Клерк.Ру

Кредитные бюро готовятся к созданию «финансовых паспортов» граждан

Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

Расширение сотрудничества кредитных бюро с частными компаниями и органами власти могло бы привести к трансформации кредитных историй граждан в их финансовые паспорта. Об этом 27 мая в ходе пресс-брифинга сообщил Даниэль Зеленский, генеральный директор Объединенного Кредитного Бюро (ОКБ). С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

Разумеется, любое кредитное бюро желает максимально расширить круг собираемой информации о заемщиках. В ОКБ эту концепцию называют «идеальным бюро» и считают, что в случае ее воплощения кредитная история могла бы стать настоящим финансовым паспортом человека. И действительно, кроме полной информации о взаимоотношениях физлица с банками, в нее могли бы войти данные о благосостоянии человека: его официальном доходе, имеющихся активах, трудоустройстве. Там же нашлось бы место и сведениям о его образовании, профессиональных сертификатах, возможных конфликтах с государством на административной и уголовной почве. Наконец, в концепции есть место и портрету человека на основании его аккаунтов в соцсетях.

«Человек хочет пойти на работу - работодатель запрашивает бюро кредитных историй насчет его поведения, личности и так далее, - пояснил Зеленский. - В США и Великобритании такая система очень активно используется. В Великобритании, например, налоговая служба запрашивает в кредитных бюро данные о доходах человека и сверяет их с его декларацией».

В принципе, ни действующее законодательство, ни готовящиеся к принятию поправки в закон №218-ФЗ «О кредитных историях» не отрицают такой картины мира. С 1 июля 2014 года целевое назначение кредитной истории расширяется - ее можно будет использовать не только для принятия решения о предоставлении кредита. Соответственно, кредитным бюро дается право запрашивать информацию о платежной дисциплине физлиц у операторов сотовой связи, управляющих компаний ЖКХ, страховых компаний и так далее. Точно так же закон не препятствует им обращаться с запросами в госструктуры - ПФР, ФНС, ФМС. Однако право спрашивать в данном случае не означает обязанности спрашиваемых отвечать. Все потенциальные возможности расширения кредитной истории станут результатом кропотливых переговоров, в ходе которых стороны будут определяться, зачем им это нужно и сколько это будет им стоить. Не говоря уже о том, что качество баз данных у некоторых госорганов до сих пор таково, что пользоваться ими нет смысла даже в случае согласия на их передачу.

Как бы то ни было, в Объединенном кредитном бюро оценивают нынешнее использование возможностей по составлению «досье» на граждан не более чем в 35%. Достижимый же уровень, по их оценке - 81%. Не 100%, потому что отдельные виды информации (например, состояние банковского счета клиента) не могут разглашаться по закону. Для сравнения, в США соотношение «использование-потенциал» составляет 74% против 96%, в Великобритании - 70% против 80%. Впрочем, это не означает, что весь западный мир одинаково стремится к развитию подобной "финансовой разведки". К примеру, в скандинавских странах, по оценке того же ОКБ, информация о заемщиках используется всего на 19%, в Австралии - на 17%, а к примеру, в соседке России - Эстонии - и вовсе лишь на 11%. При этом в Австралии потенциально доступны лишь 26% информации о частной жизни клиентов банков, в Эстонии - 36%. В России, напомним - 81%.

Обучающий курс от команды «Клерка»
«Налоговые проверки. Тактика защиты»
Способы защиты, проверенные на практике, от Ивана Кузнецова, налогового эксперта, работавшего в ОБЭП.
  • Первое видео — бесплатно.
  • Даем сертификат в конце обучения.
  • Дистанционное обучение.
Записаться на курс за 5 500 руб.