Реклама

Сущность и основные этапы медиапланирования

Основной задачей медиапланирования является донесение рекламного сообщения до максимального числа потенциальных покупателей с минимальными затратами в течение заданного времени определенное число раз для достижения целей рекламной кампании. В конечном счете медиапланирование предопределяет успех всей рекламной кампании, ее рентабельность. Медиапланирование никогда не начинают с вопроса «Где разместить рекламу?»
6,7 тыс. 1,2 тыс.
Сущность и основные этапы медиапланирования
Фото Василия Смирного. Кублог

Медиапланированием называется процесс выбора необходимых рекламных средств (оптимальных каналов коммуникаций), которые будут использованы в ходе рекламной кампании, и разработка оптимального плана их использования. Термин образован в результате соединения слова media, обозначающего средства распространения рекламы, с отечественным словом «планирование». Медиапланирование предполагает получение ответов на следующие вопросы.

  1. Сколько человек из целевой аудитории необходимо охватить?
  2. В каких СМИ и других конкретных носителях будет размещена реклама?
  3. Какова очередность использования рекламных средств?
  4. Когда следует запускать рекламу?
  5. В течение какого времени она будет передаваться и с какой периодичностью?
  6. В каком регионе должна появиться реклама?
  7. Какие суммы денег будут потрачены на каждое рекламное средство?

Медиапланирование — это особая сфера рекламной деятельности. В структуре крупных рекламных агентств обязательно есть отдел медиапланирования, в котором работают медиапланеры. Основная задача медиапланеров — разработка медиапланов рекламных кампаний. Медиаплан — это набор схем размещения рекламных материалов рекламной кампании. В более широком понимании медиаплан представляет собой комплексный документ, в котором определены и обоснованы все стратегические и тактические стороны проведения рекламной кампании. Такой расширенный медиаплан содержит следующие положения:

  • анализ текущей маркетинговой и рекламной ситуаций;
  • обоснование рекламной стратегии и позиционирование продукта;
  • характеристики целевых рынков и целевых аудиторий;
  • анализ мотивации потребителей;
  • цель рекламной кампании в измеряемых величинах;
  • рекламные обращения;
  • стратегию размещения рекламных материалов (медиамикс);
  • бюджет кампании и прогноз реакции рынков.

Такой расширенный вариант медиаплана разрабатывают при подготовке крупномасштабных рекламных кампаний.

Основной задачей медиапланирования является донесение рекламного сообщения до максимального числа потенциальных покупателей с минимальными затратами в течение заданного времени определенное число раз для достижения целей рекламной кампании.

От того, насколько профессионально проведено медиапланирование (т.е. от верного выбора средств распространения рекламы и оптимального графика их использования), зависит очень многое:

  • скольких потенциальных потребителей достигнет объявление;
  • каково будет воздействие на них;
  • какие суммы будут потрачены на рекламу;
  • насколько эффективны будут эти затраты.

В конечном счете медиапланирование предопределяет успех всей рекламной кампании, ее рентабельность.

Основные этапы медиапланирования

В процессе медиапланирования можно условно выделить четыре основных этапа.

1. Анализ рекламно-маркетинговой ситуации. Медиапланирование никогда не начинают с вопроса «Где разместить рекламу?»

Разработка медиаплана предполагает наличие у медиапланера большого объема специальной информации. На этом этапе знакомятся с маркетинговой ситуацией (положением фирмы и товара на рынке), стоящими проблемами, задачами рекламной деятельности рекламодателя.

Изучается целевая аудитория, которой предназначено обращение. Медиапланеры должны иметь «портрет» целевой аудитории обращения (количественные и качественные характеристики сегмента в целом и среднего представителя сегмента в частности), знать ее мнения, предпочтения, ожидания.

Выясняются конкурентная ситуация на рынке, степень его насыщенности, рекламная деятельность конкурентов и их активность. Выявляются особенности рекламируемого товара и его позиционирование.

Определяется примерный размер бюджета. Чаще всего бюджет рекламной кампании определяется заказчиком заранее и медиапланер не дает рекомендации относительно общих затрат.

Анализируется креативная стратегия рекламной кампании. Процесс медиапланирования очень сильно зависит от креативной стратегии. Одни стратегии подходят для одних СМИ, другие более пригодны для других. Это объясняется тем, что особенности канала сильно влияют на восприятие рекламного обращения. Одно и то же рекламное обращение, размещенное в газете бесплатных объявлений и респектабельном журнале, будет восприниматься по-разному.

