Управление персоналом

Дяденька, дай порулить

Сегодня все активнее говорится о делегировании полномочий, об отходе владельцев фирм от управления и приходе на их места профессиональных менеджеров. Однако декларации звучат в основном на многочисленных бизнес-конференциях и семинарах. Правда, случается, что новшества внедряются. Но в результате на практике появляются компании с двойным подчинением.
1,4 тыс. 544

Сегодня все активнее говорится о делегировании полномочий, об отходе владельцев фирм от управления и приходе на их места профессиональных менеджеров. Однако декларации звучат в основном на многочисленных бизнес-конференциях и семинарах. Правда, случается, что новшества внедряются. Но в результате на практике появляются компании с двойным подчинением.

Итак, в наличии имеется генеральный директор, но за его спиной неотступно маячит владелец (еще более серьезно: группа владельцев). Зачем владельцы приезжают каждый день в офис, никто не знает. Догадываются: кассу снять. Это в том случае, если денежные поступления регулярны. В остальных случаях появление хозяев ничего, кроме суеты, в работу офиса не вносит.

Хотя директор и владелец одной московской компании, которая активно выходит на питерский рынок, объяснил все просто: «Приезжают потому, что боятся, что сотрудники будут воровать».

Все равно его не брошу…

Ни один принципиальный вопрос решить без санкции хозяина нельзя. На любой вопрос директору: «А можно?..» — следует ответ: «Надо посоветоваться». Причем, касается это практически любой мелочи. Директор в этом случае выступает неким медиатором-посредником. Я не беру варианты, когда директор изначально поставлен, чтобы через определенное время получить свое законное место за решеткой. Нет, я говорю о вполне законных фирмах. Абсурд ситуации в том, что владельцы заявляют, что они уже устали от этого бизнеса, хотят чего-то другого, да и вообще в нынешнем бизнесе должны работать профессионалы и тенденция такова, что хозяева отходят на второй план. Однако декларации — декларациями, а приезд в офис и решение всех насущных вопросов — дело святое.

Одно объяснение тут есть. Люди, создавшие дело своими руками, боятся за него, как за собственное дитя: как бы чего ни случилось. Но кроме того — страх потери статуса и не до конца удовлетворенные амбиции. Как говорил мне один из акционеров крупной компании: «А я-то что буду делать? Сейчас я генеральный директор, командую людьми. А потом что? Нет. Никогда никому не позволю здесь править». К сожалению, компания на сегодняшний день почти развалилась. Нужны были новые идеи, планы. А откуда они могли взяться?..

Есть еще один момент, играющий не на пользу такому двойному подчинению. Сотрудники не воспринимают новое поставленное начальство и стараются все, даже самые мелкие вопросы, решать напрямую с владельцем. Так и быстрее, и эффективнее. Тем более что не надо разыскивать того самого владельца — он весь здесь. И каждый день. При этом и генеральный директор поначалу пытается влезать в решение вопросов, строить какие-то планы. Но вскоре поняв, что все бесполезно, стремится лишь к одному — наиболее добросовестно выполнить роль посредника. То есть, по сути, дискредитируется сама идея делегирования полномочий.

На недавних переговорах, где мне пришлось присутствовать, стороны располагались следующим образом: за директорским столом, в директорском кресле сидел владелец. Сбоку на приставном стульчике примостился генеральный директор. Как вы думаете, с кем вели переговоры потенциальные партнеры? И на кого они будут выходить в будущем?

У меня все впереди

Передача полномочий от владельцев компаний к профессиональным управленцам — процесс сложный и не одного дня. Он усугубляется теми самыми неудовлетворенными амбициями, страхом за детище, стремлением быть в курсе всех дел: я-то знаю лучше. Кроме того, возраст нынешних владельцев предприятий: 35—50 лет. То есть наиболее дееспособное время для свершений. Они еще только набрались опыта, у них появился статус. И бросать все это, удаляясь от дел, — нонсенс. Хорошо, если есть параллельный бизнес, который нужно развивать.

Или у владельца хватает мудрости уйти в тень: занять должность консультанта, председателя совета директоров, то есть стать генератором идей и корректировать курс компании не явно, а как бы исподволь. Увы, не всем дано. На мой прямой вопрос владельцу одной из компаний: «Зачем ты ставишь директором этого человека? У него же нет ни опыта, ни новых идей. И за любым советом он будет бегать к тебе. Да и планирование финансов ты ему не отдашь» — он честно ответил: «Платить много не надо. Да и все равно все вопросы буду решать я. А вот с бумажной канителью пусть повозится. И ответственность мне не нужна».

Забыл напомнить еще об одном моменте. Владелец фирмы при подборе директора будет исходить из двух параметров: лояльности и личных симпатий: «И щоб проблем поменьше, в натуре». Профессионализм? Да, уже кое-где в цене. Но не дай бог, директор будет умнее владельца...

