Ведение бизнеса

Бюджетирование как организационный кристаллизатор

Как десять лет назад, так и сегодня нам еще приходится сталкиваться с компаниями организационно аморфными, не имеющими определенной структуры.
549 0

Как десять лет назад, так и сегодня нам еще приходится сталкиваться с компаниями организационно аморфными, не имеющими определенной структуры.

Когда численность такой компании десять-пятнадцать человек - это не критично, ведению бизнеса практически не мешает. А вот когда число сотрудников переваливает за пятьдесят или уже измеряется сотнями – это уже беда. Беда не в том, что нет формально выделенных подразделений. Не в том, что люди не знают, как называются занимаемые ими должности. Даже не в том, что нельзя нарисовать на бумаге квадратики служб и отделов.

Эти-то вопросы как раз все решены. Беда в том, что за подразделениями и их руководителями не закреплены функции и ответственность. Сегодня поручили выполнить задачу одному подразделению, завтра ту же задачу выполняет другой отдел, послезавтра про нее вообще забыли. А с кого и как спрашивать – вопрос совсем уж темный и запутанный.

Компания становится неуклюжей, неуправляемой. Мало того, что при таком положении дел возникает соблазн не напрягаться и ни за что не отвечать: усилия отдельных сотрудников не будут складываться в мощную результирующую, даже если каждый из них старателен и компетентен. Управлять такой компанией – сущее мучение для Владельца и Генерального директора. Ведь отсутствие внутренней организации делает ее «коллективным недоумком», от которого просто невозможно добиться желаемых результатов.

Говорят, осознать проблему – значит наполовину решить ее. К сожалению, к нашему случаю это не относится. То, что в компании нет внятного разделения прав и обязанностей, сознают, как правило, все, от первого лица до рядового исполнителя. И с тем, что пора бы навести, наконец, порядок с четким и постоянным разделением труда, многие согласятся. Но при этом вопрос нередко годами не продвигается дальше благих пожеланий. Почему?

Действенной инициативы снизу ждать обычно не приходится: люди редко любят, когда их контролируют, а потому в организационной непрозрачности, наряду со всеми ее неудобствами, находят и немало плюсов. Путь «реформ сверху» более перспективен. Но требует от руководителя компании незаурядных волевых качеств, а порой и смелости действовать вслепую.

Мало кто из управляющих бизнесом посвящен в мелкие детали работы подразделений. Что же касается руководителей служб, то их взгляды на «правильное» распределение функций волей-неволей будут искажены призмой «ведомственного интереса». А значит – слишком часто будут расходиться, причем за обоснованиями и доказательствами дело не станет. Не обладая полной информацией, находясь под давлением разнонаправленных предложений и аргументов, управляющий вряд ли может безошибочно опознать оптимальное решение. Тем более что принимать в остром споре чью-либо сторону непросто и не всегда хочется.

Действовать по принципу «Лучше какое-то решение, чем никакого»? Да, но те, кто его придерживается, с проблемой давно уже справились. Так что не они сейчас герои нашего повествования... Нашим же героям - и первому лицу, и его топ-менеджерам - не хватает обычно терпения, времени и воли торговаться по каждому метру «демаркационной полосы», доводить обсуждения до конструктивных договоренностей, а потом еще прописывать все это в организационных документах.

Как показал наш опыт работы с несколькими немаленькими, но слабо структурированными компаниями, хорошим и многообещающим началом для запуска процесса структуризации, является внедрение бюджетного управления. Речь идет именно о бюджетном управлении, а не о практике единоличного составления бюджетов Финансовым директором, Генеральным директором или ими обоими в тиши пустого кабинета. Такого рода «кабинетный» бюджет – не более чем финансовый прогноз.

Даже если он составляется в разрезе служб и подразделений – это еще не бюджетное управление, поскольку документ не подкреплен ответственностью руководителей ни за реалистичность бюджетов, ни за их исполнение. Полноценное бюджетное управление - это когда каждый менеджер (под присмотром Финансовой Службы) сам разрабатывает бюджет своего подразделения, сам защищает и корректирует его в спорах с коллегами и руководством, когда он собственным карманом отвечает за неисполнение, за недопродажи и перерасходы.

Своим острием бюджетирование метит в самую суть бизнеса, в его прибыль. При составлении и исполнении бюджета решается вопрос о вкладах подразделений в общий финансовый результат. И эти вклады - как запланированные, так и реально сделанные или не сделанные – становятся публичными и прозрачными. Быть может, именно поэтому отношение менеджеров к формированию бюджетов гораздо более ответственное и серьезное, чем к вопросу «кто будет выносить ведро».

