Бухгалтерский учет

Зачет и бартер - разные вещи

Ни для кого не секрет, что при расчетах за товары, работы, услуги собственным имуществом у плательщиков НДС могут возникнуть проблемы. Дело в том, что для этих операций в Налоговом кодексе установлен особый порядок применения налоговых вычетов. Так, в пункте 2 статьи 172 НК РФ говорится, что если за приобретенный товар организация расплатилась собственным имуществом, то НДС к вычету можно принять исходя из балансовой стоимости переданного имущества.

Ни для кого не секрет, что при расчетах за товары, работы, услуги собственным имуществом у плательщиков НДС могут возникнуть проблемы. Дело в том, что для этих операций в Налоговом кодексе установлен особый порядок применения налоговых вычетов. Так, в пункте 2 статьи 172 НК РФ говорится, что если за приобретенный товар организация расплатилась собственным имуществом, то НДС к вычету можно принять исходя из балансовой стоимости переданного имущества.

Поэтому налогоплательщики стараются избегать операций, в которых участвует собственное имущество, и на практике они не столь распространены. Чего нельзя сказать про зачет встречных требований - такие операции, напротив, весьма распространены. Напомню, что зачет проводится между контрагентами «встречных» договоров, причем не обязательно одинаковых. Например, зачет можно провести по «встречным» договорам купли-продажи и выполнения работ. Зачет встречных требований дает возможность не исполнять обязательства по оплате таких договоров. Расчеты между сторонами закрываются в силу выполнения условий договора по отгрузке товаров, выполнению работ и т. п. (ст. 410 ГК РФ). Причем, действуя по такой схеме, многие организации уверены, что при прекращении обязательств зачетом не происходит оплаты за товары (работы, услуги) собственным имуществом. А раз так, то НДС к вычету можно принимать на общих основаниях как если бы оплата по договору была проведена деньгами. Однако налоговые органы и тут находят поводы для претензий. С подобными претензиями столкнулся и один из наших клиентов.

Ситуация развивалась следующим образом. В июне 2003 года сторонняя организация оказала нашему клиенту - сельскохозяйственной организации услуги по выращиванию кормовых бобов. Эти услуги облагаются налогом на добавленную стоимость по общей ставке (в 2003 году она составляла 20 процентов).

Несколько позже, в сентябре 2003 года, наш клиент заключил с этой же организацией договор поставки, по которому отгрузил продукцию, облагаемую НДС по ставке 10 процентов. В результате у компаний возникла взаимная задолженность и руководство обеих фирм приняло решение погасить эту задолженность зачетом.

Сказано - сделано. Было подписано соглашение о зачете. И наш клиент смело поставил к зачету сумму НДС по оплате за услуги. Ведь к тому были все основания - счет-фактура и соглашение о зачете. Однако при камеральной проверке декларации налоговая инспекция вычет не приняла.

По мнению налоговиков, в данной ситуации фактически произошел обмен товара на услуги. То есть расчет собственным имуществом. А в таких случаях Налоговый кодекс предусматривает особые правила принятия НДС к вычету - за основу берется стоимость отгруженного товара (п. 2 ст. 172 НК РФ). Поэтому, настаивала налоговая, в данной ситуации вычет можно применить только исходя из ставки 10 процентов.

А наш клиент поставил НДС к вычету исходя из ставки 20 процентов. Таким образом, он занизил сумму налога, подлежащего уплате, то есть образовалась недоимка.

Соответственно на свет появилось решение о доначислении, а нашему клиенту направлено требование о добровольной уплате налога. Сделать это наш клиент отказался, и в результате дело было передано в суд.

В суде в свою защиту мы привели такие доводы. Прекращение обязательства зачетом нельзя приравнивать к оплате собственным имуществом. Дело в том, что, во-первых, в статье 167 НК РФ это обстоятельство прямо названо оплатой товара. Во-вторых, согласно ГК РФ, зачет - отдельное, никак не связанное с передачей имущества обстоятельство прекращения договора.

Кроме того, по вопросу вычета НДС при зачете встречных требований уже высказывался Конституционный суд. В частности, в постановлении от 20.02.01 № 3-П КС РФ указал, что при проведении зачета НДС принимается к вычету по общим правилам. А это значит, что применять пункт 2 статьи 172 НК РФ не надо и в нашей ситуации к вычету ставится налог по ставке 20 процентов.

Налоговая же продолжала настаивать на том, что фактически произошла бартерная операция. Однако суд такие доводы не принял, указав, что подписание соглашения о зачете влечет за собой прекращение взаимной задолженности сторон. А это в свою очередь означает оплату (п. 2 ст. 167 НК РФ). Ну а если произошла оплата, то налогоплательщик имеет право поставить НДС к вычету в полном объеме (решение Арбитражного суда Ставропольского края от 20.09.04 по делу № А62-4386/2004-С4).

Михаил Владимирович Булавин,
заместитель директора
ООО «Универсал-аудит», г. Ставрополь

Начать дискуссию