Мы постоянно твердим о новых методах управления, формировании лидерства, делегировании полномочий и о прочих «модных примочках». Они вызывают большой теоретический интерес. Конференции и платные семинары собирают сотни людей. Консультанты и советники собирают сотни долларов. Но средний бизнес как работал по старинке, так и работает и будет работать еще много лет.

Молодым у нас везде дорога

Правда, есть шанс. Это молодежь, которая идет за нами. Все новомодные понятия для нее уже привычны и буквально впитаны с молоком матери.

Мне посчастливилось поработать с молодой московской компанией, активно осваивающей питерский рынок. Молодой не только в смысле срока существования, просто средний возраст сотрудников — около 25 лет. Фирма за три года развила сеть в восьми городах России, Беларуси и Украины. Так вот, владельца компании (ему тоже 25 лет) большинство сотрудников увидело впервые на семинаре-тренинге, который был организован для всех подразделений компании. Интересно, что даже многие москвичи видели своего начальника впервые. И я верю ему, когда он говорит, что в Москве у него все уже четко отлажено, поэтому он имеет возможность сейчас налаживать работу в Петербурге. И я верю ему, что, когда все будет работать как часы, он мечтает купить загородный дом и завести шесть собак. То есть просто жить. Хотя, конечно, парень немного лукавит, потому что проектов у него хватит на ближайшие лет десять-пятнадцать. Но что приятно, он не заявляет о делегировании полномочий. Он просто их делегирует.

Превентивные меры

У нас все время пытаются изобрести антикризисные меры управления. Консультантов приглашают стиснув зубы, когда все начинает валиться, психологов ненавидят, но зовут как скорую помощь. Почему-то никто (я имею в виду большинство компаний) не пытается нанести превентивный удар по кризису. Владелец одной компании высказал такую мысль: «Мы никто никому не нужны: бизнесмены — государству, хозяева компаний — работникам, работники — владельцам. Мы интересуем друг друга только в качестве рабочей силы, деталей механизма. Личность, сам по себе человек никого не интересует и никому не нужен». Может быть, именно в этом суть дела.

Менеджеры по персоналу тасуют тесты и пытаются создать команду, предсказывая те или иные кризисы в коллективе. Но вряд ли кто-либо из них скажет, что происходит в душе того или иного сотрудника и что он может выдать на следующий день. Да и советы всяческих дипломированных специалистов в большинстве случаев наталкиваются на: «Нет денег. Так что ж я его в отпуск должен отправлять? Ничего, не маленький. Я-то вон работаю по 28 часов — и ничего. Вот я ему вставлю, сразу все пройдет». И ведь проходит.

В обществе начали говорить о социальной ответственности бизнеса, о том, что богатые фирмы должны оказывать спонсорскую помощь. Но, возможно, надо начинать изнутри — в самой компании. И говорить о социальной ответственности владельцев фирмы перед своими сотрудниками. Я не верю в лояльность работников компании, в какой-то корпоративный дух, если хозяин или директор уезжает домой на шестисотом с джипом охраны, а ведущие специалисты получают 200—300 долларов. Не будет эта компания процветающей, создана она для отмывки денег и сроку ей отведено год-полтора жизни.

Каждый на своем месте

Казалось бы, начали мы с делегирования полномочий владельцами компаний директорам, а закончили ответственностью руководства перед сотрудниками. Но в этом нет ничего удивительного. Все это входит в модные понятия корпоративности и построения команды. А без команды ни один корабль не поплывет.

И поплыть быстро он сможет только в том случае, если каждый член команды будет на своем месте точно знать, что он должен делать, не бегать за советом к вышестоящему руководству и не сидеть, затаив мыслишку, как бы всю эту посудину пустить на дно.

Андрей Серов
психолог-консультант, советник компании «Квартет» (Петербург)

Начать дискуссию

Налоговая подсмотрит за вами через камеры, если понадобится. 🎥«Ночной бухгалтер» № 1668

Улыбнитесь, вас скрывает скрытая камера! А может и не скрытая, а просто камера наблюдения на улице. Корреспондент «Клерка» узнала о любопытном способе налоговиков проверять ваш бизнес.

Иллюстрация: создана при помощи ИИ playground.com / Елена Балаклицкая

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

КС РФ: иногда УК должна продолжать управление домом и после прекращения договора

Конституционный Суд уточнил порядок прекращения обязательств компании (УК) по управлению многоквартирным домом.

Малый и средний бизнес выпустил облигации на 2,5 млрд рублей

До конца года МСП Банк готов поддержать выпуск биржевых облигаций компаний на сумму до 8 млрд рублей.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Новое постановление КС: как теперь платить налоги при банкротстве компании

Чтобы не получать требования о взыскании убытков от налоговиков или других кредиторов, арбитражный управляющий должен согласовать интересы сторон в суде, который определит порядок выплат при банкротстве организации.

