Автоматизация учета

CRM – как инструмент управления продажами

В последнее время, тема CRM настолько популярна, что в Рунете ее обсуждают не только IT-специалисты, но и менеджеры, и маркетологи и экономисты.… Уже прошел первый бум на волне «модной» терминологии, когда любой компьютерный ежедневник с аббревиатурой CRM шел «на ура». И хотя руководители предприятий осознают необходимость использования данных технологий, вопрос об эффективности CRM часто остается открытым.

М.Кадыков,
генеральный директор КГ "Бизнес Навигатор"

В последнее время, тема CRM настолько популярна, что в Рунете ее обсуждают не только IT-специалисты, но и менеджеры, и маркетологи и экономисты.… Уже прошел первый бум на волне «модной» терминологии, когда любой компьютерный ежедневник с аббревиатурой CRM шел «на ура». И хотя руководители предприятий осознают необходимость использования данных технологий, вопрос об эффективности CRM часто остается открытым.

Формула «выгодности» внедрения CRM, взятая из западных источников, растиражирована на сотнях сайтов и выглядит следующим образом:

  • Затраты на привлечение нового клиента в среднем в 5 раз больше, чем на удержание существующего.
  • Большая часть компаний из списка Fortune 500 теряет 50% своих клиентов каждые 5 лет.
  • Удовлетворенный клиент расскажет об удачной покупке в среднем 5 своим знакомым. Неудовлетворенный – минимум 10.
  • Большая часть клиентов окупается лишь через год работы с ними (соответственно, если клиент «ушел» до этого срока, то он принес убытки).
  • Увеличение доли удержанных клиентов на 5% увеличивает прибыль компании на 50-100%.

…. и так далее… полностью текст можно найти в Интернет.

Нет смысла оспаривать данные положения, хотя есть сомнения в истинности некоторых цифр, особенно применительно к российской действительности. Но существует еще один аспект использования CRM-технологий, о котором часто забывают не только в рекламных материалах, но, к сожалению, и при внедрении программ.

Общеизвестно, что CRM, это не только использование соответствующих программных средств, но и целостная корпоративная идеология, направленная на увеличение объемов продаж за счет более эффективной работы с клиентами. А важной частью любой корпоративной идеологии является технология управления.

Именно управленческая составляющая CRM-технологии является основной темой данной статьи.

Наша компания занимается разработкой и внедрением CRM-программ с 2001 года. За это время накоплен некоторый опыт, которым я и хочу поделиться.

Из собственного опыта и обсуждений в форумах могу сказать, что основными вопросами, которые встают перед руководством компаний, решивших внедрять CRM, являются:

  • Что даст компании внедрение CRM и оправдает ли хотя бы затраченные на нее средства?
  • Как заставить персонал компании, прежде всего менеджеров по продажам, добросовестно заносить все данные в общую базу?

Ответы на эти, казалось бы, не связанные вопросы кроются в технологии внедрения и использования CRM-продуктов.

Для того чтобы понять место CRM-системы в информационной структуре современной компании, сделаем небольшой экскурс в совсем недавнее прошлое. Развитие коммерческих служб и коммерческой деятельности можно условно разделить на три этапа.

Этап первый : конец 80-х – начало 90-х. Начало эпохи «дикого капитализма» характеризовалось появлением большого количества новых продуктов и услуг, спрос на которые зачастую превышал предложение. Приметами того времени являлись: ненасыщенность рынков и абсолютно хаотичная их организация, разрыв старых хозяйственных связей, частая смена поставщиков. Отсутствие «профильной» деятельности для многих фирм и предприятий являлось нормой (сегодня занимаемся колбасой, завтра тканями, послезавтра мебелью), фирмы появляются и исчезают. Понятно, что в этих условиях говорить о лояльности клиентов и долгосрочных отношениях и целевых сегментах не приходилось. Продавали все, все и всем! При этом каждый конкретный коммерсант занимался «своим» направлением «от и до», переговорами, закупками, отгрузками и пр., отдавая родной фирме некий процент от прибыли (за бухгалтерию и «крышу»). Технология же взаимодействия с клиентами, была никому неинтересна, кроме этого сотрудника. Допустим, нахамил он клиенту, обманул еще двух, проспал трех, но вместо них привел еще восемь и увеличил объемы продаж, значит хороший продавец. О каком-либо управлении процессом продаж даже речи не шло.