2. Принятие решения об охвате аудитории и частоте контактов. Понятия охвата и частоты относят к базовым понятиям медиапланирования. Для рекламодателя важно, какую часть целевой аудитории достигнет послание и сколько рекламных контактов с рекламным обращением будет у каждого представителя целевой аудитории. В связи с этим перед тем, как приступить к выбору носителей и разработке схемы размещения рекламы, принимают важное решение о необходимом охвате аудитории и частоте (числе рекламных контактов).

Охват носителя (или схемы размещения) — это число лиц целевой аудитории, которые познакомятся с рекламным обращением хотя бы один раз за определенный период (в процентах или в абсолютных числах). Например, известно, что кофе в нашей стране потребляют примерно 50 млн. человек. Газета, в которой кофе рекламируют, имеет тираж 2 млн. экземпляров, и каждую газету читают в среднем три человека. В этом случае охват данного носителя составит 6 млн. человек, или 12%.

Учитывается только недублированный охват, т.е. каждый представитель целевой аудитории, которого достиг носитель с объявлением, учитывается только один раз, независимо от того, сколько раз на самом деле этот получатель имел контакт с данным носителем в указанный период. Охват не возрастает пропорционально числу повторов рекламы, поскольку с обращением столкнутся лица, уже ранее ознакомленные с ним.

Чем выше охват, тем предпочтительнее рекламный носитель. Но не имеет смысла ставить задачу добиться стопроцентного охвата. Опыт показывает, что последние проценты — самые дорогие. Для того чтобы охватить 90% рынка, нужно затратить вдвое больше средств, чем на 70%, поэтому, разрабатывая медиаплан, обычно стремятся к охвату 70%.

Частота появления рекламы показывает, сколько раз за конкретный отрезок времени должен столкнуться с рекламным обращением средний представитель целевой аудитории. Принимая решение о частоте (как и решение об охвате), опираются на здравый смысл, интуицию и анализ ситуации.

На выбор частоты влияют многие факторы: цель рекламы и стадия жизненного цикла товара, степень активности конкурентов, качество креатива рекламных материалов (например, очень хороший рекламный ролик может запомниться и стать эффективным даже с 2-3 включений в месяц, а непрофессиональный не даст результата и при десятках показов в месяц).

Кроме того, при выборе оптимальной частоты надо учитывать психологию восприятия рекламы. Конечно, увеличение частоты появления обращения способствует закреплению образа товара и товарного знака, но не все так просто. Важно не пресытить аудиторию слишком навязчивым повторением одних и тех же рекламных обращений. В то же время нельзя отделять рекламные обращения друг от друга большими интервалами.

Экспериментальное изучение психологии восприятия частоты воздействия рекламы на человека было проведено профессором Лейпцигского университета В. Вундтом. Им было установлено, что существует пороговая частота рекламного воздействия, ниже которой реклама практически не оказывает на человека никакого эффекта (не вызывает никакой реакции).

При повышении частоты воздействия выше пороговой, возникает позитивная реакция, которая достигает определенного максимального значения. Частота, при которой достигается максимум позитивной реакции, считается оптимальной. При дальнейшем повышении частоты воздействия уровень позитивной реакции человека снижается, приближаясь к нулевому и даже отрицательному. Следовательно, если слишком часто повторять одно и то же обращение, люди будут его игнорировать и даже реагировать негативно.

При выборе оптимальной частоты надо помнить, что для запоминания рекламы человек должен ее увидеть не менее 5 раз. В этом случае он усвоит ее основные положения и заинтересуется ими. К такой частоте часто и стремятся, планируя рекламу. Но если рекламные действия конкурентов активные или стоит задача привлечь внимание клиента к себе или увести его у конкурента, частота должна быть намного выше.

3. Сравнительный анализ и выбор носителей рекламных обращений. На этом этапе главная задача медиапланера — выбрать наиболее рентабельные средства распространения рекламы (т.е. дающие наибольший эффект при минимуме затрат).

В медиапланировании выделяют следующие понятия. Медиа — это средства распространения рекламы. Медиаканал — это совокупность средств распространения рекламы, однотипных с точки зрения способа передачи информации. Медианоситель — это конкретный представитель медиаканала. Например, медиаканал — телевидение, а медианоситель — конкретная программа.

