Клерк.Ру

Антикризисная PR-компетенция предпринимателя или PRаво для отчаянной ситуации

Мир, особенно, если судить по соцсетям, становится все более открытым, сложным и часто захламленным различными петициями, видео-обращениями и призывами.

Одной из причин такой массы криков души в пространство соцсетей и СМИ становится то, что привлечение внимания часто воспринимается как последняя надежда. Особенно, когда юридические и переговорные механизмы урегулирования конфликтов почему-то не срабатывают.

Чего можно добиться привлечением внимания

Благодаря СМИ, простые люди и предприниматели неоднократно видели, как руководители различно уровня (вплоть до президента) помогали в безвыходной ситуации.

Заключенные выходили из тюрьмы или наоборот давними махинациями начинали заниматься правоохранительные органы.

Однако в большинстве случаев попытки привлечения внимания и PR-воздействия на власть результата не дают. Часто не помогает даже оплата труда дорогих профессионалов.

Парадокс в том, что таких неудачных PR-проектов намного больше, чем успешных, но мы их не видим — на то они и неудачные.

Еще один парадокс в том, что за профессиональным PR-сопровождением конфликтных ситуаций обращаются, чаще всего, не люди в отчаянной ситуации, а отчаянные люди, у которых пока все более-менее хорошо. Их отчаянность состоит в том, что они не надеются на стандартные схемы (суд и т.д.), если видят возможность более быстрого, но законного достижения результата.

Возможно, у людей в отчаянной ситуации нет информации о существующих методах совместного использования права и PR (PRава) для разрешения проблемных ситуаций, а также нет времени искать соответствующую информацию.

Что должна включать антикризисная PR-компетенция

Я считаю, что антикризисная PR-компетенция должна быть, прежде всего, у предпринимателей, т.к. в их деятельности часто встречаются конфликты, а силы участников этих конфликтов могут быть не равны, особенно при использовании оппонентами коррупционного или административного ресурса.

При этом речь должна идти именно о личной PR-компетенции, т.к. она важна для последующего привлечения правильных исполнителей на отдельные этапы PR-работы. Кроме того, личная PR-компетенция в некоторых случаях позволяет действовать самостоятельно — без привлечения профессионалов в области связей с общественностью.

Учитывая, что традиционно острые конфликты разрешают в юридическом поле, антикризисная PR-компетенция должна включать и юридическую составляющую. Это необходимо, чтобы в погоне за привлечением внимания не создать еще больше проблем из-за нарушения требований действующего законодательства.

Я считаю, что антикризисная PR-компетенция должна базироваться на:

— системном описании ситуации;

— моделировании возможной реакции лиц, которые участвуют в ситуации, а также аудиторий и лиц, чье внимание сейчас или возможно в будущем направлено на ситуацию.

Системное описание конфликтной ситуации происходит на основе исследования наличия или отсутствия в конкретном случае лиц, связанных с:

— контролирующими органами;

— инвесторами;

— контрагентами и потребителями;

— конкурентами;

— деловыми партнерами.

При этом, чтобы не перегружать описание ситуации малоактуальной информацией, рекомендуется проанализировать, могут ли те или иные лица обратить внимание ситуацию с учетом различных вариантов развития событий (выход конфликта в публичную плоскость, системное точечное воздействие со стороны оппонентов и т.д.).

Моделирование ситуации

Остановимся более подробно на моделировании, т.к. именно оно позволяет прогнозировать развитие событий и оценить репутационные риски. Для моделирования мы, по сути, должны поставить себя на место лиц, которых посчитали связанными с конкретной конфликтной ситуацией, где возникли или могут возникнуть угрозы репутации. При этом важно учитывать следующие факторы:

1) Наличие специфических навыков и связей моделируемых лиц. Например, люди, связанные с политтехнологиями, которые «балуются» компроматом, вероятно готовы к PR-ответам на юридическое воздействие. Другой вариант: юристы, использующие информационное воздействие, могут использовать такой текст, который не даст возможности привлечь их к ответственности.

Выявление навыков и связей возможно за счет сбора информации об участниках ситуации в сети интернет, анализе различных информационных ресурсов (ЕГРЮЛ и т.д.).