Этап второй : Во второй половине 90-х ситуация изменилась. Рынки постепенно насыщались товарами и услугами. В усиливающейся конкурентной борьбе побеждали компании, для которых конкретный бизнес стал профильным. На смену коммерсантам-индивидуалистам пришли коммерческие службы и менеджеры по продажам, которые работали только на реализацию товаров или услуг определенного направления. Для этого периода характерна следующая технология – менеджер в течение какого-то времени «набирает» себе клиентскую базу и дальше самостоятельно с ней работает, получая проценты с продаж. Фактически, результат его деятельности зависит от личного опыта в данной отрасли, умения найти клиента и его уговорить. Главным капиталом менеджера по продажам является клиентская база, которую он оберегает и от коллег-конкурентов и от работодателя. В прессе мне приходилось видеть рекламу: «Примем на работу менеджера по продажам со своей клиентской базой». Естественно, что потери при уходе таких сотрудников могут быть значительными. Поэтому, по сей день, во многих организациях менеджеры по продажам являются «священными коровами», и заставить их что-то изменить в своей работе (в том числе, вести общую клиентскую базу в электронном виде) у руководства рука не понимается. При этом возможностей управления продажами у руководства фирмы не так уж много – величина процента и предоставляемый товарный ассортимент. Поэтому, при таком подходе, стратегические цели компании часто не совпадают с текущим интересом сотрудников. Например, руководство, исходя из стратегических планов, конкурентной ситуации, рыночных тенденций, планирует вывод новых товарных позиций, продвижение на новые рынки, выдавливание конкурентов и т.п. А менеджеру удобно работать со знакомым ассортиментом и рынком (база готовая, клиенты знакомые, характеристики товара выучены назубок). Его сиюминутный, текущий финансовый результат никак не зависит от стратегических планов компании.

Этап третий : В современных условиях, когда конкуренция на некоторых рынках становится предельно жесткой, вопрос активного управления продажами встает очень остро. Для более оперативного реагирования на изменяющуюся рыночную ситуацию необходим контроль не только за конечной фазой – поступлением денег, но и за всеми этапами процесса продаж. Особенно это актуально для предприятий, торгующих достаточно дорогими товарами длительного пользования и оказывающих услуги. Важными показателями работы коммерческой службы становятся не только результаты продаж (штуки, деньги), но и, так называемые, «непродажные» показатели – число активных обращений к потенциальным клиентам и от них, состояние ведущихся переговоров, причины отказа от сотрудничества, число «новых» или наоборот, «потерянных» клиентов и многое другое. А это именно те данные, которые может дать руководству предприятия использование в коммерческой службе CRM-системы.

Естественно, чтобы заставить эти показатели реально «работать», необходимы изменения в управлении отделом продаж. В частности, система мотивации менеджеров должна быть построена в зависимости не только от финансового результата, но и от тех же «непродажных» показателей. В этом случае, предприятие может вполне успешно выходить на рынки, которые на текущий момент могут быть и не столь привлекательны в финансовом плане, но стратегически очень интересны. При этом осуществляется дополнительная мотивация менеджеров за активные действия по прямому продвижению (звонки, рассылки, уговоры и пр.). Например, премия за число клиентов, купивших товары нового направления, за выполнение плана по поиску клиентов в таком-то регионе и т.п. То есть персонал коммерческой службы должен быть мотивирован не только на конечный финансовый результат (хотя, естественно, и на это), но и на выполнение «воли руководства».

