Переход на кадровый ЭДО по новому закону: что делать с бумажными документами?

Правильный ответ – хранить. Или даже так — оцифровывать и хранить. В любом случае рано прощаться с бумагой насовсем, до окончательного разрыва с бумажными документами все еще довольно далеко. Конечно, ТК РФ пополнился нормами, легализующими кадровый документооборот.
3,1 тыс. 785
Переход на кадровый ЭДО по новому закону: что делать с бумажными документами?

Правильный ответ — хранить. Или даже так — оцифровывать и хранить. В любом случае рано прощаться с бумагой насовсем, до окончательного разрыва с бумажными документами все еще довольно далеко. Конечно, ТК РФ пополнился нормами, легализующими кадровый документооборот.

Оцифровываем, но не все

Несмотря на победу КЭДО и на то, что теперь можно создавать, обмениваться с работниками и подписывать электронной подписью кадровые документы, не сразу получится избавиться от бумаги при оформлении пяти важных документов.

А именно:

  • приказ на увольнение;
  • форма Н-1 (акт о несчастном случае);
  • журнал инструктажей по охране труда;
  • форма СТД-Р;
  • трудовая книжка.

Конечно, это не догма: сведения о трудовой деятельности трудящийся может потребовать выдать как на бумаге, так и в цифре (а может не потребовать, сэкономив работодателю пару листков).

И трудовая книжка на бумаге остается до тех пор, пока сотрудник не решится на электронную. А вот почему остальные документы остаются в архаично-бумажном виде — полагаем, и так понятно.

Приказ об увольнении — один из ключевых документов-доказательств для суда. Его безусловная оцифровка непременно затруднит судебные разбирательства по оспариванию увольнений.

Что до актов о несчастном случае и журналов инструктажей, то это ключевые документы в расследовании подобных инцидентов, от них слишком многое зависит.

Не секрет, что иногда акты оформляются задним числом, а в журналах инструктажей «появляются» записи, которых не было. Хотя цифровые документы хорошо защищены от подобных подделок, но все же бумажный вариант в определенном смысле удобнее, например, некоторые инструктажи нужно проходить сразу перед тем, как приступить к работе, а в электронную базу сотрудника надо еще внести, дать ему допуски, выпустить электронную подпись. Подпись в бумажном журнале получить в этом случае будет гораздо оперативнее.

Организовать оцифровку и хранение документов, бумажные версии которых по-прежнему необходимы, можно с помощью умного сканирования от «Делис Архив». Система гарантирует доступ к информации в любое время из любой точки мира, сохранность любых документов (даже если бумажный оригинал по каким-то причинам будет уничтожен — пожар, залив и т. п.), а также автоматическую проверку оформления, реквизитов, подписей и т. п.

Бумажные версии для работника

Далеко не все руководители и бухгалтеры с доверием относятся к оцифровке документов, что говорить о сотрудниках? Ясно, что среди них есть адепты бумаги, и они имеют полное право отказаться от КЭДО.

Если работник не согласится на «оцифровку» отношений с ним, придется контролировать и бумажный и электронный кадровый документооборот (ст. 22.2 ТК РФ). Спрашивать согласие на электронное взаимодействие с работодателем не надо лишь с января 2022 г. и лишь у тех сотрудников, у которых нет трудового стажа.

Конечно, если имеет место ЧП — пожар, иная катастрофа, то работодатель вправе рассылать сканы кадровых документов. Однако когда все придет в норму, в отсутствие КЭДО и (или) согласия сотрудника придется изготовить бумажные версии документов и переподписывать их.

И не следует забывать, что трудящиеся по-прежнему вправе требовать бумажные версии. Даже если сотрудник согласился на ведение КЭДО, но для каких-то целей потребовал бумажную копию, ее необходимо представить бесплатно, не позднее трех дней (см. 22.3 ТК РФ), хотя по общему правилу дублирование большинства электронных документов в бумажном виде необязательно.

Получить бумажную копию из электронного архива гораздо проще, чем из традиционного. Однако если на вашем предприятии скопился внушительный объем документации, которую надлежит хранить 50 и 75 лет, то поиск данных и подготовка нужной копии отнимут массу времени у кадровых работников. «Делис Архив» имеет соглашение с ПФР на исполнение социально-правовых запросов граждан и является оператором персональных данных на обработку документов третьих лиц, поэтому может взять на себя подготовку и представление по запросам работников или УПФР любые виды архивных справок.

Нет полной готовности системы работы с КЭДО

Не забудем еще и о том, что единого формата электронных документов пока нет, Минтруд, Росархив и Роскомнадзор должны проработать этот вопрос аж до 1 марта 2023 г. Так что пока, по крайней мере, в отсутствии иных указаний, можно применять любые форматы электронных приказов или договоров.

