Бюджетный учет

Даны указания по переходу на новый порядок учета

Все операции, которые имели место 1 января 2009 года и позже, должны быть отражены в соответствии с новыми правилами бюджетного учета. Однако нормативный акт, утвердивший их, вступил в силу только в марте.
2,9 тыс. 0

Все операции, которые имели место 1 января 2009 года и позже, должны быть отражены в соответствии с новыми правилами бюджетного учета. Однако нормативный акт, утвердивший их, вступил в силу только в марте.

Порядок перехода на новые нормы разъяснен в Методических указаниях, которые приведены в приложении к письму Минфина России от 10 апреля 2009 г. № 02-06-07/1505. Именно этими указаниями необходимо пользоваться всем бюджетным образовательным учреждениям.

Остатки на начало года надо переоформить
Отметим такой факт. При переходе на новые правила учета сальдо по отдельным счетам изменится. Однако валюта баланса не должна меняться.

НОМЕРА СЧЕТОВ СОСТАВЛЯЮТ, ПРИМЕНЯЯ КОДЫ БЮДЖЕТНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ
Образовательным учреждениям следует составлять свой рабочий план счетов с учетом новаций. Номера счетов бюджетного учета должны включать коды бюджетной классификации РФ (с 1-го по 17-й разряд), используемые в 2009 году, которые установлены:
- Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными приказом Минфина России от 25 декабря 2008 г. № 145н;
- законом (решением) о соответствующем бюджете.
При этом исходящие остатки по счетам с кодами, которые действовали в 2008 году, переносят на счета входящих остатков, содержащих коды бюджетной классификации РФ, применяемые в 2009 году, согласно принципу сопоставимости (преемственности) кодов.

Какой датой формируют операции?
Напомним, что Инструкция по бюджетному учету утверждена приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. № 148н. Она вступила в силу в марте, но действие ее распространяется на все правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.
Поэтому учебные заведения, финансируемые из бюджета, должны исходящие остатки по «старым» счетам перенести на счета нового Плана счетов бюджетного учета по состоянию уже на 1 января текущего года (зарегистрировав проводки межотчетным периодом). В Методических указаниях прямо не сказано, какой датой оформить операции. Но, судя по переходу на правила Инструкции № 25н, Инструкции № 70н, проводки надо сделать 31 декабря 2008 года (вне зависимости от даты фактического перехода к применению Инструкции № 148н).

ПРАВИЛА ПО ПЕРЕНОСУ ОСТАТКОВ УТВЕРЖДЕНЫ
Бухгалтерские операции по переводу остатков по счетам выполняют с использованием счета 401 03 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».
Записи отражают в Справке (ф. 0504833).
При этом к ней прикладывают таблицы соответствия счетов учета и кодов бюджетной классификации РФ, используемых в 2008 и 2009 годах.
Инструкцией № 148н изменены счета бюджетного учета (добавлен счет 104 07 000 «Амортизация библиотечного фонда», скорректирована нумерация следующих за ним счетов). Поэтому отдельные остатки нужно перенести не на аналогичный ранее применяемому счет, а на новые счета с учетом правил, обозначенных в Методических указаниях.
Например, перенос остатка амортизации, начисленной по состоянию на 1 января 2009 года по прочим основным средствам, выглядит так:

Содержание операции
Дебет
Кредит
Переведены исходящие остатки 2008 года
104 07 000
«Амортизация прочих основных средств»
401 03 000
«Финансовый результат прошлых отчетных периодов»
Сформированы входящие остатки 2009 года
401 03 000
«Финансовый результат прошлых отчетных периодов»
104 08 000
«Амортизация прочих основных средств»;

Заметим, что положения Инструкции № 148н впервые установили правила, согласно которым имущество казны Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования учитывается на отдельных счетах. В связи с этим сальдо по подобным объектам нужно отразить особо.

Если у образовательного учреждения было оборудование, являющееся имуществом казны, по которому частично начислена амортизация, то перенос остатков оформляют следующим образом:

Содержание операции
Дебет
Кредит
Переведены исходящие остатки 2008 года
401 03 000
«Финансовый результат прошлых отчетных периодов»
101 04 000
«Машины и оборудование»
Сформированы входящие остатки 2009 года по движимому имуществу казны
108 02 000
«Движимое имущество в составе имущества казны»
401 03 000
«Финансовый результат прошлых отчетных периодов»
Переведены исходящие остатки 2008 года по суммам амортизации оборудования, входящего в состав муниципальной казны
104 04 000
«Амортизация машин и оборудования»
401 03 000
«Финансовый результат прошлых отчетных периодов»
Сформированы входящие остатки 2009 года по амортизации движимого имущества казны
401 03 000
«Финансовый результат прошлых отчетных периодов»
104 11 000
«Амортизация движимого имущества в составе имущества казны»