2) Роль рациональных и эмоциональных моментов в конкретной ситуации. В некоторых конфликтах, которые затрагивают репутацию участвующих лиц, трезвый расчет, анализ возможных материальных потерь в результате продолжения конфликта отходят на второй план, уступая место эмоциям. Многие исследователи утверждают, что в России люди склонны бороться за «справедливость», как они представляют, часто не считаясь с финансовыми и прочими потерями. Также эмоциональной реакции способствует тому, что опыт достижения рационального компромисса, использования медиации и т.д. в нашей стране пока весьма ограничен.

3) Сложившуюся репутацию участников конфликта. Например, я оказывал методическую поддержку во взыскании задолженности с ООО «Филипп Киркоров Продакшн» и объяснял коллегам, что вероятный бенефициар этой организации обладает большой «компроматоустойчивостью» и какого-либо эффекта распространение достоверной негативной информации о неисполнении обязательств компанией, скорее всего, не даст.

Естественно, должны учитываться и сугубо юридические перспективы развития ситуации, но именно через призму реакции на них различных субъектов, вовлеченных в конфликт.

PR-инструменты для разрешения конфликта

От системного описания и моделирования перейдет к набору PR-инструментов может быть использован в конфликте. При этом можно говорить о формировании гуманитарно-правовых технологий (PRава), т.к. обычные гуманитарные технологии (прежде всего, PR) трансформируются в результате совместного использования с юридическими приемами.

Можно выделить следующие разновидности PR-инструментов, которые могут применяться в борьбе за доброе имя:

— точечные (письма, обращения и т.д.);

— публичные.

Другой вариант классификации:

— мотивирующие оппонентов и связанных с ним лиц;

— воздействующие на суд, контролирующие и правоохранительные органы.

Еще один вариант:

— прямое воздействие (информация исходит от заинтересованных лиц);

— косвенное воздействие (информация распространяет от иных лиц).

Если называть конкретные приемы, то стоит упомянуть:

— системную переписку с указанием возможности выхода обсуждения проблемы в публичную плоскость;

— распространение пресс-релизов;

— инициацию журналистских расследований;

— проведение пресс-конференций;

— организацию экспертных и массовых опросов с публикацией их результатов;

— обращение за научно-консультационными заключениями к известных экспертам и публикация их результатов и т.д.

Соцсети и видео-материалы

В настоящее время залогом эффективности PR-сопровождения юридических процессов, когда цель не продвижение юридических услуг, а воздействие на оппонентов, суд и т.д., часто является использование возможностей социальных сетей и видео-контента (роликов YouTube, VKontakte и т.д.). Можно выделить следующие причины такой ситуации:

— размещение материалов в соцсетях проще, чем в традиционных СМИ;

— нередко такому «любительскому» материалу больше доверяют, чем информации в профессиональных изданиях;

— существуют различные методы быстрого и массированного распространения информации через соцсети (как манипулятивные — «накрутки» количества просмотров и лайков, так и «естественные» (привлечение внимания крупных и активных сообществ и т.д.);

— соцсети дают возможность действовать более точечно — для некоторых регионов и тем просто нет подходящих СМИ, а соответствующие группы в соцсетях есть;

— традиционные СМИ все чаще берут материал соц сетей (пабликов типа Mash и др.) для своих материалов;

— создание видео воспринимается серьезнее, чем просто записи в соцсетях, жалобы на форумах и т.д.;

— использование соц сетей и видео хорошо стыкуется с другими методиками PRава (расширенной претензионной перепиской, предупреждением о проведении пресс-конференций и т.д.).

Применительно к видео-контенту для освещения юридических процессов (судов, уголовных дел и т.д.) важной является возможность показать то, что при описании словами, казалось бы, слишком легковесным и неубедительным. Например, в видео-ролике с анонсом пресс-конференции об отдельном случае коррупции требовалось «намекнуть» на возможную связь одного бизнесмена с чиновником. Поместив их фото рядом и добавив затем кадр со знаменитым ведущим Дмитрием Киселевым («Совпадение? Не думаю») удалось создать впечатление, которое сложно было бы вызвать словами.

Также визуальное воздействие содержит больше нюансов и позволяет лучше формировать отношение, чем прямое словесное убеждение. Поэтому, например, было так важно размещенное СМИ фото Романа Абрамовича, который пьет кофе в обычной лондонской кофейне рядом с судом, где рассматривался иск Бориса Березовского к нему.

Естественно, при проведении PR-кампании с использованием соцсетей и видеоконтента, нельзя забывать про юридические границы.

