Бизнес-психология

Шесть типичных приемов российских переговорщиков: работа над ошибками

Важнейшее место среди персональных характеристик переговорщика занимают психологические и профессиональные качества. Основываясь на практических исследованиях, выделим шесть типичных приемов в личностных стратегиях российских переговорщиков. Иногда полезно увидеть себя глазами партнера, чтобы понять, как скорректировать свой личностный стиль ведения переговоров, чтобы быстрее и легче добиться успеха в деловых коммуникациях.

Важнейшее место среди персональных характеристик переговорщика занимают психологические и профессиональные качества. Центральную роль здесь играют четыре основных фактора.

  1. Коммуникабельность: умение установить контакт с партнером, способность к пониманию позиции партнера, умение вести конструктивный диалог.
  2. Сила: волевые качества, которые можно оценить по шкале «жесткость—мягкость» или «гибкость-уклонение».
  3. Компетентность: широкая эрудиция, высокий профессионализм.
  4. Моральный авторитет: безупречная моральная репутация, личная порядочность.

Основываясь на практических исследованиях, выделим шесть типичных приемов в личностных стратегиях российских переговорщиков.

Во-первых, многие начинающие российские переговорщики имеют склонность приравнивать компромисс к слабости, пытаясь тем самым создать имидж «жесткого переговорщика». «Удивительно: в России чувство эмоциональной победы на переговорах бывает важнее реальных выгод для бизнеса!» — утверждает директор «Johnson & Johnson Medical Russia & CIS» Арман Воскертчан. Рассказывая о типичных ошибках на переговорах российских переговорщиков, он подчеркивает: «Иногда жесткий стиль ведения переговоров важнее, чем их эффективность и конечный результат».

Между тем именно умение настроиться на взаимовыгодный компромисс способно сделать переговорную тактику более гибкой. Здесь важно с самого начала дать партнерам понять, что речь может идти только о взаимных уступках, и, предлагая такие уступки, оговаривать, каких ответных шагов вы ждете от партнеров.

Во-вторых, для российских переговорщиков характерно стремление как можно быстрее добиться успеха (пришел, увидел, победил). Это приводит к тактике продвижения широкого круга вопросов в один и тот же момент. Тем самым они укрепляют свои позиции через комплексные сделки, где сочетаются вопросы, в которых они имеют более сильные и более слабые позиции (тактика пакетных соглашений). Далеко не всегда пакетные соглашения самые эффективные. Не только те, кто предлагает пакет, способны выиграть, но и оппоненты могут воспользоваться пакетной сделкой, чтобы «протащить» весьма обременительные для партнеров пункты соглашений. Попытка во что бы то ни стало выиграть, используя пакетное соглашение, в конечном счете может быть менее эффективной, чем последовательное заключение ряда более продуманных соглашений.

То же стремление быстро добиться успеха на переговорах приводит к тенденции использовать обобщенные формулировки в текстах предлагаемых соглашений. Если в политике такие рамочные соглашения могут иметь позитивное значение как символ сближения политических позиций, то в бизнесе они скорее окажутся ловушкой: после подписания договора у каждого партнера есть возможность истолковывать эти размытые формулировки в свою пользу. Недостаточная юридическая проработка переговорных документов также способна сыграть негативную роль на этапе выполнения принятых договоренностей. Поэтому важно обращать пристальное внимание на однозначность, точность, ясность формулировок в текстах соглашений.

Не стоит также торопиться делать первое предложение партнерам: именно этого и ждут ваши оппоненты, чтобы использовать его для активной переговорной игры. Российским переговорщикам зачастую не хватает терпения: они становятся раздражительными, если возникает промедление в переговорном процессе, ожидают немедленного реагирования партнеров. В большинстве случаев лучше подождать и первые встречи использовать для тщательного обдумывания исходных позиций. Важное качество, которое поможет добиться успеха в переговорах — последовательность действий.