Теперь первоначальная стоимость акций и иных форм участия в капитале формируется на новом счете 215 00 530 «Увеличение вложений в финансовые активы». Бухгалтерские записи по переносу остатков по суммам вложений в финансовые активы надо отразить так:

Содержание операции
Дебет
Кредит
Переведены исходящие остатки 2008 года
401 03 000
«Финансовый результат прошлых отчетных периодов»
106 01 410
«Уменьшение капитальных вложений в основные средства»
Сформированы входящие остатки 2009 года
215 00 530
«Увеличение вложений в финансовые активы»
401 03 000
«Финансовый результат прошлых отчетных периодов»

Необходимо скорректировать обороты
При переходе на положения Инструкции № 148н надо привести в соответствие с ними сложившиеся с начала 2009 года обороты по аналитическим счетам бюджетного учета.
Методические указания определяют ряд операций, которые необходимо сформировать по отдельным группам основных средств и нематериальных активов в 2009 году. Уточним эти группы:
- нематериальные активы и основные средства (за исключением драгоценностей, ювелирных изделий и объектов библиотечного фонда) стоимостью свыше 1 тыс. руб., но не более 3 тыс. руб.;
- нематериальные активы и основные средства (за исключением драгоценностей, ювелирных изделий и объектов библиотечного фонда) стоимостью свыше 10 тыс. руб., но не более 20 тыс. руб.;
- объекты библиотечных фондов стоимостью не более 20 тыс. руб. (за исключением периодических изданий);
- объекты библиотечных фондов стоимостью более 20 тыс. руб. (за исключением периодических изданий).
Рассмотрим специфику операций по указанным объектам.

Операции по вводу в эксплуатацию «малоценных» объектов
В соответствии с новыми правилами нематериальные активы и основные средства первой группы нужно списывать с учета при вводе в эксплуатацию. По прежним правилам с учета списывали данные объекты стоимостью до 1 тыс. руб. (в том числе и в 2009 году) при передаче в эксплуатацию. Согласно Методическим указаниям, в момент такой операции названное имущество стоимостью свыше 1 тыс. руб., но не более 3 тыс. руб. следует списывать с бюджетного учета независимо от срока его принятия к бюджетному учету. И в какой бы момент в 2009 году ни был введен в эксплуатацию объект, эту операцию нужно отражать по новым нормам.
Однако до 17 марта 2009 года действовали правила бюджетного учета, установленные Инструкцией № 25н, по которым на имущество этой ценовой категории при вводе в эксплуатацию начислялась амортизация в размере 100 процентов стоимости. Как аннулировать сумму начисленной в 2009 году амортизации, в Методических указаниях, к сожалению, не сказано. Считаем, что операцию следует оформить методом «красное сторно».

ПРИМЕР 1
В учреждении на 1 января 2009 года на счете 101 06 000 «Производственный и хозяйственный инвентарь» числился стол стоимостью 2500 руб., приобретенный в 2008 году. Его передали в эксплуатацию 1 марта 2009 года. На новые правила бюджетного учета учреждение перешло 1 мая 2009 года.
Бухгалтер записал:

Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
Март 2009 года
Передан в эксплуатацию стол
101 06 310
«Увеличение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря»
101 06 310
«Увеличение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря»
2500
Начислена амортизация (100% стоимости объекта)
401 01 271
«Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»
104 06 410
«Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря за счет амортизации»
2500
Май 2009 года
Аннулирована ранее начисленная амортизация (методом «красное сторно»)
401 01 271
«Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»
104 06 410
«Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря за счет амортизации»
2500
Списана стоимость стола по новым правилам
401 01 271
«Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»
101 06 410
«Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря»
2500

Если же объекты введены в эксплуатацию после вступления в силу новых норм, то учет организовать проще - сторнировочные проводки в таком случае не понадобятся. В момент выполнения операции достаточно сделать записи по списанию стоимости объекта с учета.
Для объектов, введенных в эксплуатацию до 1 января 2009 года, но входящих в эту же ценовую категорию, Методические указания содержат отдельные правила учета. Рассмотрим их на примере.