Таким образом, CRM-система становится не только корпоративным хранилищем данных, но и инструментом управления ! И в этом, возможно, и состоит ее главная ценность для руководства предприятия. Именно поэтому, попытки «оценить экономический эффект» от внедрения CRM, часто обречены на неудачу. Конечно, можно посчитать понесенный ущерб от потери клиентов, от ухода менеджеров и считать это «экономическим эффектом». Но это результат внедрения, скорее, «корпоративной записной книжки», и он составляет очень незначительную часть от того, что может получить компания при полноценном использовании CRM. Эффективность же CRM-системы, как инструмента управления, зависит только от руководства компании. И эту эффективность очень трудно посчитать в деньгах. Если вы сами сели за руль вместо того, чтобы стоять на остановке общественного транспорта, это еще не значит, что вы быстрее доберетесь до пункта назначения. Многое зависит от состояния дорог, пробок, ну и конечно, от вашего водительского мастерства. Но у вас появится возможность доехать быстрее!

Следующим моментом, на который стоит обратить внимание при внедрении CRM-программы, является то, что накопленные данные о клиентах и работе менеджеров являются лишь частью маркетинговой информации , необходимой для принятия решений! Важно не только зафиксировать количество контактов с определенными клиентами, но и оценить, как оно влияет на последующие продажи. И наоборот, как рекламная кампания, действия конкурентов, ценовая политика и пр. повлияли на количество обращений в вашу коммерческую службу. И не только в целом, но и кто эти клиенты, какая часть вашего ассортимента им наиболее интересна и многое другое. Таким образом, при выборе и внедрении CRM-системы следует обратить внимание на ее аналитические функции и возможность интеграции с другими данными.

Общая структурная схема обмена информацией при внедрении CRM может быть следующей:

Преимущества использования данной технологии для подразделений компании следующие:

Для руководства:

  • Контроль текущей работы коммерческой службы, управление продажами на всех этапах;
  • Получение всей информации, необходимой для принятия решений в одном формате;
  • Широкие возможности управления процессом продаж при решении стратегических и тактических задач.

Для коммерческой службы:

  • Четкая постановка задачи по продажам и позиционированию на рынках;
  • Дополнительная мотивация при решении стратегических задач компании;
  • Адекватные меры продвижения, соответствующие поставленным задачам (реклама направлена на те же сегменты и продукты по которым «приказано наступать».).

Для отдела маркетинга:

  • Получение всей информации, необходимой для планирования и проведения мероприятий по продвижению;
  • Быстрое получение информации от существующих и потенциальных клиентов. Дополнительные возможности сегментации клиентов;
  • Быстрое получение обратной связи от проведения мероприятий по продвижению.

Таким образом, CRM-программа при грамотном выборе и технологии внедрения является неотъемлемой частью общей системы управления коммерческой деятельностью предприятия. А грамотному руководителю не надо объяснять, какие преимущества дает повышение эффективности системы управления.

Начать дискуссию

Социальные предприниматели зарабатывают в РФ миллиарды: какие это сферы деятельности

Выручка индивидуальных предпринимателей, который работают в социальной сфере, составила 17,9 млрд рублей, а юридических лиц — 84,6 млрд.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Банки

Вклады теперь застрахованы более надежно

Размер повышенной дополнительной ставки составит 300% от базовой. С первого квартала 2022 года дополнительная ставка была нулевой.

Уведомление по ЕНП

❗ Минюст зарегистрировал изменение правил заполнения уведомлений по ЕНП

Порядок заполнения ЕНП-уведомления и электронный формат этого документа обновили. Новые правила заработают со 2 мая. Впрочем, их применяют и сейчас.

5
Лучшие спикеры, новый каждый день

С 1 мая новые контрольные соотношения в отчетности! 👀«Ночной бухгалтер» № 1670

Да, сверять отчеты между собой нужно будет по-новому. И следить за ними надо в оба глаза, потому что, если ваша декларация какие-то из них не пройдет, то и суммы из нее не будут учтены на ЕНС, придется ждать окончания камералки.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Общество

Шашлык подорожал на 10-20%. Опрос

Заметнее всего подорожал шашлык из курицы. Стоимость блюда выросла на 20%, до 389 рублей.

Экономика России

Мишустин: доходы бюджета выросли более чем на 50%

Минэкономразвития ждет, что за 2024 год ВВП превысит 191 трлн рублей, реальные доходы населения вырастут на 5,3%, а безработица сохранится в пределах 3%.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды
Адвокат

👔 Новый закон ужесточил требования к адвокатам, и будет их единый реестр. Сами адвокаты приветствуют это и считают крайне полезным

Президент подписал изменения в федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».