«Московская школа переговоров» провела исследование «Переговорный стиль». Более 800 переговорщиков из различных компаний страны заполнили анкеты с вопросами-ситуациями. По результатам исследования эксперты установили, каким образом они ведут себя на различных стадиях переговорного процесса, что ставит их в тупик, как они относятся к своим оппонентам. Во многих случаях российские переговорщики сами создают кризисные, конфликтные и запутанные ситуации. При обострении отношений, коммерческих спорах, торгах, когда начинается самая суть переговоров, 46% из них раздражаются, ведут себя некорректно, что способно поставить партнеров в сложное положение и завести переговоры в тупик.

Что же происходит потом?

Затем они... пытаются найти красивый выход из тупика! Никто так не умеет разрезать узлы, так начинать с нуля, так выворачиваться из тупиков, как российские партнеры. В вопросе о самых сильных качествах российских переговорщиков первое место занял ответ: «Лучше всего я решаю сложные, запутанные ситуации». Конечно, это замечательное качество, однако важно не только уметь выпутываться из сложных ситуаций, но и стараться себя самих в них не загонять.

В-третьих, давно замечена доминирующая роль лидеров в российской делегации. Поэтому все вопросы партнеры обращают к первому лицу. Наша делегация на переговорах чаще всего говорит одним голосом — голосом своего руководителя. Как правило, на бизнес-переговорах это генеральный директор, сильную поддержку которому за кулисами оказывает глава коммерческого отдела. Это приводит к недооценке работы экспертов и рабочих встреч, где многие вопросы могут быть рассмотрены более тщательно и в менее официальной обстановке.

В-четвертых, многие начинающие российские переговорщики переоценивают значение конфронтационной, соревновательной тактики ведения переговоров, пытаясь тем самым усилить в своем имидже черты жесткого переговорщика. Любовь к драме, тенденция демонизировать противника также часто доминируют при выборе откровенно полемической модели переговоров. Пол Миртс опубликовал результаты исследования поведения за столом переговоров группы молодых российских дипломатов, приехавших на стажировку в европейский колледж в 2009 г. Исследование проводилось по модели Томаса и Килманна, выделяющих конкуренцию, сотрудничество, компромисс, уклонение и взаимодействие как основные стратегии ведения переговоров.

Результаты этого исследования таковы: средние баллы между мужчинами и женщинами в российской делегации подтвердили, что доминирующий российский стиль ведения переговоров — конкурентный. Интересно, что женщины набрали еще больший балл по предпочтению конкурентности, чем мужчины (7,4 против 6,8 по шкале из 10). Самые низкие показатели были у сотрудничества и взаимодействия. Женщины набрали еще меньше, чем мужчины (4,1 и 4,2), а мужчины — соответственно 4,4 и 4,8. Уклонение получило среднюю оценку 5. В итоге российская группа высоко оценила напористость и отказ от сотрудничества. Для сравнения: мужчины-дипломаты ЕС в качестве самого высокого балла имели уклонение, в то время как у европейских женщин — это сотрудничество.

Европейские эксперты отмечают: как правило, россияне занимают очень сильную позицию на начальном этапе переговоров. Зачастую они сразу предъявляют жесткие требования, которые можно счесть завышенными и в какой-то мере оскорбительными для партнеров. Известно, к чему это ведет: к провалу переговоров в самом начале или к возникновению недоверия и недопонимания. Кроме того, российская сторона часто действует эмоционально и больше доверяет предположениям, чем фактам. «Большое внимание уделяется личным качествам представителей другой стороны, — замечает Бенуа Серр. — Они прислушиваются к своим ощущениям и пытаются играть на этих качествах». Психологическую игру, конечно, нельзя исключать из переговоров, но она не должна главенствовать над процессом. Тем более переговоры не следует превращать в показательные выступления, когда вместо прочных аргументов выдвигаются лозунги вроде «Мы ни в чем вам не уступаем».

Чтобы избежать подобных ошибок, нужно укреплять уверенность в себе за счет понимания своих преимуществ и недостатков другой стороны. Необходимо проверять свои подозрения и предположения, не стесняясь задавать партнерам вопросы, которые помогут укрепить доверие за счет снятия информационной неопределенности. В рамках любых переговоров очень важно умение подтвердить свои заявления и требования документально. Гораздо легче добиться успеха, если показать партнерам, что они приобретут, согласившись на ваши условия. В этом случае выиграть могут обе стороны.