Подытоживая более чем пятнадцатилетний опыт работы с разными компаниями, мы можем сказать: внедрение бюджетного управления мобилизует и энергетизирует коллектив так, как не энергетизирует никакое другое организационное изменение. Причем энергетизирует в хорошем, позитивном смысле. У людей возникает сильная концентрация на задаче, в нее вкладываются недюжинные личные усилия. Нам не раз приходилось наблюдать, как руководители, даже и те, что «университетов не кончали», - дружно, буквально за несколько дней становились математиками и экономистами. Начав с простой пустографки, в которую нужно занести несколько цифр, руководитель задумывается, нередко начинает обсуждать с подчиненными: при каких условиях мы в цифру уложимся, при каких – не уложимся. Прицениваясь к цифрам, пытаясь обосновать или оспорить их, менеджер погружается в «функциональную», «технологическую» сторону работы подразделения. Но уже в привязке к вопросу: сколько стоят, во что обходятся эти технологии и функции? Когда же в ходе исполнения бюджета менеджеры начинают видеть, что не укладывается в запланированный показатель затрат, - видение «стоимостной» стороны работы подразделения обостряется и усиливается многократно.

При вхождении в бюджетный процесс руководителям приходится, во-первых, зорко отслеживать всю полноту функций подразделения, поскольку их выполнение так или иначе связано с затратами. Кроме того, логика бюджетирования ставит людей перед необходимостью определить хозяина для каждой «бесхозной» задачи: вопрос о том, из чьего бюджета эти затраты будут произведены, должен решаться еще «на берегу». Но, что самое главное, – меняется сам подход к вопросу о спорных или «ничейных» задачах и функциях. Если прежде руководитель действовал по принципу «почему я? не хочу брать на себя еще одну задачу!», то теперь ход мысли уже другой: «возьму и буду выбивать под нее дополнительный бюджет!»

Многие специалисты в области бюджетирования полагают: главное в бюджетном управлении – отнюдь не точность исполнения бюджета. Мы полностью разделяем это мнение. Персональная ответственность менеджеров за запланированные объемы продаж и непревышение лимитов затрат - это, конечно же, мощный рычаг мобилизации людей на ведение дел в русле бюджетных цифр. Но гораздо более важны интенсивные споры и обсуждения бюджетодержателей при формировании и защите бюджетов – споры с Генеральным директором, с финансистами, друг с другом. Именно на этапе подготовки бюджетов кристаллизуется более емкое и глубокое понимание менеджерами бизнеса в целом, происходит «влезание в шкуру» друг друга, сближение и согласование позиций.

Именно в этом процессе происходит «настройка инструментов» для предстоящей слаженной игры, упорядочивается и разграничивается внутренняя жизнь компании, формируется ее «коллективный разум».

В тех «недоструктурированных» компаниях, где мы внедряли бюджетное управление, определенность в функционалах и границах ответственности подразделений возникла просто как «побочный продукт» бюджетирования. Оставалось только вовремя закреплять эту возникшую определенность в организационных документах – стандартах, регламентах, положениях.

Так бюджетирование становится своеобразным локомотивом, за которым само собой следует наведение в бизнесе организационного порядка. В переживаемый нами кризисный период интерес компаний к бюджетному управлению обострился, сейчас бюджеты начинают формировать даже очень небольшие бизнесы.

Не сомневаемся, что в этом «походе за сбереженную копейку» бизнесы начнут приобретать также и большую организационную, управленческую четкость и отточенность.

Начать дискуссию

Что важно знать бухгалтеру о первичных документах при работе с маркетплейсами

Как оформлять поступление, продажу или возврат товаров, что из себя представляет отчет комиссионера и зачет встречных требований, какие еще сюрпризы от маркетплейсов вас могут поджидать, рассказали подробно в статье.

Что важно знать бухгалтеру о первичных документах при работе с маркетплейсами

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Производственным предприятиям продлили программу предоставления госгарантий: что она дает

До конца 2024 года предприятия могут получить государственную гарантию по кредитам для производственной деятельности. Общий объем поддержки в 2024 году составит 329 млрд рублей.

ВЭД

Что изменилось в валютном контроле с апреля

Участники ВЭД с 1 апреля подают в банки меньше документов о сделках с иностранными контрагентами. Расчеты по внешнеторговым контрактам разрешили вести через другие уполномоченные банки, а не только в тех, где сделка стоит на учете.

Лучшие спикеры, новый каждый день

23 апреля — день маркетплейсов на «Клерке»! Вас ждут два полезных и бесплатных вебинара

«Клерк» запускает марафон, который поможет узнать все о деятельности маркетплейсов в 2024 году. Вместе с экспертами разберем новые правила, личные кабинеты и типичные ошибки предпринимателей и бухгалтеров, которые работают в сфере электронной коммерции.

Вы еще не получали предостережение от Государственной инспекции труда в 2024 году?

В 2024 году Правительство продлило мораторий на проверки российских компаний. Несмотря на это предприниматели должны оставаться бдительными из-за регулярного контроля, в том числе со стороны Государственной инспекции труда (ГИТ).

