банковских продуктов
Русского банка развития:

— На первом уровне меню call-центра Русского банка развития предусмотрено разделение входящих звонков на «клиентов» и «не клиентов». Такое деление обусловлено тем, что лица, уже являющиеся клиентами банков, звонят с какой-то определенной целью: задать вопрос по обслуживанию или выяснить информацию по своему продукту. Людям, которые еще не являются клиентами банка, требуется ознакомительная информация, в том числе и по продуктовой линейке. Исходя из потребностей людей, дозвонившихся в банк, короткие рекламные сообщения о конкретных продуктах размещаются в двух точках меню: в самом начале записи автоинформатора, еще до необходимости деления на «клиент/не клиент», и на втором уровне меню в разделе, когда клиент уже выбрал интересующий пункт меню, например, тот, где уже предлагается подробная информация о продуктах банка.

Такое размещение рекламного сообщения свидетельствует о нашем желании информировать реальных и потенциальных клиентов о наиболее интересном предложении банка, но также и о том, что мы не хотим перегружать дозвонившихся людей лишней информацией. Словом, мы ищем и находим компромисс в этом деликатном вопросе.

Возможность размещать рекламное сообщение в «речевке» call-центра у нашего банка появилась не так давно, после внедрения новой системы. При этом возможность продвижения отдельных продуктов была одним из основных требований к разработчикам. Впрочем, большинство систем поддерживает такую опцию.

За время действия новой системы банк продвигал несколько продуктов. В октябре-ноябре прошлого года рекламировался сезонный вклад «Заготовительный» с хорошими условиями для вкладчиков и подарком — баночкой меда. С января при помощи автоматической системы продвигается специальное предложение «+0,5% по вкладам». В ближайших планах — продвижение кредита физлицам «Отличные наличные». Мы считаем, что этот кредит является наиболее интересным предложением из перечня других наших кредитных продуктов для клиентов РБР. Собственно, по такому признаку и производится отбор продуктов, заслуживающих продвижения с помощью call-центра, — это либо какая-то акция, сезонный продукт, и тогда он продвигается в течение всего времени действия предложения, либо это какое-то стабильное, постоянное предложение, которое мы считаем самым перспективным для банка и интересным для клиентов.

Михаил Воронько,
начальник управления
продуктового маркетинга
банка «Уралсиб»:

— Call-центр «Уралсиба» работает в режиме предоставления клиентских консультаций, приема претензий и оперативной обработки вопросов технического характера. Такая постановка задачи связана с тем, что call-центр является инструментом реализации маркетинговой стратегии банка. При построении продуктовой линейки мы ориентируемся на средний класс, особенностью которого является возможность официально подтверждать доход. Как показывает наш опыт, эти клиенты привыкли самостоятельно принимать решение о покупке продуктов, оценив риски и сравнив конкурентные предложения других банков. В связи с этим мы не практикуем методы активных прямых продаж, в том числе при постановке задач call-центру. На наш взгляд, активные прямые продажи в большей степени применимы для «монопродуктовых» банков. В противовес этому в деятельности нашего call-центра мы стараемся обеспечить максимально качественное консультирование обратившегося к нам клиента, показать ему, что банк в нем заинтересован, и тем самым осуществить предпродажу продукта.

«Уралсиб» не использует такие методы продвижения услуг, как рекламные сообщения по продуктам во время ожидания клиентом соединения при звонке в call-центр. Наработанная практика говорит о том, что целевая аудитория болезненно воспринимает попытку «навязать» ей какие-либо продукты. Большинство обратившихся не понимает, почему приходится по нескольку минут слушать рекламу в ожидании ответа оператора, в то время как возможно у них совершенно другая цель звонка: кроме справок по продуктам в единую справочную «Уралсиба» нередко обращаются по вопросам обслуживания пластиковых карт, работы офисов продаж и банкоматов. У всех перечисленных категорий совсем другой интерес, а им предлагают в это время, к примеру, открыть депозит!