Переговорная игра по модели «победитель получает все», направленная на доминирование или уничтожение противника, имеет весьма ограниченное применение, поскольку она способна подорвать партнерские отношения и закрыть путь к дальнейшим перспективным сделкам. Поэтому не стоит делать ставку на «игру с нулевой суммой», если вы имеете дело с постоянными партнерами, которые не только сегодня, но и завтра окажутся с вами за столом переговоров. В переговорах с европейцами весьма эффективной может быть модель рациональной (принципиальной) переговорной игры: «быть мягким снаружи, но твердым внутри». В этом случае внешняя мягкость и дружелюбие к партнерам сочетаются с твердостью в деловых отношениях.

При выборе откровенно агрессивной модели ведения переговоров, особенно в международных переговорах, следует принимать во внимание особенности социокультурных традиций. Исследования европейских и американских психологов (из французского института INSEAD и калифорнийского университета Беркли в США) подтвердили, что агрессивный стиль ведения переговоров может быть эффективен в случае конфликта с европейцами или американцами, но бесполезен в контактах с представителями азиатских стран. Дело в том, что для большинства восточных партнеров стремление «сохранить лицо» намного важнее самой прибыльной сделки. Этот фактор необходимо учитывать в первую очередь, выбирая модель наступательной переговорной игры.

В-пятых, типичная особенность российских переговорщиков — слишком открытый прямой стиль коммуникации. Излюбленная тактика — «удар в лицо»: откровенные высказывания, внятные, четкие формулировки. Этот стиль коммуникации подходит для переговоров с людьми, которые думают таким же образом, например, с голландцами и израильтянами, тоже склонными говорить все в лицо оппонентам. Переговоры голландцев с русскими проходят успешно. Обе стороны говорят открыто и не скрывают, как одна сторона воспринимает другую. Но при встрече с партнерами, которые не столь открыто выражают свои желания, возможны проблемы.

Косвенная коммуникация практикуется, например, в Японии, среди европейцев она типична для бельгийцев. Прямая форма коммуникации для этих народов — невежливая, жесткая, вульгарная, агрессивная, поэтому они могут ложно истолковать поведение российских переговорщиков. В этом случае стоит несколько адаптировать переговорный стиль под противоположную сторону, быть более косвенными в коммуникации.

В-шестых, такая типичная ошибка начинающих российских переговорщиков, каксклонность путать амбициозность и агрессивность. Опытные переговорщики, конечно же, амбициозны, но агрессивность в их имидже не присутствует. Они понимают, что если будут вести себя агрессивно, то осложнят жизнь другой стороне, а другая сторона осложнит жизнь им. У эффективных переговорщиков поведение дружелюбное, направленное на сотрудничество.

Таким образом, иногда полезно увидеть себя глазами партнера, чтобы понять, как скорректировать свой личностный стиль ведения переговоров, чтобы быстрее и легче добиться успеха в деловых коммуникациях.

Начать дискуссию

⚡️ Итоги дня: жительница Великобритании приютила 74 детей, уборку улиц доверят роботам, а в Крым пришли дожди с песком

Подготовили обзор главных событий дня — 26 апреля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Экспорт

Росфинмониторинг: экспортеры не нарушают указ о продаже валютной выручки

Крупнейшие экспортеры выполняют требования властей в полном объеме и продают выручку по внешнеторговым контрактам на территории РФ.

Фейковых приложений банков стало на 25% больше

Мошенники пользуются тем, что иностранные магазины мобильных приложений блокируют официальный банковский софт, и предлагают пользователям скачать фейковые приложения.

Лучшие спикеры, новый каждый день

Налоговикам можно задавать вопросы только про свои налоговые дела, но не про чужие

Абы кому ФНС не дает разъяснения по налогам.