Многодетные семьи

Правительство на 7 лет продлит выплаты многодетным на погашение ипотеки

В 2024 году многодетные получат порядка 50 млрд рублей на погашение жилищного кредита.

С 1 мая банкам запретили брать комиссию за переводы клиента самому себе

Все банки с 1 мая 2024 года должны отменить комиссию с переводов до 30 млн рублей между собственными счетами клиента, в том числе в разных банках.

Обзоры новостей

⚡️ Итоги дня: школьников научат управлять беспилотниками, золото упало в цене, а в России сделали люксовую машину на водородном топливе

Подготовили обзор главных событий дня. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Бесплатно с Отпуска

Можно ли брать отпуск, разбивая его по несколько дней, в частности между праздниками. Мини-курс

Можно ли разделить отпуск, и какими частями работник может использовать дни отпуска, разбираем в сегодняшнем мини-курсе.

Можно ли брать отпуск, разбивая его по несколько дней, в частности между праздниками. Мини-курс
Бесплатно с Защита персональных данных

Штрафы за нарушения по персональным данным в 2024 году

В 2024 году штрафы за нарушение работы с персональными данными могут составлять до 1,5 млн руб., появились и новые составы правонарушений. Рассмотрим, как и на что обратить внимание, чтобы избежать миллионных санкций. 

Штрафы за нарушения по персональным данным в 2024 году
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

9 менеджеров, которые приведут вашу компанию в проектный ад

Есть мнение, что менеджер проекта — это самая неблагодарная и недооцененная позиция в IT. Ты оказываешься между двух огней и отвечаешь за все происходящее, но именно менеджер проекта — фигура, которая задает настроение команде.

9 менеджеров, которые приведут вашу компанию в проектный ад
Больничные

Что нового в правилах работы с электронными больничными

Электронные больничные стали обязательными, бумажных листков нетрудоспособности больше нет. С 1 мая 2024 года меняются правила работы с электронными больничными листами. На основании принятых изменений, запрашивать информацию из электронных больничных в СФР будет возможно только при наличии машиночитаемой доверенности, выданной страхователем.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

С 1 мая очередной вид продуктов питания подлежит обязательной маркировке

С 1 мая 2024 года икра осетровых и лососевых (красная) будет подлежать обязательной маркировке.

Ведение бизнеса

Фриланс, аутстаффинг, аутсорсинг: что это за модели и как бизнесу выбрать подходящую

Растущая необходимость в гибкости и эффективности решения задач ставит перед компаниями вопрос выбора между фрилансом, аутстаффингом и аутсорсингом. Модели предлагают решения для внешнего выполнения работ, но как определить, какая подходит бизнесу лучше?

 Иллюстрация: создано с помощью ИИ OpenAI © Вера Ревина/Клерк.ру

Учет убытков в 2024 году

К сожалению, не всегда компаниям удается получить желаемую прибыль. Что делать, если расходы превысили полученные организацией доходы? Как списать полученные убытки и предотвратить возможные претензии проверяющих, рассмотрим в этой статье.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Инвестиции

Компании из каких сфер активнее всего инвестируют на бирже: результаты исследования

За год суммарный доход компаний-клиентов Тинькофф на Мосбирже превысил 1 млрд рублей. Самые активные инвесторы на бирже — компании из оптовой торговли, строительства и химической отрасли.

КоАП РФ

Бизнесу поднимут штрафы за отсутствие уведомлений о начале предпринимательской деятельности

Власти хотят на 145% поднять размер административного штрафа для бизнесменов, которые не сообщают о своей деятельности. Санкции не менялись с 2010 года.

Интересные материалы

ВЭД

Валютная оговорка в договоре

Валютная оговорка представляет собой условие, включаемое в договор с целью нивелировать риски сторон, связанные с колебанием валютных курсов. Какие бывают валютные оговорки, как их правильно согласовать, расскажем далее в нашей статье.

Иллюстрация: freepik/freepik