Нет лучших или худших медианосителей. Решение о выборе рекламных средств следует принимать исходя из конкретной ситуации. На выбор тех или иных рекламных средств влияние оказывают следующие основные факторы:

  • цель рекламы;
  • специфика рекламируемого продукта;
  • характеристики целевой аудитории;
  • регион распространения рекламы;
  • состояние рынка (насыщенный рынок требует большего напора);
  • рекламная деятельность конкурентов (нежелательно выбирать рекламные средства, используемые конкурентами);
  • особенности отдельных средств распространения рекламы (не все рекламные средства могут обеспечить необходимую частоту, охват целевой аудитории, образ, географию распространения и пр.);
  • сумма рекламного бюджета (часто ограничивает выбор средств);
  • необходимый охват целевой аудитории и частота контактов;
  • законодательные запреты (например, алкогольные и табачные изделия).

Выбор СМИ определяют креатив и содержание рекламного обращения. Содержание обращения должно соответствовать носителю. Кроме того, если творческое решение не слишком сильное, то выбранное рекламное средство должно обеспечить высокую частоту контактов.

После тщательного изучения рекламных средств с учетом вышеприведенных критериев проводят сравнительный анализ стоимости в них рекламы. С этой целью для каждого альтернативного носителя рекламы рассчитывают стоимость затрат на рекламу, приходящуюся на 1000 человек. Для этого показателя в медиапланировании принята аббревиатура СРТ (от англ. cost per thousand — цена за тысячу).

СРТ = Расходы на рекламу: Читательская, зрительская или слушательская аудитория * 1000.

Наиболее эффективным будет то средство, стоимость которого в расчете на 1000 человек целевой аудитории будет минимальна при наиболее высоком охвате целевого рынка.

После того как тщательно изучены особенности средств распространения рекламы и проведен их сравнительный анализ,выбираются оптимальные медиаканалы и медианосители рекламных обращений.

4. Разработка оптимальных схем размещения рекламных материалов. Необходимо разработать такую схему размещения рекламных материалов, при которой в рамках заданного бюджета достигаются максимально возможные охваты целевой аудитории с частотами, близкими к оптимальным. Причем очень важно решить, что в данном конкретном случае важнее — большая частота или больший охват.

Графики могут быть разных типов: нарастающие, ровные, нисходящие в зависимости от товара и маркетинговой стратегии компании. Разработка схем размещения является процессом творческим, основанным не только на анализе, но и на интуиции. Расчеты схем и выбор оптимального варианта размещения рекламного послания проводятся с применением сложного математического аппарата и специального программного обеспечения.

Каждая из разработанных схем размещения рекламных материалов оценивается расчетным путем по ряду показателей, основными из которых являются охват, оптимальная частота и стоимость схемы. Затем путем сравнения этих показателей выбирается схема, близкая к оптимальной.

Начать дискуссию

6-НДФЛ

Бухгалтеры неправильно отражают в 6-НДФЛ доходы ВКС

При заполнении расчетов по форме 6-НДФЛ многие налоговые агенты допускают ошибки при отражении доходов, полученных высококвалифицированными специалистами.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

На пути к эффективному партнерству: как начать работу с новым клиентом в бухгалтерской фирме

У самурая, как известно, нет цели — есть только путь. Но в бухгалтерской компании все иначе: здесь есть и четкая цель, и продуманный путь к ее достижению. Свой путь есть и у клиента, который решает доверить свои финансовые дела профессионалам. Расскажем об этом пути подробнее: как бесшовно принять клиента на обслуживание и какие важные нюансы нужно учесть.

На пути к эффективному партнерству: как начать работу с новым клиентом в бухгалтерской фирме

Что ест бухгалтер. Готовимся к Пасхе, делимся рецептами куличей

ФАС призвала производителей яиц и торговые сети сдерживать цены на яйца перед Пасхой. Будем держать руку на пульсе, следить за ситуацией, а пока поделимся любимыми рецептами куличей. А также обсудим, кто чем красит яйца. Пасха в этом году 5 мая. Уже пора вспоминать рецепты.

Что ест бухгалтер. Готовимся к Пасхе, делимся рецептами куличей
Лучшие спикеры, новый каждый день

Судебным приставам позволят применять спецсредства и оружие

Кабмин поддержал законопроект о праве всех судебных приставов применять оружие.