Хочу научиться инвестировать в бизнес. Топ–16 площадок и телеграм–каналов для обучения

Финансовое образование (хотя бы на базовом уровне) — это один из первых шагов, которые стоит сделать перед тем, как вкладывать куда-либо деньги. На каких площадках и телеграм-каналах можно научиться инвестировать в бизнес?

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Губернаторам хотят разрешить продлевать майские праздники

В Госдуме хотят разрешить местным властям давать больше выходных в майские праздники. Но только если большинство жителей поддержит перенос выходных с новогодних праздников.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Применение метода Критического Пути в управлении проектами

Любой проект является многозадачным, и часть задач находится во взаимной зависимости. В результате одни из них оказывают воздействие на решение других. Те из задач, что имеют наибольшее значение, должны находиться под непрерывным контролем.

Применение метода Критического Пути в управлении проектами

Физлицам до 2 мая нужно сдать уведомления о КИК

Если не представить уведомление о контролируемой иностранной компании, придется заплатить штраф в размере 500 000 рублей.

Как ваши интернет-бухгалтерии уменьшают налог на взносы? Опрос

Одна из подписчиц рассказала нам о том, как устроен расчет налога по УСН в онлайн-бухгалтерии Тинькофф, и прислала нам скрины переписки с поддержкой. Нас подход удивил и мы решили устроить опрос — а как работают ваши онлайн-бухгалтерии?

Допустимое время сверхурочной работы по ТК предложено увеличить

В настоящее время Трудовой кодекс разрешает переработки по 4 часа в течение двух дней подряд, то есть работать по 12 часов в день.

НДС

ФНС планирует сократить сроки возмещения НДС

Сейчас бизнесу возвращают НДС в течение 2-х месяцев, но глава ФНС хочет сократить эти сроки до нескольких недель.

Бесплатно с Страховые взносы

Пониженные страховые взносы: автоматом или по заявлению

Пониженные тарифы страховых взносов для субъектов МСП действуют уже несколько лет (п. 2.4 ст. 427 НК, ред. от 14.07.2022 № 239-ФЗ). Однако по сей день контролеры и даже суды полагают, что право на эти тарифы надо подтверждать заявлением. Разбираемся, как ответить на претензии инспекторов в данной ситуации.

Пониженные страховые взносы: автоматом или по заявлению
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

НДС при продаже ТС через цепочку юридических лиц. Документальное подтверждение

Каким образом документально подтвердить факт регистрации транспортного средства на физического лица в случае его перепродажи через цепочку юридических лиц?

Цифра дня. Про платежки и ЕНС

Глава ФНС поделился статистикой, как ЕНС изменил к лучшему жизнь бизнеса.

Цифра дня. Про платежки и ЕНС

Мошенники обещают ветеранам выплаты в честь Дня Победы

Аферисты пытаются использовать праздник в собственных криминальных целях и обещают ветеранам единовременные выплаты до 300 000 рублей.

НДФЛ

При продаже квартиры вдова может учесть расходы умершего мужа на ее покупку

Ситуация: будучи в браке мужчина купил квартиру на свое имя. Через 2 года он умер, квартира перешла по наследству его жене, и она ее продала.

Зарплата

Можно ли направлять расчетные листы в электронном виде

В соответствии со ст. 136 ТК работодатель обязан при выплате зарплаты обязан сообщать сотрудникам о составных частях выплаты, компенсациях и иных выплатах, удержаниях и общей сумме.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Суд взыскал с IKEA 12,9 млрд рублей

По заявлению ФНС с дочерней компании IKEA в России взыскали почти 13 млрд рублей.

Маркетплейс Ozon получил предупреждение от ФАС

Предприниматели пожаловались в ФАС на неопределенные условия в договорах с маркетплейсом Ozon, а также на навязчивые предложения поучаствовать в акции «Баллы за скидки».

Интересные материалы

Требования к комплектации укладок, наборов, комплектов и аптечек для оказания первой помощи на 2024 год

Предлагаем ознакомиться со всеми актуальными приказами Минздрава на 2024 год, которые содержат требования к комплектации укладок наборов комплектов и аптечек для оказания первой помощи.

Иллюстрация: freepik/freepik