❗️ Оформите подписку «Клерк.Премиум» со скидкой 50%! В понедельник цена вырастет

До 22 апреля вы можете купить подписку «Клерк.Премиум» на 12 месяцев со скидкой 50% за 9900 рублей. Успейте получить доступ к образовательным материалам «Клерка» по старой цене.

Как бывшим контрактникам считать стаж для оплаты больничного

Военная служба по контракту входит в стаж для больничного.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Самозанятый написал жалобу на руководителя в трудовую? А так можно было?

Привет, это налоговый юрист для бизнеса и СЕО «Патрикеев и партнеры» Павел Патрикеев. И я никогда не думал, что тема переквалификации будет окутана такими интригами.

Самозанятый написал жалобу на руководителя в трудовую? А так можно было?
1
81

⚡️ Итоги дня: сотрудники не хотят терпеть токсичных начальников, глава Willdberries стала обедневшим миллиардером, в Москве будет шторм, а Питер завалит снегом

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

85

Решила зайти в рефералку «Клерка». Как думаете, получится?

Коллеги, решила поделиться с вами. Сегодня решила стать участником Клерк.Партнер. Буду рекомендовать наши курсы и вебинары и получать пассивный доход. Говорят, что через рефералку может зарабатывать любой, а не только менеджеры. Посмотрим, что у меня получится😉

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Порядок обучения сотрудников по охране труда в организации

Разобрались с тем, какие программы обучения существуют, кто имеет право проводить инструктаж и по каким правилам это нужно делать, чтобы не получить штраф от проверяющих органов.

Иллюстрация: dcstudio/freepik

Эксперты «Клерка» ответили с начала года на 3000+ вопросов бухгалтеров. Торопитесь — безлимитные консультации можно получать только до 21 апреля!

Всегда приятно получить совет профессионала, а получить консультацию эксперта в трудное время сдачи отчетов — еще и полезно! Пока вы можете получать ответы на вопросы без ограничений, но скоро такой возможности не будет. Поспешите подключить подписку, пока есть время.

Сайты с картинками могут воровать telegram-аккаунты

В поисковиках пользователи рискуют наткнуться на изображения, которые ведут на фишинговые ресурсы и просят пройти авторизацию в мессенджере Telegram.

36
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров
Бесплатно с КоАП РФ

Как малому предприятию вдвое снизить административный штраф

По статье 4.1.2 КоАП  субъектам МСП, в том числе микропредприятиям, штрафы назначаются вполовину от максимального размера. Причем такая «скидка» предоставляется при совершении правонарушений, предусмотренных как федеральным КоАП, так и региональными. Какие условия позволяют добиться этой льготы?

Как малому предприятию вдвое снизить административный штраф

💥 Налоговики на всякий случай сравнивают показатели 6-НДФЛ, которые не должны сходиться. В 1 уведомление можно включать много всего. Топ новостей за неделю

Мы собрали для вас самые важные бухгалтерские новости этой недели, которые вы могли пропустить.

ВЭД

Таможенная служба рекомендовала развивать внешнеторговые расчеты в рублях

Об этом сообщил начальник Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля (УТОВЭК) ФТС Сергей Шкляев на сессии Российско-турецкого бизнес-форума в Москве.

ФНС обновила документы для составления мотивированного мнения

Теперь компании могут отозвать запрос о предоставлении мотивированного мнения, а из документов убрали информацию о штрафах.

Может ли ФНС начислить налог на всю сумму дохода без учета расходов

Суть дела: организация выполняла подрядные работы в пользу контрагента и не учитывала в составе своих доходов вознаграждение по договору подряда. Налоговики посчитали это необоснованным занижением налогооблагаемой прибыли на величину доходов, которые были получены от заказчика подрядных работ.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Ипотека

Что будет, если один супруг купил квартиру, а второй платил за нее ипотеку: новое решение суда

Реалии нашего времени таковы, что не каждый брак способен продержаться дольше, чем будет погашен взятый супругами ипотечный кредит. В связи с этим часто возникают вопросы по поводу раздела кредита и купленной на него квартиры.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Чтобы заработать пенсию, самозанятые должны платить добровольные взносы в СФР

В стаж для пенсии идет период работы, если за этот период начисляют и уплачивают взносы. За работников взносы платит работодатель, ИП сами платят свои взносы. А самозанятые не платят.

Интересные материалы

Три изменения в сдаче отчетности, которые вступят в силу в апреле–мае 2024 года

В этот период вступили в силу новые контрольные соотношения, обновлено уведомление о невозможности подачи документов по запросу ИФНС и изменен порядок подачи банковской гарантии при ускоренном возмещении НДС.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру