Клерк.Ру

Равнение на сравнение

Инновационный проект на ранней стадии нельзя оценить стандартными способами, поскольку самого бизнеса пока нет — и в точности не известно, будет ли вообще. Но делать оценку инвестиционной привлекательности проектов, у которых еще нет регулярных финансовых потоков, необходимо. Что и как при этом учитывать?

Сравнивать компании, ведущие операционную деятельность, не представляет особого труда. Такой бизнес хорошо измеряется с помощью генерируемой выручки. Разумеется, это может быть не единственный параметр для сравнения, но он — самый весомый. Уже больше десяти лет я составляю ежегодный рейтинг работающих в России ИТ-компаний. Формула для оценки содержит четыре слагаемых, но вес того, которое определяет выручку, должен быть не меньше 85%. Тогда результат действительно отображает масштаб бизнеса компании, а накопленные временные ряды позволяют делать любопытные выводы о том, кому что светит.

📌 Реклама

Инновационные технологические проекты, не имеющие регулярных финансовых потоков, — совсем другое дело. Для их оценки остается только включать интуицию и прогнозные способности. Вообще, инновационные проекты и венчурные инвестиции — это рынок не столько бизнес-правил, сколько репутаций. Он сильно персонифицирован, а значит подвержен всем психологическим и психопатологическим проявлениям межчеловеческих отношений. Здесь бурлят нешуточные страсти, сталкиваются совершенно разные мотивы, устремления и представления о прекрасном. Не случайно самый распространенный метод оценки стартапов в шутку называют аббревиатурой PvN, что означает «paltsem v nebo». Метод, конечно, антинаучный, но при хорошей интуиции инвестора, пожалуй, наиболее надежный.

И все же оценивать перспективы стартапа с помощью некоего индекса, отражающего потенциал его развития, необходимо. Для инвесторов такой индекс полезен тем, что проделывает за них часть наиболее трудоемкой работы: выявляет и предварительно оценивает перспективные проекты ранних стадий. Он также служит инструментом мониторинга развития проектов из портфелей фондов, разного рода акселераторов и инкубаторов и позволяет сравнивать проекты. Для самих стартапов индекс повышает вероятность получить инвестиции, привлечь менторов, партнеров, клиентов, способствует более высокой оценке их капитализации.

Примеры такого рода индексов в мире есть. Проект Startup Ranking (Startupranking.com) подсчитывает баллы за различные параметры сайта стартапа и его страниц в социальных сетях. То есть берет за основу присутствие стартапа в интернете и автоматически мониторит следы этого присутствия. Что касается возможности включать в рэнкинг мобильные или, к примеру, b2b-стартапы, команда индекса извещает, что «напряженно работает» над оцифровкой новых факторов, релевантных для этих типов стартапов. Зато в списке Startup Ranking присутствуют проекты со всего мира (есть и 270 российских).

Внушительно выглядит базирующийся в Кремниевой долине оценочный проект Mattermark (Mattermark.com), в базе которого содержится информация о сотнях тысяч стартапов. Создатели Mattermark утверждают, что используют сложный программный «движок» для ежедневного извлечения информации из миллионов источников в интернете, а большая команда аналитиков обрабатывает эти данные. Проект из Бостона SpotRocket (Spotrocket.co),
созданный студентами Harvard Business School, использует для сравнения алгоритм, сочетающий количественные и качественные метрики. Но ни тот, ни другой проект свой алгоритм рейтингования не раскрывают.

📌 Реклама

Есть еще значительное количество региональных рейтингов (например, Ukrainian Startup Rating или Swiss Startup), которые периодически определяют национальные Топ-100 стартапов исключительно с помощью экспертного голосования.

В России первый проект по присвоению инвестиционного индекса стартапам появился в 2009‑м — StartupIndex. Он занимался только интернет-стартапами и использовал экспертную оценку, которая включала очное общение экспертов с основателями стартапа (проектные сессии). К сожалению, группа инвесторов, поддерживавших проект, через пару лет свернула его. Поэтому, когда появилась возможность, я запустил с помощью партнеров подобный проект в конце 2012 года.

Формула Russian Startup Rating состояла из двух частей: опросной и экспертной. Первая часть оценки рассчитывалась по результатам анкетирования стартапов и включала такие факторы, как история проекта, привлечение капитала, стадия разработки продукта, ситуация с защитой интеллектуальной собственности, состав и квалификация команды. Экспертная оценка присваивалась по результатам презентации проектов на очных экспертных сессиях по трем категориям: продукт, рынок, команда. Вес экспертной оценки был самым большим. Все проекты были разбиты на три отраслевые группы: ИТ и интернет, Life Science и High Tech, и для каждой использовался свой набор весовых коэффициентов. Вообще, определение весов — самая методически сложная работа, поскольку подбирать их (и «юстировать») нужно эмпирически, тренируясь на реальных стартапах.

📌 Реклама

Проверка на паре сотен стартапов показала, что формула работала неплохо: индексы получались вполне адекватными. По крайней мере индекс AAA (фактически это рекомендация немедленно бежать и инвестировать в проект) не получил никто. Но затем партнеры по RSR пошли другим путем, изменили формулу, так что проектов с инвестиционным рейтингом ААА оказалось, на мой взгляд, слишком много — 7%. Так или иначе, последнее присвоение RSR состоялось в конце прошлого года. Проект свернут. Но индекс стартапов нужен российскому рынку, поэтому, надеюсь, осенью он будет запущен заново.

В нем будет больше возможностей для аналитики и сравнения инновационных проектов. Очное общение признанных экспертов с проектами, конечно, сильно повышает ценность индекса, но уж больно трудоемкое это дело — организовывать для всех измеряемых стартапов очные проектные сессии (недаром в американских оценочных проектах такого элемента в методологии нет). Экспертная оценка стартапов будет проводиться заочно — на сайте индекса.

Проект будет целенаправленно следить за тем, как развиваются стартапы: сразу после присвоения индекса — по ежедневно измеряемым параметрам, характеризующим присутствие проекта в интернете, а при повторном присвоении индекса для оценки и прогнозирования динамики развития будет использоваться расширенный набор параметров (увеличение штата, привлечение инвестиций, трекинг достижений). Соответственно, к буквенному значению индекса добавится «динамический» значок. Таким образом, формула оценки содержит и качественные, и количественные, и субъективные (экспертные) метрики.

Оценочный проект позволит не только рейтинговать стартапы, но и составлять комплиментарный рейтинг венчурных фондов, бизнес-ангелов и разного рода инфраструктурных хабов для инновационных проектов. Индекс инвесторов просто складывается из индексов их портфельных проектов, как это практикует упоминавшийся выше Mattermark.

📌 Реклама

Обновленный стартап-индекс будет функционировать в рамках Евразийской венчурной академии (EVA), объединяющей несколько образовательных проектов и исполнительную структуру, в которой аккумулируются лучшие слушатели этих курсов. Аналитики EVA и будут обеспечивать «индексное обслуживание» стартапов из пайплайнов и портфелей венчурных инвесторов.

Подборка полезных мероприятий

Разместить
📌 Реклама