Клерк.Ру

Штрафы стали больше: за нарушение правил и сроков хранения документов придется поплатиться

685

За нарушение правил хранения архивных документов десятикратно выросли штрафы. 26 октября 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 15.10.2020 №341-ФЗ, изменивший абзац 2 статья 13.20 КоАП. Штрафовать будут  за нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов. 

Сколько теперь придется заплатить в случае нарушения

Сравним суммы штрафов, какие были ранее, и какие стали:

Для юридических лиц ранее ответственность предусмотрена не была, теперь же она есть. Для остальных субъектов правонарушения штрафы выросли в 10 раз.

Кроме того, статьей предусмотрено вынесение предупреждения, если деяние малозначительно, или совершено в первый раз.

Кстати говоря, минимальная сумма штрафа по проекту нового КоАП, который сейчас в Госдуме, будет 500 рублей.

Важно: штрафы по статье 13.20 КоАП не относятся к нарушениям требований законодательства по хранению информации и документов, содержащихся в информационных системах. Накажут за нарушение правил хранения в сейфах, шкафах, картотеках и компьютерах компаний.

Какие сроки хранения архивных документов

Срок хранения того или иного документа начинает исчисляться с 1 января года, следующего за годом, в котором он был закончен делопроизводством .

Сроки хранения зависят от вида документа, определяются НК и Перечнем типовых управленческих архивных документов. Все организации, вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности должны их соблюдать. 

Важно: сроки не зависят от используемого носителя. 

Материалы по бухгалтерскому и налоговому учету, а также необходимые для расчета и уплаты налогов относятся к налоговым документам.

Сроки хранения по ним следующие:

  • передаточные акты, разделительные, ликвидационные балансы, а также пояснительные записки к ним; положение об оплате труда и премировании работника — постоянно.
  • документы по продаже движимого имущества, а также о недостачах, присвоениях, растратах — 10 лет.
  • документы о реструктуризации задолженности по страховым взносам и налоговой задолженности; по расчетам с персоналом по оплате труда (при наличии лицевых счетов) и т.д. — 6 лет.
  • документы об освобождении от налогов, о льготах, об отсрочках уплаты; по расчету налоговой базы организациями; налоговые декларации юридических лиц и предпринимателей; учетная политика и др. — 5 лет.
  • документы по исчислению и уплате страховых взносов на ОМС, ОПС и временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) — 6 лет.

Также свои сроки есть для других бухгалтерских документов:

  • первичные учетные документы — 5 лет;
  • кассовые документы – 5 лет;
  • выписки по банковскому счету – 5 лет;
  • налоговые декларации – 5 лет;
  • больничные листы – 5 лет;
  • годовая бухгалтерская отчетность – постоянно.

Свои сроки хранения есть и у кадровых документов:

50/75 лет необходимо хранить кадровые документы по личному составу: 

  • лицевые счета, 
  • личные карточки, 
  • трудовые договоры, 
  • приказы о приеме на работу, переводе, увольнении и др.

Остальные кадровые документы хранятся в течение следующих сроков:

  • приказы о дисциплинарных взысканиях и направлении в командировку– 3 года;
  • табель учета рабочего времени - 5 лет;
  • графики отпусков – 3 года.

Определить срок хранения документа с помощью бесплатного сервиса “Архивист Онлайн”

Ранее мы уже рассказывали о сроках хранения документов и санкциях, которые ожидают организацию, если она не сможет предоставить необходимые документы, например, в рамках налоговой проверки. Теперь у компаний появилось еще больше поводов поволноваться.

Количество дел, связанных с правильным хранением документов было невелико, теперь же, судя по всему, интерес к этой сфере стал более активным. Тем более, что появились штрафы для юрлиц, а размеры других значительно выросли.

Обратили внимание, что санкции установлены не только непосредственно за неправильное хранение, но и за комплектование, учет и использование документов? Т.е. мало просто сохранять документацию, она должна быть правильно архивирована.

Учитывая, что большинство организаций не имеют собственных архивных служб, разбираться с нюансами придется непосредственно руководителю, а с большей вероятностью — главному бухгалтеру или его помощникам. Уверены, что им и без того хватает работы.

Воспользоваться Калькулятором архивной обработки. С помощью данного калькулятора вы сможете рассчитать объем документов и определить:

  • Количество дел к обработке
  • Определить нормы выработки (чел/дней)
  • Сформировать подробный лист задания для архивных специалистов

Избежать штрафов и вести архивное дело в соответствии с законом поможет Делис Архив. Наши специалисты оценят масштабы работы, составят перечень мероприятий по организации архива, подготовят ваши документы для хранения и проконсультируют по всем вопросам, связанным с ним.

Только посмотрите, как выглядят дела до и после архивной обработки: 

Если у вас отсутствует возможность хранить документы в офисе, мы предоставим вам наше надежное хранилище, а по желанию еще и составим электронный архив документов.

 

Пост написан компанией
Это авторский материал. Мнение редакции «Клерка» может не совпадать с тем, что в нем написано.
Создайте свой блог, и аудитория «Клерка» о вас узнает
Создать блог