Какие навыки нужны аналитику 1С, чтобы успешно решать бизнес-задачи

Один из ключевых навыков аналитика 1С — коммуникабельность. Если он не умеет общаться — задавать адресные вопросы, корректно доносить свои мысли руководителям и грамотно объяснять ТЗ разработчикам, то работа будет провалена. Разбираемся, без каких soft skills нельзя стать успешным аналитиком 1С.

Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

👶 Роструд: нельзя отказать в сокращении рабочего дня одному из родителей детей до 14 лет. Мнения наших подписчиков в ВК разделились

Сотрудник с ребенком-школьником при желании может перейти на 4-часовой рабочий день.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Налог по УСН за 2024 год можно уменьшить на взносы ИП за 2021 и 2022 годы

Некоторые ИП уплатили фиксированные взносы за 2021 и 2022 годы только в 2023 году. У взносов за 2022 год срок уплаты – в принципе в 2023 году, а по взносам за 2021 год при некоторых видах деятельности была отсрочка. Кроме того, кто-то просто не уложился в срок, потому что не было денег на уплату взносов.

3-НДФЛ для ИП: как заполнить декларацию за 2023 год

До 2 мая 2024 года ИП нужно успеть отчитаться за 2023 год и сдать 3-НДФЛ. Рассказываем, как предпринимателю заполнить и сдать эту декларацию.

3-НДФЛ для ИП: как заполнить декларацию за 2023 год

Вышел новый стандарт МСФО по финотчетам: что изменилось и когда его применять

Новый стандарт МСФО (IFRS) 18 заменил собой принятый в 1997 году IAS 1 «Представление финансовой отчетности».

🏡Как получить налоговый вычет за квартиру в 2024. Пошаговая инструкция

Каждый работающий гражданин России вправе получить имущественный вычет за покупку квартиры. Расскажем, за какую недвижимость можно получить вычет, что нужно для возврата, какие условия надо соблюсти, сколько вернут и куда обращаться.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

При заблокированных налоговой счетах гендир оплачивал текущие расходы с р/с фирм, где он тоже гендир

В Тверской области полицейские задокументировали противоправную деятельность предпринимателя.

ЦБ ужесточит проверки условий кредитования банками и связанных с ними МФО

Чтобы ограничения Центробанка не портили статистику банков по кредитованию, финорганизации переводят своих клиентов в связанные с ними МФО. Регулятор считает такую практику недобросовестной и может уравнять условия кредитования для банков и микрофинансовых организаций.

Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Инфоповод в контенте юриста: 4 способа применения

Инфоповод (информационный повод) — это событие, которое вызывает общественный интерес и привлекает внимание. Таким поводом может стать практически всё: от праздников до спортивных событий и культурных мероприятий. Найти информационный повод легко.

Мобильные операторы будут предупреждать об отключении телефонных номеров

Абонентов, которые оформили сим-карту и перестали ей пользоваться, начнут предупреждать о том, что оператор намерен в одностороннем порядке разорвать контракт.

79

Квадрат Декарта для принятия решений. Как его использовать для принятия решений

Простой метод для принятия взвешенных решений в жизни и даже в управлении проектами.

Кейс. Как компании из бьюти-сферы удалось повысить маржинальность

Отслеживать управленческую отчётность важно в любом бизнесе. Это позволяет принимать грамотные и обоснованные решения для увеличения эффективности. В этом материале рассказываем, как «Финансист» помог салону красоты определить, какие маркетинговые стратегии работают, от каких услуг лучше отказаться и какая стратегия бюджетирования подойдёт.

Кейс. Как компании из бьюти-сферы удалось повысить маржинальность
Банки

В переводах и платежах начнут отказывать чаще

FATF выпустила новые указания для борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. Несмотря на то, что участие РФ в международной группе приостановлено, российские банки будут обязаны их исполнять и проверять в собственных базах получателей платежей. Если будет несовпадение, в переводах и платежах откажут.

Дебиторская задолженность: понятие, виды, способы управления.

В данной статье рассмотрим понятие дебиторской задолженности, выделим основные классификации дебиторской задолженности, а также выясним каким образом стоит работать с дебиторской задолженностью.

1
34

СФР уточнил сроки по детским выплатам и пенсиям в связи с майскими праздниками

Россияне получат в мае пенсии и детские выплаты по обычному графику.

Интересные материалы

НДС

Заявление на возмещение НДС — только в электронном виде: почему

ФНС отказалась принимать в бумажном виде заявления на применение заявительного порядка возмещения НДС, акциза.