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Про наценку, добавленную через «технические» компании

Общество в 2016 году заявило налоговые вычеты по НДС по договорам с контрагентом Б.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Мошенниками могут оказаться и работники салона красоты

Жителя Самарской области подозревают в мошенничестве под предлогом оказания косметологических услуг.

67

Как изменения в бухгалтерии маркетплейсов в 2024 году могут повысить ваш доход. Бесплатный открытый урок

Не пропустите бесплатный урок, который откроет вам глаза на новые возможности для бухгалтеров. Это ваш шанс поднять свою профессиональную квалификацию на новый уровень и значительно увеличить доход!

🛒Как изменения в бухгалтерии маркетплейсов в 2024 году могут повысить ваш доход. Бесплатный открытый урок

Не пропустите бесплатный урок, который откроет вам глаза на новые возможности для бухгалтеров. Это ваш шанс поднять свою профессиональную квалификацию на новый уровень и значительно увеличить доход!

🛒Как изменения в бухгалтерии маркетплейсов в 2024 году могут повысить ваш доход. Бесплатный открытый урок

8 ошибок в работе с EdTech, за которые накажет ФНС

Управление сотнями внештатных преподавателей и кураторов в онлайн-школах часто попадает под внимание налоговой. Оформление договоров и актов или массовые выплаты — малейшие неточности в процессах могут привести к риску переквалификации отношений в трудовые и санкциям со стороны ФНС.

Иллюстрация: Вера Ревина, Клерк.ру

Налоговики разослали организациям сообщения по имущественным налогам за 2023 год

Рассылка организациям сообщений об исчисленных суммах налога на имущество, транспортного и земельного налогов за 2023 год завершена.

6-НДФЛ

Бухгалтеры неправильно отражают в 6-НДФЛ доходы ВКС

При заполнении расчетов по форме 6-НДФЛ многие налоговые агенты допускают ошибки при отражении доходов, полученных высококвалифицированными специалистами.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

На пути к эффективному партнерству: как начать работу с новым клиентом в бухгалтерской фирме

У самурая, как известно, нет цели — есть только путь. Но в бухгалтерской компании все иначе: здесь есть и четкая цель, и продуманный путь к ее достижению. Свой путь есть и у клиента, который решает доверить свои финансовые дела профессионалам. Расскажем об этом пути подробнее: как бесшовно принять клиента на обслуживание и какие важные нюансы нужно учесть.

На пути к эффективному партнерству: как начать работу с новым клиентом в бухгалтерской фирме

Что ест бухгалтер. Готовимся к Пасхе, делимся рецептами куличей

ФАС призвала производителей яиц и торговые сети сдерживать цены на яйца перед Пасхой. Будем держать руку на пульсе, следить за ситуацией, а пока поделимся любимыми рецептами куличей. А также обсудим, кто чем красит яйца. Пасха в этом году 5 мая. Уже пора вспоминать рецепты.

Что ест бухгалтер. Готовимся к Пасхе, делимся рецептами куличей
120

Судебным приставам позволят применять спецсредства и оружие

Кабмин поддержал законопроект о праве всех судебных приставов применять оружие.

33

Какие навыки нужны аналитику 1С, чтобы успешно решать бизнес-задачи

Один из ключевых навыков аналитика 1С — коммуникабельность. Если он не умеет общаться — задавать адресные вопросы, корректно доносить свои мысли руководителям и грамотно объяснять ТЗ разработчикам, то работа будет провалена. Разбираемся, без каких soft skills нельзя стать успешным аналитиком 1С.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

👶 Роструд: нельзя отказать в сокращении рабочего дня одному из родителей детей до 14 лет. Мнения наших подписчиков в ВК разделились

Сотрудник с ребенком-школьником при желании может перейти на 4-часовой рабочий день.

Регистрация реорганизации юридического лица

Проведение реорганизации юридического лица необходимо в случае завершения деятельности ООО или изменения его структуры, например, при слиянии или разделении компаний. Как пошагово проводится регистрация реорганизации юридического лица, расскажет наша статья.

Регистрация реорганизации юридического лица

Налог по УСН за 2024 год можно уменьшить на взносы ИП за 2021 и 2022 годы

Некоторые ИП уплатили фиксированные взносы за 2021 и 2022 годы только в 2023 году. У взносов за 2022 год срок уплаты – в принципе в 2023 году, а по взносам за 2021 год при некоторых видах деятельности была отсрочка. Кроме того, кто-то просто не уложился в срок, потому что не было денег на уплату взносов.

Интересные материалы

3-НДФЛ для ИП: как заполнить декларацию за 2023 год

До 2 мая 2024 года ИП нужно успеть отчитаться за 2023 год и сдать 3-НДФЛ. Рассказываем, как предпринимателю заполнить и сдать эту декларацию.

3-НДФЛ для ИП: как заполнить декларацию за 2023 год