На практике кадровики по-прежнему изготавливают печатные копии, отправляют на подпись, сканируют и сохраняют уже в виде цифровом.

Конечно, если на предприятии внедрена информационная система, то, за исключением вышеуказанных документов, можно создавать, хранить и подписывать все электронные документы. Если нет, то предлагается пользоваться сайтом «Работа в России», работа которого еще не до конца отлажена (сроки ее доработки тоже привязаны к 2023 г.)

В любом случае очевидно, что от бумажных версий кадровых документов на 100% избавиться не получится, а значит, по-прежнему придется решать вопрос об организации хранения приказов о приеме, назначении, увольнении, личных карточек, штатных расписаний, табелей учета (особенно «вредников»), должностных инструкций, книги учета приказов по кадрам, результатов аттестаций и т.п.

Бумажный архив — это траты на персонал и на площади. Добиться максимальной экономии и при полной сохранности документации поможет передача архивного хранения на аутсорс. Если же возникает необходимость в надежном уничтожении уже ненужной бумаги, то воспользуйтесь услугами «Делис Архив»: вывоз документов на уничтожение, абонентская схема работы, шредер во временное пользование. Вам не позволят утонуть в бумажном море.

Что делать с бумажными кадровыми документами после перехода на КЭДО

Для кадровых документов установлены особые, длительные сроки хранения. Кроме того, в личных делах, даже в отчетах по сотрудникам есть персональные данные, например, данные паспорта, адреса, фото.

О сроках хранения кадровых документов по новым правилам и санкциях за их нарушение мы уже писали в другой статье.

Например, приказы о приеме на работу или увольнении, находящиеся в личных делах, нужно хранить не менее 75 лет или 50 лет (в зависимости от даты окончания делопроизводства), а приказы о предоставлении ежегодных и учебных отпусков или по командировке — 5 лет.

В компаниях с большой текучкой кадров (магазины, кафе, кол-центры, экспедиция и перевозки, клининг и т. д.) накапливается большой объем документов. И хранятся они, зачастую, против правил, установленных законодательством для архивного дела и персональных данных: в коробках и обычных шкафах в кабинете бухгалтера или кадровика, на холодном складе, где документы выцветают, мокнут и т. д.

Уничтожать старые документы, с истекшим сроком хранения, тоже надо вовремя. Во-первых, чтобы не занимали лишнее место, во-вторых, во время выездной проверки предприятия инспектора могут заинтересоваться «а что это там в той папочке». А там у вас неверно оформленные документы, пусть и старые. Это повод проверить и другие аналогичные документы организации, вдруг ошибка у вас постоянная.

Перед тем, как направить дела сотрудников на хранение, их нужно привести в порядок: рассортировать документы в них в хронологическом порядке, сделать описи, освободить документы от скрепок, скоб, файлов, правильно подшить.

Провести подготовку к хранению кадровых документов помогут специалисты «Делис Архив». Мы работаем в соответствии со стандартами архивного дела. Посмотрите, как выглядят документы до и после их обработки:

Современный архив бухгалтерии

Безопасный документооборот, хранение, архивная обработка, уничтожение документов

Оставьте заявку, чтобы получить консультацию

Впишите свои контактные данные в форме ниже, мы с вами свяжемся:

Принимаю оферту и даю согласие по перс.данным

Начать дискуссию

Банки

Клиенты Райффайзенбанка не могут отправить деньги в приложении

Пользователи жалуются, что в приложении Райффайзенбанка не работают денежные переводы по номеру телефона и между счетами.

14

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

❓Что выбрать: переподготовку, повышение квалификации или онлайн-курсы? Разберемся, что подойдет именно вам

Мы сделали разбор по нашим основным обучающим продуктам. Объясним, чем курсы повышения квалификации или переподготовки отличаются от онлайн-курсов. Из поста вы поймете, какое обучение подходит именно вам. Забирайте в закладки, чтобы не потерять.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
26

Обновления Telega.in, и как они вам помогут сделать рекламу еще эффективнее

Это вы удачно зашли — тут про обновления в Telega.in рассказывают.

Обновления Telega.in, и как они вам помогут сделать рекламу еще эффективнее
7
Лучшие спикеры, новый каждый день

4 признака, которые говорят, что пора автоматизировать бизнес

Чаще всего собственники и руководители замечают, когда в бизнесе что-то идет не так. Но так как они погружены в решение оперативных задач, то не сразу могут увидеть, что многие вопросы можно решить с помощью автоматизации. В итоге менеджмент борется с симптомами, а проблема остается. Разбираемся, какие признаки говорят о том, что вам пора автоматизировать бизнес.