Кажущаяся анонимность социальных сетей иногда создает соблазн подать информацию более прямо, чем позволяет действующее законодательство. Например, обвинить в коррупции, а не высказать мнение о том, что неформальное взаимодействие бизнеса и чиновника может иметь место. Этого делать нельзя, т.к. есть практика привлечения к гражданско-правовой и даже уголовной ответственности за распространение информации через социальные сети.

Например, Соликамский городской суд Пермского края вынес приговор в отношении 22-летнего местного жителя. Молодой человек признан виновным в преступлении, предусмотренном статьей 128.1 УК РФ (клевета, соединённая с обвинением лица в тяжком преступлении).

В ноябре прошлого года за отсутствие государственных регистрационных знаков сотрудниками ГИБДД в Соликамске был остановлен автомобиль ВАЗ-2114. При этом оказалось, что водитель также нарушил правила использования ремней безопасности. По этим фактам в отношении водителя были составлены протоколы об административных правонарушениях. Гражданин не согласился с действиями сотрудников ГИБДД и от обиды разместил на страничке в социальной сети пост о том, что инспектор дорожно-патрульной службы «берёт взятки и с ним всегда можно договориться». Проверка СКР по Пермскому краю установила, что данная информация не соответствует действительности. Суд назначил подсудимому 160 часов обязательных работ, приговор вступил в законную силу.

Сейчас уже можно говорить о том, что при использовании соцсетей и видео-контента в связи с юридическими процессами совершаются следующие ошибки:

— нарушаются требования действующего законодательства (распространяются ложные сведения и т.д.);

— запускается процесс сбора подписей или публикуются открытые письма / видео обращения, которые не актуальны для большой аудитории и форма их подачи не привлекает внимание;

— нет «изюминки», которая привлекала бы внимание (в нашей практике в нескольких случаях это было использование образа Ждуна для пикетов у офисов организаций-должников и т.д.);

— отсутствует системное представление информации, когда на базе сообщений в соцсетях выходят новости в обычных СМИ, либо эти сообщения упоминаются в расширенной претензионной переписке;

— не используется возможность предупреждения оппонентов о начале/продолжении PR-сопровождения в соцсетях (распространение информации не вписывается в общую программу сопровождения конфликта).

В будущем значение соцсетей и видео-контента для сопровождения юридических процессов будет расти, т.к. меняется общее отношение к новым медиа и появляются все более эффективные и простые методики распространения информации таким образом.

Мнения
Аватар

Пример уведомления о PR-сопровождении конфликта:
Председателю Правления
АО КБ «XXXXБАНК»
Петрову А.А. 

Исх. № 23/02/у от 21.02.2017 г.
УВЕДОМЛЕНИЕ О ВОЗМОЖНОМ 
ИНФОРМАЦИОННОМ (PR) СОПРОВОЖДЕНИИ КОНФЛИКТА
Уважаемый ??????? ????????,
Уведомляем вас о том, что наша организация (ООО «ЦРК»;) планирует проведение информационного (PR) сопровождения конфликтной ситуации, возникшей с АО КБ «XXXXБАНК». Поводом для конфликта стала блокировка нормального доступа к расчетному счету ООО «ЦРК» в АО КБ «XXXXБАНК» и необоснованные, по нашему мнению, требования документов за длительный период деятельности организации, а также длительный период рассмотрения уже представленных документов.
На первом этапе информационного (PR) сопровождения рассматривается возможность организации публичного обсуждения конкретной ситуации, направление информации в СМИ, а также объединение усилий недовольных клиентов. По результатам возможно анонсирование и проведение специальной пресс-конференции и пикета, согласованного в соответствии с действующим законодательством (в том числе, с использованием куклы Ждуна, которая изготавливается по заказу ООО «ЦРК»;).

Для того, чтобы избежать необъективности, предлагаем назначить лицо ответственное за комментирование СМИ развития событий от имени Вашей организации. Данные этого лица могут быть сообщены Начальнику отдела специальных проектов ООО «ЦРК» ????????????? по адресу электронной почты ???@corpcollection.ru или иным контактам нашей организации.

С уважением и надеждой на разрешение проблемной ситуации, 

Генеральный директор
Центра развития коллекторства, 
к.ю.н. Жданухин Д.Ю.

Упс, комментировать могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, .