ПРИМЕР 2
Используем данные примера 1, изменив условие о дате ввода в эксплуатацию. Представим, что эта операция выполнена еще в 2008 году.
В данной ситуации бухгалтерские записи будут такими:

Содержание операции
Дебет
Кредит
Сумма, руб.
2008 год
Передан в эксплуатацию стол
101 06 310
«Увеличение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря»
101 06 310
«Увеличение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря»
2500
Начислена амортизация (100% балансовой стоимости объекта)
401 01 271
«Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»
104 06 410
«Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря за счет амортизации»
2500
Май 2009 года
Списана стоимость стола
104 06 410
«Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря за счет амортизации»
101 06 410
«Уменьшение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря»
2500

ОПЕРАЦИИ ПО АКТИВАМ ВТОРОЙ ГРУППЫ
Ввод в эксплуатацию в 2009 году таких нематериальных активов и основных средств независимо от даты их принятия к учету тоже нужно отразить согласно новым нормам. Амортизация начисляется теперь при вводе в эксплуатацию в размере 100 процентов балансовой стоимости на указанные активы стоимостью до 20 тыс. руб. (ранее - до 10 тыс. руб.).
Обратите внимание: по старым нормам амортизация на подобные основные средства и нематериальные активы начислялась линейным способом со следующего месяца после принятия к учету. И если актив учтен до 2009 года, но введен в эксплуатацию в текущем году, то амортизацию до этой операции надо исчислять так же. А вот уже при переходе на новые правила учета нужно доначислить амортизацию до 100 процентов балансовой стоимости основных средств и нематериальных активов указанной группы.

БУХГАЛТЕРСКИЕ ЗАПИСИ ПО УЧЕТУ БИБЛИОТЕЧНОГО ФОНДА
До вступления в силу Инструкции № 148н амортизация на такие активы не начислялась вовсе. Теперь амортизацию на объекты библиотечных фондов стоимостью не более 20 тыс. руб. (за исключением периодических изданий), принятых к учету как в 2009 году, так и до 1 января 2009 года, начисляют. Причем в размере 100 процентов балансовой стоимости. Операции отражают по общим правилам (записи аналогичны тем, что приведены в примерах 1 и 2).
Амортизацию на объекты библиотечных фондов дороже 20 тыс. руб. (за исключением периодических изданий) начисляют начиная с января 2009 года ежемесячно линейным способом из расчета 1/12 годовой суммы амортизации. При этом в качестве значения срока полезного пользования принимают 15 лет.
Стоимость периодических изданий (журналов, газет) следует списать на дату перехода на новые правила, одновременно отразив их в количественном выражении за балансом.

ПЕРВИЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПЕРЕОФОРМЛЯТЬ НЕ НАДО
Все операции (в том числе по санкционированию расходов) в 2009 году должны быть оформлены первичными документами и отражены в соответствующих регистрах бюджетного учета согласно новым правилам бюджетного учета.
Однако Методическими указаниями запрещено переоформлять и (или) исправлять сформированные до применения Инструкции № 148н первичные документы, отражающие хозяйственные операции с января 2009 года до даты вступления в силу Инструкции № 148н (то есть до 17 марта 2009 года).
Кроме того, не следует переоформлять листы кассовой книги, сформированные (подписанные, прошнурованные и пронумерованные) до внедрения положений Инструкции № 148н.

Начать дискуссию

Названа самая быстро развивающаяся отрасль российской экономики

ИТ-отрасль заняла 1-е место по темпам роста ключевых показателей за 4 года среди всех крупных отраслей экономики России.

Курсы повышения
квалификации

20
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Так ли страшен налоговый мониторинг? Теперь читатели «Клерка» узнают больше об этом виде контроля

На «Клерке» есть полезный блог компании ДРТ, которая знает все о налоговом мониторинге. Читатели могут в любой момент уточнить важную информацию в комментариях.

Так ли страшен налоговый мониторинг? Теперь читатели «Клерка» узнают больше об этом виде контроля
104

Самозанятый vs ИП. С кем заказчику выгоднее сотрудничать

Очевидного ответа, с кем выгоднее сотрудничать — с самозанятыми или ИП — нет. И те, и те самостоятельно платят налог с вознаграждения. А вот в чем нюансы сотрудничества — разберем подробнее.

Самозанятый vs ИП. С кем заказчику выгоднее сотрудничать
Лучшие спикеры, новый каждый день

🧠Пятничный мозгонапрягатель. Бухгалтер, отвлекись от работы

Бухгалтера, давайте напряжем бул... извилины и поищем предметы.

🧠Пятничный мозгонапрягатель. Бухгалтер, отвлекись от работы
14
64
ФСБУ НМА

Расходы на актив, не признанный НМА, учитывают по ПБУ 10/99

Компания понесла расходы, которые в бухучете не связаны с созданием нематериального актива. Значит, их не надо учитывать по нормам ФСБУ 14/2022.