4 признака, которые говорят, что пора автоматизировать бизнес
13

В судах на 60% выросло число дел о применении искусственного интеллекта

Большинство споров связаны с использованием технологии искусственного интеллекта для взыскания долгов, с проблемами по грантам и договорам на разработку IT-продуктов на базе ИИ.

27

Как сделать возврат или зачет суммы излишне уплаченного налога в 2024: новая форма заявления 

Суммы налогов, которые излишне уплачены в составе ЕНП, по сути переплата в бюджет, они образуют на ЕНС положительного сальдо. Такую переплату можно вернуть на расчетный счет или зачесть в счет будущей задолженности, которая будет сформирована. 

Как сделать возврат или зачет суммы излишне уплаченного налога в 2024: новая форма заявления 
50
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Директора подразделения «Росатома» арестовали за взятку

Топ-менеджера структурного подразделения ГК «Росатом» заключили под стражу до 26 мая 2024 года. Его подозревают в получении взятки в особо крупном размере.

59

Фиктивная сотрудница, ничего не делая, за год «заработала» более 500 000 рублей

В Сочи направлено в суд уголовное дело о мошенничестве при трудоустройстве.

121

🧠Пятничный мозгонапрягатель. Снова в школу

Геометрическое задание на школьные знания внимательность. Бухгалтер, справишься?

🧠Пятничный мозгонапрягатель. Снова в школу
46

Какие выплаты положены работнику при увольнении переводом

Если сотрудник увольняется переводом к другому работодателю, то никаких выходных пособий и компенсаций в ТК за это не предусмотрено.

48

😠 Если ИП на УСН «доходы» закроется в январе 2025 года, его вычет на взносы 1% просто сгорит. Бухгалтеры возмущены

Взносы ИП 1% за 2024 год налог по УСН за 2024 год не уменьшают. Они пойдут на уменьшение налога только за 2025 год. Если конечно там будет, что уменьшать.

63

Центробанк снова продлил ограничения на перевод средств за рубеж

Ограничения на денежные переводы за границу будут действовать еще 6 месяцев — до 30 сентября 2024 года.

42
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Как бизнесу снизить налоговую нагрузку: 5 законных способов

Каждая компания хочет получать больше прибыли и платить меньше налогов. Но чтобы сделать это законно, нужно знать, какими способами можно снизить налоговую нагрузку на бизнес. 

Как бизнесу снизить налоговую нагрузку: 5 законных способов
37

ФАС требует от Ozon объяснений по введению сбора в ПВЗ

Представители рынка электронной торговли направили в ФАС жалобу на Ozon, который установил сервисные сборы для владельцев пунктов выдачи заказов.

60

Тонкое искусство управления дедлайнами

Ежедневники, блокноты, календари, заметки в телефоне, стикеры, бумажечки и даже тыльная сторона ладони… Все это — инструменты, которые многие используют для фиксирования важных событий и дат. При таком управлении дедлайнами постоянная спешка, опоздания по срокам и недовольные клиенты — неизменные компаньоны. Далее расскажем, как от них избавиться.

Тонкое искусство управления дедлайнами
50

Предприниматели оформили рекордное число кредитов с плавающей ставкой

Число кредитов, процентная ставка которых привязана к ключевой, уже выросла почти до 50%. Бизнес уверен, что ЦБ снизит ключевую ставку, а вместе с ней сократятся проценты по займам.

49
УСН

ИП на УСН «доходы» не нужно заявление на зачет взносов 1%

Срок уплаты взносов ИП 1% с дохода свыше 300 тысяч рублей за 2023 год – 01.07.2024. Но можно не тянуть до последнего, а оплатить уже сейчас.

104

Chanel завершает свой бизнес в России

Компания Chanel решила полностью уйти с российского рынка. Ей могут грозить неустойки по договорам аренды, которые оценивают в десятки миллионов рублей.

175

Коротко, для чего нужен финансовый план? Как его создать

В малом бизнесе владелец может учитывать все финансовые движения в уме. Однако когда операции разрастаются, а их отслеживание становится сложным, приходит время заняться финансовым планированием.

Коротко, для чего нужен финансовый план? Как его создать
35

Интересные материалы

НДФЛ

Оплата вынужденного прогула облагается НДФЛ

Если увольнение сотрудника было признано незаконным и через суд он добился восстановления и оплаты вынужденного прогула, то такая оплата – это облагаемый НДФЛ доход.

52