В прошлом году мы проводили широкомасштабную акцию «Нет аренде!», направленную на продвижение ипотеки. В ходе кампании потенциальные клиенты звонили в банк, уже имея представление о том, что им нужно. А call-центр проводил более детальное консультирование, в том числе обеспечивая прием предварительных заявок. Эффективность такого подхода подтвердилась, так что в текущем году мы намерены реализовать в розничной сети систему удаленного приема и обработки заявок через электронные каналы продаж, включая call-центр.


Мнение эксперта

Олег Кравченко руководитель направления систем связи компании КРОК:

— Call-центр — в первую очередь, средство повышения качества обслуживания клиентов, и только потом — рекламная площадка. Одна из наиболее приоритетных задач call-центра — сокращение времени обслуживания вызовов. Поэтому, как правило, рекламные сообщения заносятся в определенные пункты голосового меню и запускаются лишь после того, как абонент выразил желание их прослушать. Размещение рекламных сообщений в меню традиционно осуществляется с помощью IVR-продуктов, например, Avaya IR. Эту функциональность мы сейчас реализовываем в проектах для Центрального аппарата Сбербанка, Альфа-Банка, Русского банка развития. Благодаря интеграции IVR с приложением для управления рабочими местами операторов (AIC), оператору call-центра предоставляется информация о пунктах меню IVR, в которых побывал абонент, в том числе, какие рекламные сообщения он уже прослушал.

Недавно на рынке появился новый продукт, можно назвать его IVR нового поколения, — Avaya Voice Portal. Сейчас мы внедряем этот продукт в рамках создания территориально распределенного call-центра для оператора сотовой связи. Voice Portal — более масштабируемый и настраиваемый продукт, в нем реализованы дополнительные возможности для резервирования. Кроме того, компаниям, имеющим территориально распределенные call-центры, он позволяет существенно экономить на междугороднем трафике. Архитектура аппаратно-программного комплекса Voice Portal позволяет создать территориально распределенную серверную инфраструктуру, при которой в каждом из регионов устанавливается свой сервер, управляемый из центра. При этом информационные сообщения воспроизводятся на локальных ресурсах в соответствии с централизованно определяемыми алгоритмами и, следовательно, объем информации, передаваемой между региональными центрами и ядром системы практически сводится к обмену управляющими командами. Таким образом, затраты на размещение рекламы в call-центре снижаются за счет уменьшения стоимости обслуживания информационных потоков.

Начать дискуссию

На Госуслугах будут тестировать новую платформу коммерческих согласий

Участники финансового рынка запустят новый сервис на Госуслугах, который позволит клиентам не вводить одни и те же личные данные при оформлении продукта, а просто дать согласие организации на использование той информации, которая уже есть в другой.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Инвестиции

Росбанк и УК «Лидер» вернули средства со счета Euroclear

Суд встал на сторону инвесторов в деле о блокировке иностранных активов.

Ведение бизнеса

Силовики пришли на пивзавод «Афанасий» в Твери

О причинах визита правоохранительных органов пока что неизвестно. Не исключено, что проверка связана с «пивной» схемой уклонения от уплаты налогов.

Лучшие спикеры, новый каждый день
Бесплатно с Первичные документы

Какие документы заменяет УПД. Новый формат УПД с 2025 года. Мини-курс

Универсальный передаточный документ используется в качестве замены части первичных документов. Какие документы он заменяет и какой формат УПД использовать с 2025 года рассказываем в мини-курсе.

Какие документы заменяет УПД. Новый формат УПД с 2025 года. Мини-курс

🌞 Хотят увеличить МРОТ и декретные. В мае надо пораньше выплатить зарплату. Топ новостей за неделю

Мы собрали для вас самые важные бухгалтерские новости последней недели, которые вы могли пропустить.

Бесплатно с Отпускные

Можно ли взыскать деньги с работника, который взял отпуск авансом, а потом уволился

Не всегда разумно идти навстречу пожеланиям трудящихся – предоставлять им отпуска авансом вне графика за еще не отработанный период. Но если такая ситуация произошла, как быть работодателю, можно ли удержать переплату?

Можно ли взыскать деньги с работника, который взял отпуск авансом, а потом уволился
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Охрана труда

👷‍♂️👨‍💻🔧 Кто должен проходить обучение по охране труда на предприятии

Согласно ст. 225 ТК, получить базовые знания по охране труда должны все сотрудники, однако существуют и специальные программы для разных категорий работников. Разбираемся, кто и по каким программам обязан проходить обучение в компании.

👷‍♂️👨‍💻🔧 Кто должен проходить обучение по охране труда на предприятии

Как защитить бизнес от необоснованных нападок потребителей

Разберем, как потребители злоупотребляют своими правами и как честным предпринимателям защитить свой бизнес.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Как уменьшать налог по УСН на взносы, НМА в 2024 году, важные разъяснения Минфина и ФНС. Дайджест разборов

Подготовили для вас новый дайджест разборов от «Клерка». Сегодня для вас самые читаемые разборы за апрель, а также два абсолютно новых разбора.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
ЭДО

В сервисе «Прозрачный бизнес» теперь можно узнать больше о контрагентах

ФНС в сервисе «Прозрачный бизнес» разместила информацию о подключении бизнеса к электронному документообороту (ЭДО).

Мошенничество

Развитие бизнеса с сайта знакомств, как правило, не начинается

Оперативники задержали подозреваемого в мошенничестве через сайт знакомств в отношении жительниц Краснодарского края и Москвы.

Ведение бизнеса

Что такое гарантийное письмо и в каких случаях оно необходимо

Гарантийное письмо подтверждает возникновение обязательств между сторонами и условия сделки. Такой документ можно предоставить арендодателю, клиенту или кредитору как гарантию исполнения своих обязательств. Если сторона свои обещания нарушила, с таким документом можно идти в суд.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Мошенничество

Договор на трудоустройство в модельное агентство актером массовых сцен может оказаться на кредит

На юго-востоке Москвы сотрудники полиции задержали подозреваемых в многоэпизодном мошенничестве под видом трудоустройства в модельное агентство актером массовых сцен.

Как заполнять новые реестры для экспортного НДС 0%

При реализации товаров на экспорт применяется ставка НДС 0 %. Для подтверждения права применения данной ставки необходимо использовать реестры. Ранее экспортеры представляли подтверждающие экспорт документы, как на бумаге, так и в виде реестров сведений в электронном виде.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Простым языком про счета за границей

Клиент задаёт нам вопрос: у меня открыты карты в иностранных банках для поступления средств и оплаты иностранных сервисов. Надо ли сдавать отчет о них и если да, то куда и когда?

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: TikTok возвращается в Россию, CDEK доставляет автомобили, а IT-компании не договорились о создании российской операционки

Подготовили обзор главных событий дня — 3 мая 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Законопроекты

Депутат предлагает официально продавать красивые госномера для автомобилей

Если власти начнут продавать автомобильные номера, то за первый год федеральный бюджет пополнится на 35 млрд рублей.

IT-компании

IT-компаниям нужно до 1 июня подтвердить аккредитацию

С 8 мая до 1 июня 2024 года IT-компании должны подтвердить госаккредитацию, указать долю доходов от профильной деятельности, а также внести сведения о продаже программ, включенных в реестр отечественного ПО.

Кредитование

Что нужно проверить компании перед тем, как обратиться за кредитом

Чаще всего кредиторы не предоставляют финансирование должникам из реестра ФССП, банкротам и тем, у кого плохая кредитная история.

Интересные материалы

Бизнесу помогут оценить стоимость компании на рынке

Роспатент может создать универсальную методику оценки интеллектуальной собственности, в том числе НМА.