Бизнес в новых регионах за 2024 год платит два из трех имущественных налогов

Имущественные налоги устанавливаются Налоговым кодексом и региональными и местными законами. В новых регионах эти налоги могут быть введены с 01.01.2024.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Мемы от великих художников. Пятничный пост для поднятия настроения

Продолжаем собирать мемы от великих художников. Ловите подборку картин, которые отлично подходят для бухгалтерских и не только мемов.

Мемы от великих художников. Пятничный пост для поднятия настроения
121

Смена профессии: как бухгалтеру перебороть страх перемен

Бухгалтер — одна из популярных и востребованных профессий, но одновременно с этим одна из самых ответственных и напряженных. Выгорания случаются у бухгалтеров достаточно часто, и в эти минуты приходят мысли о смене профессии. Как быть, если сердце требует перемен, а разум переживает за благосостояние?

Смена профессии: как бухгалтеру перебороть страх перемен
1
657

День отдыха за работу в выходной оплате не подлежит, но оплатить его надо

Если сотрудник в прошлом месяце работал в выходной день, а в текущем взял отгул, то ему надо оплатить полный оклад, хотя работать он будет на 1 день меньше.

97

У иностранных инвесторов будет упрощенный порядок оформления виз в РФ

За инвестиции в российскую экономику от 50 млн рублей иностранные предприниматели смогут получать многократные деловые визы в РФ.

О праве на вычет НДС, уплаченного в качестве налогового агента, в случае расторжения договора

Вправе ли организация принять к вычету НДС, исчисленный с суммы уплаченного аванса, в 1 квартале 2024 года, поскольку с момента расторжения договора не прошло года? Рассказывает Коллегия налоговых консультантов.

Переходный период закончился: как платить налоги в 2024 году

В 2023 году система расчетов с бюджетом претерпела существенные изменения. Закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ внес поправки в НК. Появилось понятие Единого налогового счета (ЕНС). Каждому налогоплательщику, будь то физлицо, ИП или компания, открыт единый налоговый счет, на котором учитываются все расчеты с бюджетом, касающиеся уплаты налогов и взносов.

Переходный период закончился: как платить налоги в 2024 году
Миникурсы, текстовые и видеоинструкции для бухгалтеров

Тест: понимаете ли вы бухгалтерские термины. Выпуск 2

Проверьте свои знания в области бухгалтерской терминологии. Сегодня тест посвящен активам и пассивам.

Тест: понимаете ли вы бухгалтерские термины. Выпуск 2
7
90

👀 «Клерк» на YouTube смотрят уже больше 5000 человек!

На нашем ютуб-канале вы найдете крутые налоговые и бухгалтерские новости. Подкасты про финансы и инвестиции, а также вебинары для бухгалтеров и кадровиков.

33

Аргументы для повышения стоимости бухгалтерского обслуживания

Продолжаем серию статей про то, как организовать работу по повышению стоимости бухгалтерских услуг. В рамках предыдущей статьи мы рассмотрели вопросы о том, как подготовиться к повышению цен, а также насколько сильно допустимо поднимать стоимость обслуживания клиентам. Теперь нам предстоит поговорить о том, какие аргументы использовать для согласования повышения стоимости, а также рассмотреть важные аспекты психологии принятия решений клиентом.

Аргументы для повышения стоимости бухгалтерского обслуживания

Минфин засекретил часть расходов федерального бюджета

За 2023 год расходы федерального бюджета составили 32,35 трлн рублей, на доходы пришлось 29,12 трлн. Дефицит бюджета составил почти 3,23 трлн рублей.

Банкротство иностранцев в России. Трансграничное банкротство в каждый дом!

До 2022 года большинство сделок в России структурировалось с участием иностранных компаний на Кипре, на БВО. Не в последнюю очередь это делалось для налоговой оптимизации и сокрытия источника происхождения денег. Если проект не взлетит, кредиторы могут направлять письма на деревню дедушке в Лимасоле.

Могу ли я снизить зарплату сотрудника за его опоздания?

Нет, производить удержания из зарплаты в таких случаях нельзя. Перечень случаев удержаний, которые может производить работодатель без согласия сотрудника из заработной платы, закрытый и расширительному толкованию не подлежит.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Налог по ПСН в 2024 году можно уменьшить на взносы 1% за 2024 год

Порядок уменьшения налога на взносы ИП 1%, который ФНС разъяснила своими письмами, действует не только для УСН, но и для ПСН.

94

Интересные материалы

Коротко о том, какие бывают формы финансирования?

В России существуют различные формы финансирования бизнеса со своими особенностями и условиями. Выбор зависит от целей компании, её размера, стадии развития и рыночной ситуации. Существует несколько источников получения средств.

Коротко о том, какие бывают формы финансирования?